Ралли Восточный Марафон 2011

Автостопом по раллийной Галактике или шесть из тринадцати.

…Давным –давно в далекой Галактике под названием Усть-Каменогорск, еще в семидесятые годы прошлого века в стране под названием СССР, на асфальтовой трассе проводились гонки Чемпионата  по классическому ралли той великой страны. И вот, почти 35 лет спустя, все на тот же, чуть подновленный асфальт, выехали экипажи, участвующие в Чемпионате Казахстана по классическому ралли.

Гонка получила название Восточный Марафон. Данную асфальтовую гонку можно назвать уникальной только лишь потому, что она асфальтовая. До этого, много лет назад наши гонщики имели возможность прокатиться по асфальту  в Ташкенте. И то – на плоском покрытии. Здесь же пилотов ждали существенные перепады высот, многочисленные слепые повороты – пятерки и шестерки, подбросы, неровности, узкие участки, вздыбленный в двух местах асфальт и, конечно же – скорость. Как рассказали местные жители «дорога Усть-Каменогорск – Зыряновск была построена в довоенное время за 65 рабочих дней, после окончания ВОВ в течение 30 дней было уложено асфальтовое полотно, по которому мы и по сей день катаемся в Голубой залив… Асфальт постоянно латают, но глобальной замены полотна не было».


Наши экипажи в течение Чемпионата вдоволь накатываются на грунте, но асфальт – это совсем другое. Асфальтовая подвеска, другая резина, совсем по-другому проходятся повороты. Почти все пилоты, в один голос говорили, что трасса им очень понравилась, и одной асфальтовой гонки в нашем Чемпионате явно недостаточно. Если в календаре будет стоять 2 асфальтовых трассы – то тогда уже имеет смысл вкладывать деньги и в хорошую асфальтовую подвеску, в хорошую резину…

Самыми опытными «асфальтными» знатоками оказались 3 пилота – это Олег Балюк, Владимир Тарабанько и Даулет Оразалиев. На гонку приехал экипаж из России, из Актау и конечно же, наши Алма-Атинские гонщики. Всего заявилось 15 экипажей спортсменов.
Мало, но, Чемпионат состоялся, благодаря наличию класса Pro.

А вот журналистов было еще меньше. Такое впечатление, что организатором журналисты из Алма-Аты, в общем-то, были не очень-то и нужны.

Проезд нам с Юрием Еременым оплатил комитет ралли, от организаторов в Усть-Каменогорске требовалось нас принять, расселить и обеспечить транспортом.

После суток тряски в поезде, в 10 вечера, мы оказались в санатории Изумрудный, где был штаб ралли, в 30 км от города. Как оказалось, нас не было в списках, соответственно ни номеров, ни ужина мы не получили. После полутора часов ожидания, организатор ралли временно поселил нас в своем номере.

На следующий вечер нас двоих увезли в другой санаторий, за 5 км от всех. Прекрасный номер, в котором было всего + 6 градусов Цельсия, и одно и одеяло на двоих. Что и следовало ожидать на вторую ночь в этом «карцере» я заболела, всю ночь пролежала с температурой под 40, а на утро, в 6 утра, нужно было вставать и весь день работать.
Только благодаря Антону Ли в первый раз мы оказались вовремя на трассе. Затем нас подбрасывал до места съемок Ярослав Листопадний, судьи, безопасность. Организаторы «вспомнили» про нас только в последний день, когда предоставили нам машину. Огромное спасибо Николаю Старостину и Евгению Кущ, которые нас не бросили в трудный момент.


От Изумрудного в субботу рано утром должны были стартовать участники Клубного ралли, или «клубни», как их нежно называли спортсмены, часть которых и сама затесалась в эти самые клубни. На гражданской Хонде, купленной в тюнинг студии у братьев Фирулевых, выступал Евгений Ревин и его штурман Виталий Данов. Арман Смаилов привез черную Импрезу и «зажигал» на этой трассе в первый день, на коротких прямиках разгоняя автомобиль до 225 км в час.

Антон Ли выступал на гражданской БМВ нулем, затем, когда во второй части ралли БМВ отказалась заводиться, пересел на своей гражданский Лэнд Крузер и поехал на нем гораздо быстрее. Игорь Белоногов, известный кроссмен, так же оказался среди «клубней». На одном из СУ он вылетел с трассы, но не перевернулся (как говорили), смог вернутся в гонку.

А пока еще была пятница. С погодой спортсменам определенно повезло. Холодно, но ясно, первые капли дождя упали на трассу за 15 минут до окончания последнего СУ в воскресенье. А ведь по прогнозам мог пойти снег, запасливый Евгений Сапогов привез с собой шипованную резину.

В пятницу спортсмены прописывали все участки. Каждый участок они имели права проехать 3 раза. Причем, трасса не перекрывается для других машин и пилоты должны соблюдать правила дорожного движения. Благодаря Евгению Сапогову и Антону Ли, журналисты получили возможность проехать со спортсменами всю трассу. Что тут скажешь – впечатлило! И если на гражданской машине порой было откровенно страшно ехать со скоростью 60-70 км в час на прописи, то я представляю, сколько адреналина получали пилоты, сидя в спортивных болидах.  Те пилоты, которые не участвовали в прописи гонки, на саму гонку не допускаются.

Данная трасса примечательна тем, что пилот должен безоговорочно доверять штурману, чтобы быстро ехать. Справа скала, слева многометровая пропасть, пилот вылетает из закрытого поворота,  и штурман ошибаясь, вместо правого, диктует левый поворот.. И все… Фенита ля комедия. Эта трасса не прощает ошибок, здесь штурман должен очень четко диктовать стенограмму, и подвеска должна быть настроена под асфальт – именно эти моменты и отметил Евгений Сапогов. Их тандем с Дмитрием Шириней работал настолько слаженно, что первое место экипажа не стало чем-то неожиданным. Кстати, Евгений Сапогов посвятил эту победу своему сыну Денису, которому 8 мая исполнилось 11 лет.

К счастью, за все 3 дня гонки штурманы не совершали критичных ошибок. Резина играла на трассе далеко не последнюю роль – Антон Ли одел на задние колеса слишком мягкую резину в воскресенье, практически на ровном месте машину развернуло и она очень «нежно» перевернулась на крышу. Буквально через 200  метров и 2 минуты по времени в соседний кювет приземлился Арман Смаилов. Два лидера этой гонки оказались не у дел в самом ее начале… Затем были вылеты и поломки у экипажа из Актау, у Владимира Тарабанько и Даулета Оразаливаева…Из тринадцати машин спортсменов финишировали шесть!

Утром 7 мая стартовало Клубное ралли. Как сказали сами участники, правила Клубного ралли были написаны еще во времена СССР и с тех пор практически не менялись. Смущал один пункт – пилоты не должны превышать скорость, и ехать не больше 60-ти км в час. Средняя скорость на трассе была 120- 130 км в час, про скорость Армана Смаилова мы уже писали выше. Для того, чтобы снизить скорость, развиваемую клубниками на прямых участках были нарисованы стоп линии и установлены специальные «кордоны» из старых покрышек.

Соревнования  были посвящены памяти  удивительного человека, основоположника ралли в ВКО -  Виктора Лаптева. В первый день, вместе с клубниками,  принимал участие  на гражданском Мерседесе его штурман - Николай Старостин. Это еще одна легенда казахстанского автоспорта – Николай 6 раз становился чемпионом Казахстана.

На гонку заявилось 15 экипажей, но два из них были не допущены техническим комиссаром. Финишировало 10 машин и это гораздо больше, чем в воскресенье доберется до финиша спортсменов, участвующих в Чемпионате Казахстана. Экипаж из Астаны Ярослава Листопаднего и Анастасии Кириенко ехал просто безупречно и очень быстро, и в итоге они почти на минуту опередили россиян - Дениса Дедюхина и Сергея Архипова. Кстати, российский экипаж не допустили к участию в Чемпионате, потому что они нарушили правила и прописывали трассу на боевой машине, что запрещено.
Экипаж Дедюхина, кроме второго места в Абсолюте, занял первое в своей категории моноприводов. Мне кажется, и в Чемпионате эти парни могли проехать весьма не плохо. Но правила есть правила.

Арман Смаилов, который ехал очень быстро  и технически грамотно, из-за штрафа скатился на 6 место в общем зачете. В своем классе он стал третьим.

У одной из машин  банально закончился бензин и Евгений Ревин сошел из-за поломки двигателя и у Дмитрия Андреева на БМВ слетел тросик газа.  Больше сходов по тех причинам не было. Эх, а сколько же этих сходов было у спортсменов…

Итак, воскресенье, старт самого главного для нас события – KZRC. С раннего утра на главной площади Усть-Каменогорска толпились спортсмены. Первый СУ на площади – фигурка, не входил в Общий зачет, но  в нем принимали участие и клубники. По результатам этого СУ было отдельное награждение. Спортсмены особо не зажигали, берегли ходовку и резину. Шикарно  с визгом резины и дымом из-под колес подрифтовал только Антон Ли, за что и удостоился аплодисментов зам Акима.

Всего  за этот день спортсмены проехали 9 СУ. В этот день был всего  один сервис, а на дальних точках машины просто отстаивались и затем ехали в обратную сторону.
На СУ 1 победитель ралли Евгений Сапогов ехал не быстро, в итоге – всего 4 место, Антон Ли был вторым. Но все остальные СУ Сапогов щелкал, как орешки, привозя соперникам по 15-20 секунд.
После вылета Антона Ли и Армана Смаилова на СУ 2, из основных соперников у Евгения остался только Олег Балюк. 58 секунд привез ему Евгений на финише, плюс у Олега оказалось два штрафа. За 15 минут до финиша пошел дождь, но даже на мокром полотне Евгений не проиграл СУ. Экипаж просто сбросил темп, но все равно финишировал с отрывом.  Третим стал экипаж Александра Фоменко, который ехал не так быстро, но технично.
Порой не только одна лишь скорость приводит спортсменов на пьедестал почета. Как сказал Евгений Сапогов – это ралли, здесь думать нужно, все просчитывать и придерживаться определенной тактики.

В классе РК11 почти всю гонку уверенно лидировал Сергей Михеев. Как красиво и быстро он ехал! Но…незадолго до финиша раллийные Боги повернулись к Сергею не тем боком, техническая поломка, сход и победа уходит к экипажу Евгения Ревина.

Вылетов и поломок у спортсменов, к сожалению хватило. Как рассказал Даулет Оразалиев, однажды в Ташкенте, на асфальте финишировали всего 2 машины – он и Олег Балюк. Факт – асфальт более безжалостен к машинам, чем грунт.

В командном зачете ралли "Восточный марафон" победили представители "Mobil Ex Rally Team". Второй результат у  "Valvoline rally team" - эта команда продолжает лидировать в командном зачете по итогам трех этапов. Третье место у представителей "MT Rally".

Как нам стало известно, уже точно отменили ралли Балхаш, и следующий этап – это ралли Чарын – жара, пыль и скорости.


видеоролики лежат здесь

http://video.mail.ru/mail/flinstoun/5700


Рецензии