Олег Стриженов

Грани и кадры

«Жаль, что в нынешнем кино ему не нашлось места»... Расхожее мнение.

Жаль? А разве ему это, пардон, отхожее место нужно? Благородство героев Стриженова гармонизирует сегодняшнему экрану так же, как величавый дед Мороз – Преисподней с мелкими бесами и взМЫЛенными чертенятами. Нет, уж пусть мудрый актер пребудет в мире красивых романтиков. Там он был лучшим, оттуда подает надежду темному царству на свежий луч свободы и чести.

Оставаясь - остаётся!

Некоторые, слышал, корят: мол, статика и однообразие. Не совсем верно. Верней, совсем даже не верно. Не статика. Порода – природный аристократизм! У нас же породу путают с чванством. Только чванство, господа хорошие, слетает с полпинка. А вот от природного аристократизма куда деться? Он есть без «или»…

Диапазон характеров тоже впечатляет.

Возьмем бенефисного для Артиста джеклондоновского «Мексиканца». Юный боксер Фернандес – типичный выходец из социальных низов США. Но какая уже цельность натуры. А пылкость сердца и благородство души!

Неподкупен, честен, неистов… Эти качества впоследствии украсят многих героев Стриженова, став фирменным знаком качества. И все-таки Фернандес еще слишком поверхностен – портретный слепок без диалектики души.

Легендарный тверской купец-первопроходец Афанасий Никитин - ипостась покруче и посложнее. Подвижник идеи, схватчивый умница, писатель-самородок и настоящий патриот, пронесший Данный Дар за три моря…

Уже после третьей роли, с середины 1950-х, открывается патрицианский период творчества Олега Александровича.

Вот три дворянина. Английский «младоитальянец» Артур-Риварес (он же лучший «Овод»). Князь и… декабрист Волконский («Звезда пленительного счастья»). Поручик Павел Бестужев («Северная повесть»). Плюс два царских офицера, «запавшие на цимес» русского бунта: капитан Гринев («Капитанская дочка») и пленный белогвардеец Говоруха-Отрок («41-й»). Из разных эпох и даже стран. Но все, как на подбор, вольнодумцы и революционеры. Восставшие на сытый покой, на каноны дутой благонамеренности – изнанки несправедливости. В вечном личном поиске нового, светлого и чистого, имя которому - нравственные исканья.

И даже ленивый, изнеженный князь Василий Голицын не прочь пофрондировать власти, да не абы кого, - самого Петра Великого («Юность Петра» Сергея Герасимова). А где-то посередке - на смерть схлестнувшийся с собственным инферно пушкинский Герман («Пиковая дама»)…

На этом мятежном фоне куда более уравновешенно ведет себя омещанившаяся стайка чеховских приспособленцев»: Лаевский («Дуэль»), Тузенбах («Три сестры»), Треплев («Чайка»).
 
Это уже зрелый, помудревший, углубленный Стриженов.

А далее, к когорте дворян, купцов и разночинцев присоединяются советские рыцари духа. Безупречный летчик Егоров («Неподсуден»), полковник Данилов («Приступить к ликвидации»). Тех же «кровей», угодивший в клещи межвременья первый русский авиатор Уточкин («В мертвой петле») и не менее знаменитый летчик Маневич ("Земля, до востребования").

Есть в репертуаре Мастера и белокурая арийская бестия… почему-то со славянской фамилией Кареев («Акция»), Вадим Дульчин ("Последняя жертва"), Мечтатель("Белые ночи"), просто робот ("Его звали Роберт"), Атос ("20 лет спустя", 1971) и сам Петр Ильич Чайковский ("Третья молодость")…

А вы говорите однообразный. Нет, он Один-но-Разный!

И еще очень разборчивый: за 32 года (1955-87) – три десятка фильмов. А за последующие 24 – ровно две роли! И это нормально. Для него. Но не для общества, сие попустившего.
 
Ну, в самом деле, уважаемые, Его ли чеканным ликом ковыряться в помоях то ли мыла, то ли жести, то ли глянца, то ли кислоты?

И в этом «НЕТ» еще один Большой Поступок человека, который молчаливо устоял, гордо пронес и честно сберег аванс народного доверия, который обернулся ВЕЛИКИМ КАПИТАЛОМ ИМЕНИ.
 
Для Артиста это (добровольное одиночество, обдуманный само-остракизм) – Подвиг! Нравственный и Гражданский! Последняя Роль, последний Образ (который невидим). И они, Роль и Образ, может быть, даже выше всех его экранных детищ по отдельности, ибо это Урок!

Правда, мало кто из «коллег по цеху», увлеченных рубкой «капусты», усвоит данный Урок и оценит. То - беда их, для которых время только это («здесь и сейчас»), а для Него – ТО (ПОТОМ).

Да и Стриженовым не станет ни один... один...
 
Один!

Родился 10 августа 1929 года
Народный артист СССР (1988). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945).
Лучший актер года за роль Говорухи-Отрока в кинофильме «Сорок первый» по решению Расширенной конференции Союза кинематографистов СССР на «Мосфильме» (1956).
Лучший актер 1970 года за главную роль в фильме «Неподсуден» по итогам опроса читателей журнала «Советский экран».
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999). Обладатель призов ряда кинофестивалей. Награжден Большой золотой медалью А.С. Пушкина, удостоен золотой медали и звания лауреата премии Музыкального фонда России имени Ирины Архиповой за гениальное воплощение образа Германа в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»). Лауреат премии МВД СССР за роль полковника Данилова в фильме «Приступить к ликвидации».


Рецензии
День добрый, уважаемый Владимир! До сих пор перечу многим: "Что?! Какие бандерасы-питты? Какие меньшиковы-машковы-хабенские? Красивый мужчина и настоящий аристократ - это Стриженов! Рядом с ним Ледогоров мог бы стать. Тараторкин - мог бы! Но не мыльные корольки вроде... Да неважно - голые корольки и все! С долларом вместо фигового листочка..." Спасибо Вам за все эти миниатюры о Королях. О настоящих Королях.
Всего Вам доброго. С уважением А.Т.

Александр Терентьев   15.08.2013 19:27     Заявить о нарушении
Как всегда рад Вашему доброму и отточенному слову, Саша! Моя рука!

Владимир Плотников-Самарский   18.08.2013 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.