О природе истины. Часть третья
отношению к ничто, и что именно оно является искомым Абсолютом, т.к. удовлетворяет
соответствующей атрибутике. Хотя это знание является сугубо эмпирическим (наиболее
желаемым для науки и здравого смысла), но пока мы не увяжем его с окружающей нас
объективной реальностью, оно будет оставаться для нас отвлеченным знанием.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению этой связи, необходимо хотя бы вкратце
определиться с тем, что представляет собой это самое бытие. В самом обобщенном виде
оно есть процессуальность как таковая, куда входят все материальные и духовные процессы,
которые принято подразделять на механические, физические, химические, биологические,
социальные и т.д. Речь, таким образом, идет о всей совокупности наличного бытия.
Учитывая то, что мы вряд ли знаем и вряд ли познаем когда-нибудь все формы
процессуальности в связи с неохватностью вселенной, можно по крайней мере утверждать,
что это все равно будет процессуальность, т.к. статика возможна только в виде ничто.
Универсалии (справедливость, добро, красота и т.д.) тоже статичны, но они абстрактны и
представляют собой лишь имена – названия совокупностей процессов, объединенных по
определенному признаку.
Итак, проблема бытия, таким образом, сводится к проблеме движения. Принятое ныне
определение движения гласит: движение есть процесс, направленный от низшего к высшему
и от простого к сложному. Прежде чем дать свое определение движения, которое следует из
признания ничто Абсолютом, я хочу обратить Ваше внимание на противоречивость
традиционного определения. Нетрудно заметить, что сложное здесь отождествляется с
высшим, что против логики и здравого смысла. Даже в обыденности мы всегда связываем
высшее именно с простотой. От традиционного определения, таким образом, остается лишь
первая его часть, которую мы и подкорректируем в свете того, что высшим является ничто:
движение это процесс, целью которого является его самоустранение. Переход от низшего к
высшему – это переход от динамики к статике.
Процессуальность во все времена понималась как недостаточность, но ее снятие в
каждом конкретном случае виделось в переходе на новый уровень недостаточности, что
образует собой бесконечный процесс ввиду недостижимости совершенства на пути
становления. Но всякая бесконечность недолжна и дурна, т.к. указывает на отсутствие
смысла. Тем самым мы лишаем бытие (и свою жизнь в том числе) смысла, а это недопустимо.
Новая трактовка движения не образует дурной бесконечности, т.к. согласно ей целью
каждого конкретного процесса является не переход в следующий процесс, а собственное
уничтожение. Чтобы это обосновать, я прибегну к следующему размышлению. Среди всех
имеющих быть процессов есть такие, которые мы называем потребностями. По отношению к
ним можно без особого насилия над собой констатировать, что их цель заключается в
собственном уничтожении и более ни в чем. Думаю, что здесь не должно возникнуть
недоразумений. Но дело в том, что все процессы до единого (если вникнуть) являются
потребностями.
Усложняясь, совершенство никогда не достигнет совершенства, ибо здесь противоречие
в определении. Но ведь есть и другой способ обретения совершенства - это устранение
несовершенства! Совершенство есть просто отсутствие несовершенства. И мое определение
движения отталкивается именно от этого.
Процесс, выражаясь на философском языке, суть наличие и одновременно снятие
известных противоположностей. В этом заключается его единственная цель. Заблуждение
философии в том, что она во все времена подменяла проблему бытия проблемой становления,
эволюции. Это обстоятельство заставляло ее вменять процессам в качестве цели то, что им
заведомо было чуждо: целью снятия данных противоречий является возникновение новых.
Именно попытки объяснить мир с позиции эволюции привели к формированию оторванных
от здравого смысла и научных требований доктрин, за которые метафизику справедливо
причисляют к сказочному жанру. Отказаться от эволюционного восприятия мира оказалось
куда сложнее, чем от попыток его объяснения. Как видим, речь идет все о том же мышлении
становления, только на этот раз представленном в негативной форме.
В заключительной статье мы рассмотрим этическую сторону доктрины уничтожения (ведь
без позитивной этики она не будет состоятельной, как и без согласия с логикой и
научными критериями), а также рассмотрим проблему эволюции. Она имеет место быть, а
потому должна быть объяснена, а не отброшена за ненадобностью.
Свидетельство о публикации №211081000430