Парадокс Иова

                Наталья ГВЕЛЕСИАНИ



                ПАРАДОКС ИОВА



    Как я уже писала в своих эссе о библейской Книге Иова, проблемой нашего времени является то, что несмотря на то, что христианству уже 2000 лет, мы в своей духовной слепоте все еще остаемся «друзьями Иова», которые, не будучи в силах понять, за что на голову праведного Иова валятся все беды и несчастья видимого мира, не нашли ничего лучшего, как обвинить его в недостаточной праведности. Фактически, друзья предложили Иову снять маску праведности и вглядеться в свои грехи, отыскать их – скрытые дотоле – от него самого.
       Как это ни парадоксально, но теоретически – вопрос поставлен ПРАВИЛЬНО.  Неестественность, неправедность, несправедливость тут только в том, что ставят его теоретики, которые на практике не дотягивают до праведности Иова и поэтому, что называется, не им говорить.  А тот, кто не добрал в духовном восхождении до высоты и глубины Иова – не добирает и количество кирпичей и шишек на многострадальную голову, синяков и ссадин… На таких – сатана не нападает. Слишком они еще немощны и мелки, чтобы встать на путь богопознания.

      И тем не менее вопрос о том, что Иов утратил способность «зрения греха своего» - поставлен правильно.  Чтобы понять это,  надо просто нивелировать тот эмоциональный негативизм. который  вызывает у нас слово «грех», особенно когда мы применяем это слово по отношению к себе.
      Грех в «Новом Завете» – это на самом деле не только отступление от десяти христианских заповедей. Не только – моральная категория. В ГЛАВНОМ и широком смысле грех является – отпадением от Бога.  А путь от греха к праведности. – соответственно – путем восстановления утраченной связи.
     Каков же главный признак праведности, а фактически, успешности в трудах и делах богопознания, возвращения к Истокам?  Исполнение библейских заповедей?  Несомненно.  Непременно исполнение заповедей. Но это – только основа, фундамент, скелет. Механизм без плоти и крови. Сухое чувство долга. Суховатое чувство любви.  Комфорт, теплохладность. Так живут друзья Иова.
     В искреннем и чувствительном Иове же – так много подлинности в его делах любви и долга, что он, конечно же, не теплохладен. Сердце его – не механизм. Это сердце – из плоти и крови. И  оно – болит. Болит  и настоятельно требует исцеления. А это означает, что ему настала пора подняться  выше. Перейти от ветхозаветного – к новозаветному пониманию проблемы.
     «Самого главного – глазами не увидать. Зорко только сердце» - вот главная евангельская мудрость, прочувствованная и выраженная благодатнейшим и мудрейшим Антуаном де Сент-Экзюпери. Никакое  - даже самое искреннее и дотошное – исполнение заповедей, никакие дела с их даже самыми благородными плодами – Бога  в наш общий домик не вернут.  Пока не откроются очи сердца  и - не узрят Свет. Который внутри и вне нас. Всюду. Везде. Который – Сам расставит все в этом мире по своим местам. Надо только поддаться, довериться ему.
     Воскресшее сердце – это исцеленное сердце.
     И пока такое Воскресенье и следующее за ним Преображение на горе Фаворе не состоялось – даже праведный Иов – все еще НЕПРАВЕДЕН и Сатана имеет власть безжалостно глумиться над ним.
      
     Вера – это доверие. Доверие к утраченному Свету.
     Парадокс Иова – в утрате доверия к светлому и благому Богу, которого можно прозреть сквозь Тьму несмотря ни на что. Богу, который зовет его за собой – на путь вечного странника – свободного от плодов своих дел, к которым он так трепетно привязан.  К восприятию подлинной Жизни как ПРОЦЕССУ, а не результату.
      Ибо Любовь – это не результат, а ПРОЦЕСС. Это – движение, вечное движение. По спирали. С провалами и падениями, с препятствиями и необходимостью разбираться в хитросплетениях зла и добра. Но это – ДВИЖЕНИЕ.  Не застой.
      Бедный Иов, всякий раз упирающийся в стену из плодов своих благих дел и ищущий, чем бы еще пожертвовать Богу. Он должен прозреть. 
     Марфа из евангельской притчи о Марфе и Марии - должна, наконец,  стать Марией.   
               
                10.08.2011г


Рецензии