Двери закрываются

«Я думаю, я был однажды
 Я думаю, мы были»


 «Рей Манзарек и Робби Кригер из The Doors» впервые доползли до столицы суеты, дав рок-концерт в Крокус Сити Холл. И опозорились. Событие феерично совпало с сорокалетней годовщиной смерти Джима Моррисона.
  Группа The Doors появилась и прославилась в 60-х годах на волне движения хиппи и сексуальной революции. Но в отличие от прочих команд того времени, в их текстах, сочиняемых Джимом Моррисоном, выросшем на трудах Ницше, книгах французских декадентов и «театре жестокости» Арто, говорилось не о мармеладных небесах с тягучей конфетной любовью, а чуялся мистический символизм и не чудилось здоровое презрение к женщине.
  В первую очередь, The Doors - это, конечно, Джим Моррисон. От их выступлений ждали не только гитарного бренчания, синтезаторного пищания и бодрой работы связок вокалиста, но и скандального шоу с провокационными трюками и пьяными выходками Джима. Он, движимый ненаивной дерзостью, выходил на сцену, накачанный барбитуратами или другой дурью – падал, извиваясь змеей, кружился в дионисийских плясках и слал фанатов ко всем чертям. С каждым новым выступлением, Моррисон все больше разочаровывался в публике, глухой к его поэтическому посланию и ожидавшей от группы лишь очередного эксцесса вокалиста. Роль клоуна замучила Джима. Широкого признания не получили и его сборники стихотворений, несмотря на их высокую оценку, данную литературоведами. Уставший и непонятый, в 71-ом он угас, и погасла озарившая горизонт поп-музыки шестидесятых яркая комета группы The Doors.
  В 99-ом гитарист и клавишник The Doors искусственно объединились, решив подзаработать манипуляцией на ностальгических чувствах поклонников былого творчества команды. Так, сменяя вокалистов, искусно или не очень мимикрирующих под Мориссона, пошли они по миру и в Россию забрели уже с четвертой его «копией» - Дейвом Броком.
  Людей в Крокус Сити Холл сползлось множество, сортов и видов самых разных: тут и девочки-конфетки в платьицах коротеньких и на каблучках высокеньких, и юноши по образу и подобию Мориссона копирующие, женщины серьёзные, в очках и костюмах, встречались и обрыганы московские, а то и региональные, и даже старперы, водки «хряпнувшие». Объединяло толпу одно – желание войти через «двери» в область непознанного.
  Шоу не вышло. Вместо этого на сцену вышли, держась за поясницы, Манзарек и Кригер, больше напоминавшие пенсионеров-сухофруктов, нежели брызжущих энергией в зал рок-звезд. Рей поприветствовал фанатов, по-брежневски бодро махнув рукой, Робби тряхнул штаниной расцветки американского флага, и понеслось, точнее, поплелось - в «Блюз придорожной закусочной» (Roadhouse Blues). Фанаты, видимо, насмотревшись клипов с былых бойких концертов The Doors, повскакивали с мест и подтянулись к сцене, хотя действо вполне можно было наблюдать, сидя в синих креслицах концертного зала. «Скучно было сидеть, но стоять оказалось не веселее»,- поделился один из зрителей.
  Вот Дейв Брок в мексиканской рубахе и прокожаных штанах, с прической а-ля Джим Моррисон, уверенно почесывая затылок, бродит по сцене в ожидании очередного сигнала к работе связок от дедушки Рея.
  Правда, гитаристу и клавишнику все же удалось тряхнуть сединой и  раззадорить публику славной импровизацией: на мотив композиции «Touch me» Манзарек одарил каждого из музыкантов титулом «sex machine». В свою очередь Кригер покрутил гитару, а Брок потряс бубном.
  В остальном, участники группы исполнили только старые хиты «The Doors» времен Джима Моррисона. Зачастую музыканты не попадали в ноты, что показало их несыгранность и наигранность их объединения. «Мы капиталисты, что уж тут скрывать, но какое удовольствие играть эту музыку»,- говорит Рей в одном из интервью.
  Складывается впечатление, что они просто-напросто собрались поиграть «старье», а заодно и денег подзаработать. Дух The Doors испустился со смертью Джима Моррисона. Так стоит ли эксплуатировать творческое наследие умершей группы? Эти своеобразные пляски на могиле смотрелись неуверенно и нелепо. И вообще, сама идея театрального воспроизведения музыкального аспекта, вырванного из магического феномена «Дверей»  группой  «Рей Манзарек и Робби Кригер из The Doors», очевидно абсурдна.
  Вся соль выступления посыпалась на незажившую рану культовой группы.


Юлия Чернова,
Никита Лозовский


Рецензии