Пластическое искусство Персии

Фрагмент рельефа лестницы ападаны. Персеполь

Традиции ассирийского искусства (http://www.proza.ru/2010/07/08/171) вновь возродились в древнеперсидсих рельефах эпохи Ахеменидов VI – V вв. до Р.Х. (http://www.proza.ru/2013/12/17/1892). Самый выдающийся памятник этого времени, царская столица Персеполь, начал создаваться около 520 г. до Р.Х. по единому, хорошо продуманному плану. Этот город поражает многочисленными рельефами. Причем мастерство скульпторов  доведено в них до изумительного совершенства и предельной точностью в изображении мельчайших деталей. Все здесь имело определенное, связанное с ритуалом место.  Весь ансамбль, как считают, возводился с единственной целью: весной, в день празднования иранского Нового года (Ноуруза), ежегодно (или, может быть, даже один раз в жизни  каждого царя, при его торжественной коронации) в этот город-храм собирались вельможи государства, гвардия и представители разных народов, чтобы во главе с царем и его двором  совершить торжественные ритуалы. Дошедшие до наших дней рельефы изображают торжественное и пышное шествие сотен персидских и мидийских солдат, сотен вельмож, сотен чиновников, сотен представителей подвластных народов. Эти рельефы  следует осматривать внимательно и медленно, и тогда само собой возникает впечатление, что армия царя не имеет числа, что царю подвластен весь мир и сам он подобен богу.

Поднявшись по парадной каменной лестнице на искусственную двенадцатиметровую платформу, кортеж проходил через здание-храм, которое называлось  «Ворота всех стран». При входе в здание высились огромные, более 10 м, человекобыки. Затем вся процессия подходила к подножию так называемой «ападаны Дария – Ксеркса».  Кортеж поднимался на террасу дворца по лестнице  с двумя маршами, которые также украшали рельефы. К первому маршу «делегации»  подходили с двух сторон и слева они видели изображенную на рельефах армию царя царей. В трех регистрах, сменяя друг друга, шли абсолютно одинаковые, сделанные как бы по трафарету, солдаты эламских полков  с копьями и щитами, мидийцы с акинаками, луками и копьями. За эламской гвардией в верхнем регистре изображены воины, которые несут царский трон, ведут царских коней и царские колесницы. Справа на рельефах показано «шествие народов», которые входили в империю Ахеминидов. Главу каждой группы ведет вельможа в парадном персидском платье с высокой тиарой на голове – возможно, это сатрапы (главы провинции), назначавшиеся исключительно  из числа персов знатных родов. Здесь мидийцы со своими знаменитыми «нисийскими» конями, несущие золотые кубки, вазы и гривны, эламитяне с прирученными львицами и золотыми кинжалами, негры с окапи, вавилоняне с быками, армяне с конями, вазами и ритонами, хорезмийцы, ведущие коней, арабы с верблюдами и другие народы.

Пройдя по лестнице ападаны, парадный кортеж попадал в громадный приемный зал, крышу которого поддерживали тридцать шесть каменных колонн (по числу покоренных персами народов). Далее процессия следовала во дворец Дария, где, очевидно, происходил торжественный «банкет».

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270

Иран и ираноязычные племена  http://www.proza.ru/2013/04/21/322


Рецензии