Поарт-десантили на безлюдье

Арт-десант, высадившись в Серпухове, жителей не обнаружил

  Запревшим поздноиюльским утром горстка москвичей, добравшись на «собаках» до исторического города, провела акцию, направленную на привлечение внимания к состоянию Серпухова и попытку выведения искусства на улицы маленького городка. Организовали проект творческие ассоциации «Прочеркон» и «Курсатор» совместно с Московским областным отделением ВООПИиК.
  Сперва принялись за обзорно-историческую экскурсию с проблемной составляющей. Оказывается, серпуховское наследие в последние годы подвергается всяческому глумлению и надругательству с наветренной стороны властей. У города отсутствует утвержденная зона охраны, в связи с чем вся историческая застройка имеет вид пугающий и ужасающий: часть памятников благополучно себе руинируется, остальное сносится корыстными застройщиками. «К сожалению, у властей отсутствует понимание того, что мы должны сохранить этот исторический центр, сделав его достоянием города»,- говорит Евгений Соседов, представитель ВООПИиК, ответственного за архитектурную часть «десанта».
  Вот подбегает славный новоиспеченный мэр обесславленного Серпухова П. Н. Залесов с язвительным «Здравствуйте, дорогие арт-десантники! И что мы тут десантируем?». Божится, что политика его поменялась, что он за сохранение памятников культуры и что при нем ничего не сносится – не застраивается. А высотки тем временем всё растут, и город ими обрастает.
  На здания поглядели – решили и на людей взглянуть. Но не тут-то было! Жителей и след простыл. «Воскресный день – все на речке или загородом. Здесь кого-то искать сейчас – дохлый номер»,- объясняет случайно повстречавшаяся нам в одном из переулков серпуховичка. Но «прочерконовцев» это щепетильное обстоятельство ничуть не смутило, и мы, вяло передвигая ногами, переходим ко второй части арт-десанта – полевому социологическому исследованию. «Суть его заключается в попытке задавать людям вопросы и выводить их на общение»,- говорит Алексей Чернореченский из «Прочеркон». Вот только осталось отыскать объекты этого исследования. Пришлось бродить по дворам и закоулкам в поисках серпуховичей. Вот забрели во двор, расписанный граффити, и спрашиваем у сидящей рядом старушки, как она относится к подобному украшению стен городка. А она нам отвечает: «К этому-то я отношусь положительно, а вот, что у нас всю траву вытоптали и устроили стоянку…». Пришлось оставить её причитать и сетовать на стоянку. Повстречался нам и художник из Москвы, проходящий практику в Серпухове. Юноша загорелый, длинноносый, в одежде похожей на спецовку и с авоськой на колесиках. В закоулке отыскали двух девушек. Они поплакались нам о досуге молодёжи, точнее об его отсутствии. «Нам негде развлекаться. Здесь в основном бары, где алкоголики старые сидят»,- говорит одна из них. Изюминой исследования стал рынок с его продавцами, создающими атмосферу этого гулкого местечка. Торговки и торгаши столпились вокруг кучки москвичей и заговорили каждый о своём. «Удивительно, что все повстречавшиеся нам люди не имели ничего против преображения городского пространства. Признаюсь, что «Прочеркон» изначально был настроен на недовольство людей расписанными стенами города»,- делится Алексей Чернореченский.
  Попутно представители  ВООПИиК раздавали серпуховичам листовки кричащие и трубящие: «Сохраним Серпухов!» и «Не оставайтесь равнодушными к судьбе родного города!».
  Правда оказалось, что жители ничего не знали и не подозревали об акции. Спрашиваем организаторов: «Почему не информировали население, если проводите акцию для него? Или же всё это делается для горстки москвичей и «прочерконовской» камеры по ним блуждающей? «А мы не для горстки москвичей, мы подготовили информационный материал, листовки и всем горожанам, которых встречаем, раздаём их и говорим об угрозах городу. Предлагаем подписать обращение к властям с призывом остановить разрушение исторического Серпухова. Ну, акция немного спонтанно была организованна. Активно не анонсировалась - только по серпуховскому телевидению. Поставили в известность управление культуры, Краеведческий музей, но, естественно, широкой рекламы по самому городу не было»,- оправдывается представитель ВООПИиК Евгений Соседов. Его коллега из «Прочеркон» объяснился так: «Неинформированность людей плоха для социальной составляющей проекта, которая предполагает раздачу листовок и сбор подписей. Для нас же лучше, чтобы был эффект неожиданности».
  Третья часть проекта предполагала выход искусства в городское пространство. Правда, места для этого выхода организаторы отобрали нелюдимые, и вместо неожиданности вышло одно лишь ожидание прохожего. Вот заброшенный фонтан близ площади Ленина, у него и устроились. Тут и Сергей Пронин из студии «Кипарисовый ларец» почитал с листочка свои романтичные стихи о курящих девушках и прочих милостях, и Татьяна Граус свои из цикла «Детский сад», об осликах. На безлюдье, но не на безкамерье сыграли пьесу «Молчание для Серпухова без оркестра», отдающую бытовухой. После чего от фонтана отправились к парку, где были замечены две бабули-серпуховички. На эту публику и повторили всё фонтанное действо, правда, Татьяну Граус, смущённую старушками, пришлось уговаривать. Тут же выступил Алексей Чернореченский со своим стихотворение «Свет прирожденный мой…». Пока он его зачитывал, мимо проходящий по-мужицки неотесанный серпохович, услышав это, выкрикнул: «Чего это мы не пьем ничего? Мы самогонку пьем!». И, пройдя немного, так обратился к посетителям парка: «Видите того ботаника в очках? Не слушайте его».


Рецензии