Обретенный дом колено иуды
ЦАРСКАЯ ОПОРА
Давид царствовал в Иерусалиме тридцать три года, Соломон - сорок лет, после чего их империя распалась. Она существовала всего лишь на протяжении одной человеческой жизни,- срок более чем скромный.
Чаще всего то государство, которым они правили, называют Объединенным. Кого же оно объединяло? Вопрос покажется странным, в какой-то степени даже провокационным. Ведь известно, что Давид объединил потомков всех двенадцати колен сынов Израилевых.
Внешне дело, вероятно, обстояло именно так. Во всяком случае, библейский текст утверждает, что в Хеврон к Давиду пришли все сыны Израиля, чтобы короновать его на царство.
Отчего же оно так мало продержалось, если объединение было добровольным? И почему еще во время царствования Давида они то и дело пытались уйти из-под его власти? Поднял восстание против него его сын Авессалом, и они поддержали его.
Потом взбунтовался Вениамитянин Савей, и они пошли за ним.
Только силой удалось Давиду подавить и того, и другого, и вернуть подданныых под свое начало.
Взаимного доверия не было, было удержание силой. Идеей постройки Храма, дома Божьего, был увлечен сам Давид, народу же было все равно, у него были свои боги, которым он поклонялся.
Соломон вовлек всех в постройку Храма, но для народа это был очень тяжелый оброк, который они несли, стиснув зубы. И неудивительно, что едва появилась возможность (со смертью Соломона), как большинство колен тут же с облегчением отделилось от дома Давида. Он был и остался для них чужим.
Собственно, и Давид с Соломоном не видели во всех, кроме Иудиян, своих. Какие функции выполняли другие израильские колени? Они обеспечивали царский двор провиантом,- каждое колено по месяцу в году.
В каждом уделе назначался свой начальник, по-современному, губернатор, который нес за это ответственность. Кое-кого брали служить ко двору.
Вот, пожалуй, и все, что доверялось другим подданным.
Опорой древних государств, как, впрочем, и современных, была армия. А непосредственно царя или фараона - элитная гвардия. Таковая имелась и у Давида с Соломоном. Из кого же она состояла? Из неких Хелефеев и Фелефеев. Исследователи полагают, что это были выходцы из Критян и Филистимлян, - смелые и жестокие воины, нанимавшиеся на военную службу к разным царям и князьям.
Про Фелефеев еще пишут, что они, кроме военной службы, исполняли обязанности царских курьеров и ... палачей.
Правда, начальником над ними Давид поставил своего человека, Иудеянина Ванею. Но служили Хелефеи и Фелефеи Давиду преданно, и даже не покинули его во время восстания Авессалома.
В тот период Давид даже на время оставил Иерусалим (степень испуга его остается не совсем понятной). "И все слуги его шли по сторонам, и Хелефеи и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя".
То есть, шли наемники, чужие люди шли впереди своих! А своих, кроме Иудеян, похоже, и не было.
Любопытен разговор, состоявшийся у Давида с Еффеем Гефянином. Царь спросил его, зачем он, чужеземец, идет с ним? Не лучше ли ему возвратиться вместе с другими Гефянами обратно?
"И отвечал Еффей царю, и сказал:жив Господь, и да живет господин мой царь:где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, смерти ли, там будет и раб твой".
Когда-то подобную преданность старался выказать Давид одному из Филистимских князей, к которому поступил на службу, спасаясь от мести Саула. Теперь, спустя годы, уже Филистимлянин выказывал ему свою преданность. И это, судя по всему, было тогда в порядке вещей и не считалось предательством. У кого была сила, кто брал верх,- а Давид сумел смирить Филистимлян, и, видимо, столь убедительно, что Еффей не сомневался в победе Давида и на этот раз,- тому и подчинялись.
Так поступали и израильтяне, чьи уделы нередко подвергались нападению различных племен, как ближних, так и пришедших издалека, и под властью которых доводилось жить (если выживали) нередко не один десяток лет. А за это время происходило смешение населения, культур и потомства. А потому принадлежность к тому или иному колену Израилеву становилось все больше формальностью.
За исключением колена Иуды, которое было настолько сильно, что само завоевывало других, тех же Филистимлян, Аммонитян, Моавитян, Идумеян и тот же Дамаск. И могло позволить себе создать крепкий и преданный костяк воинов - наемников.
Те же Хелефеи и Фелефеи продолжали оставаться преданными и Соломону. Они даже участвовали в его коронации. "И пошли Садок священник и Нафан пророк, и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону. И взял Садок священник рог с елеем из скинии, и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал:да живет царь Соломон!".
Через сорок лет народ воскликнет иное:"По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!".
В сущности, другой сценарий вряд ли был возможен. Империя Давида - Соломона была типичной восточной деспотией (от восточного менталитета никуда не денешься), в которой царили сила и беззаконие.
Понятия "национальное государство" тогда не существовало. Государство в полном смысле было государством собственного "Я" - князя, царя, фараона. Все, если была такая возможность, старались укрепить его могущество за счет завоевания чужих земель, грабежей и эксплуатации населения.
Восточные вельможи старались жить в роскоши, кичились своим богатством, своими храмами и разными уникальными постройками.
Разумеется, Давид ни в чем не хотел уступать им. Похоже, что Храм, который он собирался строить, нужен был ему не только как дом для Бога, но и как свидетельство его могущества.
Этой цели добился Соломон. Слава о роскоши его двора не уступала славе о его мудрости. Как и о его многочисленных женах и наложницах. "Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростию. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его".
Размах "аппетитов" Соломона поистине был огромен. Мало того, что постройка Храма требовала огромных средств, а потом еще и царского дома, он тратил огромные средства на поддержку своей власти.
"И набрал Соломон колесниц и всадников;у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников;и разместил он их по колесничим городам и при царе в Иерусалиме. И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах.
Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы;царские купцы покупали их из Кувы за деньги.
Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским".
Ясно, что все это требовало громадных средств, и не всегда у Соломона были средства, чтобы расплачиваться за поставки товаров и вооружения. Как он выходил из положения, можно судить из его опыта взаимоотношений с Тирским царем Хирамом, который поставлял ему кедровый лес на постройку Храма. Он отдал Хираму в уплату долга двадцать городов удела Асира.
Кроме того, постоянно посылал израильтян на заготовку леса в Тир, надолго отрывая их от дома и семьи.
Правда, летописец пытается обелить Соломона, утверждая, что "сынов же Израилевых Соломон не делал работниками;но они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников".
Однако это входит в противоречие с тем, что говорил Ровоам, преемник Соломона, народу, когда тот попросил облегчить бремя, взваленное на него Соломоном. "И сказал:отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше;отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами".
Такой неразумный ответ Ровоама объясняется влиянием на него друзей-сверстников. На самом деле, сын царя, привыкнув жить в той атмосфере, которую создал его отец, и помыслить не мог, что с народом можно строить отношения как-то иначе, чем строили Давид и особенно Соломон. И даже если бы Ровоам пообещал уменьшить бремя, он бы его не уменьшил, поскольку не имел представления, как это сделать, и царство все равно бы распалось.
Царство распалось, а ненависть к дому Давида осталась. Этим и объясняются войны между двумя царствами - Иудейским и Израильским - почти весь период их существования.
Пожелание Моисея, чтобы Иуда вернулся к своему народу, исполнилось лишь отчасти. Моисей под народом, разумеется, имел в виду все двенадцать колен. Для Иуды народом стали те, кто представляли его колено, а также Вениамина, и тех немногих из других колен, которые оказались в сфере его влияния. И центром этого объединения был и продолжал оставаться Иерусалим. Даже после разрушения Храма.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211081000603