Свет маяка

 


    Во дни путешествия по Черноморскому
побережью Кавказа более знаменитых достопримечательностей заинтересовал меня объект, куда не водят
экскурсантов. «Сухопутным» читателям, втайне, вероятно, тоскующим по морским просторам, тоже интересно будет узнать, как действует маяк — главная надежда и помощник моряков.
 
   Таинственен и призывен
его мерцающий свет. Все
знают, как необходим он
в ночной тьме. Какие же
силы - человеческие и
технические — побуждают
маяк подавать свои вечные огненные сигналы?

  Мне повезло: как раз в тот момент начальник  Пицундского маяка Алексей Федорович Халявин по датчикам своего
наземного пульта 
обнаружил какую-то неполадку. Волей-неволей
пришлось подниматься на
53-метровую высоту. Я
увязался за ним.

  Под просторным восьмигранным куполом  бьет в глаза 1000-ваттная лампа, вокруг которой    со скоростью три оборота в минуту плавно вращаются два почти в метр ди¬аметром «блюдца» из расположенных  один в другом увеличительных линз. Они  фокусируют лучи лампы и  втрое усиливают их яркость,
так что свет виден на расстоянии до 19 морских  миль — почти 35 километров.
  Представил себе: идет
по Черному морю мощный современный теплоход, а капитан беспомощно   недоумевает, находится он  у берегов Крыма или уже Кавказа. И тут штурман видит мощные световые проблески по 0,2 секунды,  которые сменяет темнота
на 2,11, затем - 7,69
секунды. Лоции, хранящие сведения о характеристиках всех навигационных объектов, определяют:     это белый проблесковый  круговой маяк,  расположенный на
мысе Пицунда…
 
  Пицундский маяк  «родился» в 1890 году. До 1953-го вместо электричества путь
мореплавателям указывал
горящий керосин. И сейчас  на 36 метров над уровнем моря здесь возвышается ажурная башня прежнего маяка. Хотя его оптика давно уже «переехала» на  верх 15-этажного корпуса  пансионата «Маяк» курорта.

 — Бывало ли, чтобы гас в  ночное время свет маяка? —  спрашиваю.

 — Ни разу! — убежденно  восклицает Алексей
Федорович..

 — А что бы произошло…?

 — Судно может поте¬рять ориентировку, сесть на мель, погибнуть.
 
  Рассказывает, как в одном  из портов Черного моря на мели оказался
иностранный пароход. Желая
свалить вину на Россию и вынудить ее золотом оплатить расходы по их  вызволению, горе-путешественники  намеревались было
тайно загасить маяк. Конечно, им это не удалось.

  Практически любой необходимый ремонт проводят сами А.Ф.  Халявин и его помощники.   Приходится быть    специалистом во всем — электроаппаратуре,    оптике, дизельной
технике, быть столяром,
плотником и маляром… И  даже радиотехником - ведь
тем кораблям, что находятся   вне видимости берега,  помогает ориентироваться здешний радиомаяк.   Круглосуточно он
передает морзянкой буквы  ПЦ, что означает: «Пицунда желает вам счастливого плавания».
 


Рецензии