Концентрация и медитация. Продолжение 3

   Продолжение 3

    Ближайшей целью человека является понимание тайны своего собственного существования, познание самого себя.Поэтому истинный йог не будет тратить силы ума на поиски наслаждений, как делают обыкновенные люди, и не будет даже тратить свою ментальную энергию на то, чтобы избегать вещей, которые кажутся ему сейчас неприятными.Он не будет отвлекать свой ум на недостатки других людей, не будет сосредотачивать силу для достижения эгоистических целей во вред другим, как очень часто делают люди "цивилизованного" общества.Точно так же он не будет прибегать ни к каким формам  чёрной магии. Истинный йог никогда не сосредотачивает своего внимания на признаках богатства и честолюбия. Поэтому, согласно йогам, этот род  ненаправленного сосредоточения истощает энергию, которую нужно сохранять и иметь большие запасы прежде, чем могут быть достигнуты серьёзные результаты в духовной жизни. Все эти мирские цели и объекты представляют препятствия на пути духовного роста....Очень немногие люди в мире  действительно понимают, почему все эти вещи стоят на пути духовного роста.  Настоящий йог - это человек, всегда умеющий отличить истину от лжи, реальное  от нереального, дух от материи. Он стремится к высшим идеалам жизни и поэтому сосредотачивает все свои мысли на высшей истине или на абсолютной реальности вселенной. В результате такой концентрации внимания у него появляется сверхземное спокойное состояние ума...

        Умственная деятельность разделяется на пять различных состояний:(термины даются для  общеобразовательной цели, не для обязательного запоминания, прим. от автора):

    1.Разбросанное состояние(КТИПТА)  - то есть, постоянно активное. В этом состоянии ум бросается, как бешенный слон в первом же направлении, какое ему представится. Он блуждает туда и сюда без всякой цели и его нельзя подчинить контролю. Люди, находящиеся в таком состоянии, даже не пытаются остановить эту беспокойную деятельность. Им кажется, что это и есть нормальное состояние, и что всякое другое было бы ненормальным или болезненым. Они боятся, что если они остановят свой ум, то у них появится безразличность к окружающему, или что они потеряют свою индивидуальность. И всегда спорят с другими людьми, которые советуют умерить им  страшный темп, с каким движется машина их ума, и предлагают им отдохнуть...Они думают, что покой означает сон или смерть.

   2. "Глупое состояние" или "состояние сбитого с толку"(МУХДА). Люди такого состояния очень скучны, ленивы и бездеятельны. В крайнем проявлении это состояние приближается к идиотизму. При таком состоянии интеллекта способности понимания и рассуждения как бы окутаны тьмою невежества. Это состояние представляет как бы обратный полюс преувеличенной деятельности, в действительности это бездеятельность ума.

   3. Деятельно- бездеятельное(ВИКШИПТА)  - состояние, колеблющееся. То  деятельное, то бездеятельное.

   4. Концентрированное(ЭКАГРА) - "заключенное в одном пункте", "заостренное".

   5. Состояние хорошо контролируемого и правильного сосредоточения ума(НИРУДХА). В этом состоянии  всякая непроизвольная деятельность подчинена высшим началам.В этом состоянии, ум, переходя свои обычные границы, достигает сверхсознательного состояния божественного сознания.

   Первые три состояния принадлежат  обыкновенным людям. И ни одно из них не может явиться помощником в духовной жизни. Только последние два ведут к духовному росту. В четвертом состоянии, т.е. когда ум сосредоточен на одном пункте, мы можем постичь истинную природу вещей. Тягостные ощущения, от которых страдает душа, начинают являться всё реже и реже, жизненные мирские вещи и чувственные удовольствия бледнеют в нашем представлении и перестают нарушать  душевный мир. Это состояние ума постепенно ведёт к достижению пятого состояния, вместе с которым приходит полная власть над умом. Поэтому люди, стремящиеся к духовному совершенству, должны прилагать все усилия для того, чтобы достигнуть этих двух состояний...

   Когда достигается пятое или сверхсознательное состояние ума, сознанию открывается истинная природа познающего начала или Духа. Во всех других состояних то же познающее начало проявляется  в нас отождествленными с видоизменениями ума. Иногда познающее начало отождествляется с добрыми или злыми импульсами, иногда со страданиями, иногда с наслаждениями, а иногда с изменениями, происходящими в нашем физическом теле, с его болезнями.

   Отождествление  Духа с различными состояниями ума и тела есть причина нашего рабства, горя и страданий. Когда начало, познающее горе или страдание, отождествляется с горем и страданием, оно кажется также несчастным и грустным, но в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ   познающее начало всегда отдельно и отлично от познающего обекта. Когда железный шар нагревается в горне, он кажется красным и горячим, и человек, глядящий на него, легко принимает его за огонь.

  Интеллект, ум  и тело можно сравнить с таким железным шаром, а разум  -  с огнём. Интеллект, ум  и тело нагреваются и раскаляются на огне разума и сознания, которое является истинной природой Духа и тогда незнающему человеку интеллект,  душа и тело кажутся разумными. Вследствии такого заблуждения, изменеия, возникающие в душе и теле, отождествляются с чистым и неизменным источником разума, т.е. сознанием. Но также , как мы можем узнать истинную природу железного шара, отдалив его от огня, точно так же мы мы познаем истинную природу нашего ума, когда в состоянии концентрации мысли отделяем его от огня разума. Тогда лишь мы понимаем, что подобно железному шару он сам по себе темен и холоден, и что только освещаясь и согреваясь чистым разумом или Духом, он начинает сверкать и казаться существующим....

(Прод. следует)


Рецензии