Русский сверхмодерн. философская матрица кургиняна

          Ряд моментов в философии Кургиняна совпала с некоторыми моими мыслями, но кое-что он мне открыл. Нечто Кургинян предложил, так скажем, «очень своевременного». Концепт мировоззрения-идеологии Кургиняна в общих чертах выглядит следующим образом.

            С 15 века по нынешнее время была эпоха «А», по-другому называемая эпоха МОДЕРНА, или МОНОМОДЕРНА. Иногда эту эпоху называют «буржуазным» или «индустриальным» обществом,  но термин МОДЕРН удобнее, потому что эпоха  эта по философии Кургиняна определяется не просто капиталистическим способом производства, но рядом функций свойственных МОДЕРНУ: светская философия и культура, власть закона, капитализм, идеи гуманизма, синтез веры и разума и ряд других черт. Термин МОДЕРН позволяет также как-то объяснять вписанность в эпоху советской цивилизации и мира социализма, так как несмотря на иные формы собственности,  цивилизации Восточного блока носили черты МОДЕРНА.
В наше время МОНОМОДЕРН заканчивается, но сменяется не пост-индустриальным обществом, не ПОСТ-МОДЕРНОМ, а  как бы СЛОЖНЫМ ПОСТ-МОДЕРНОМ, где возникает несколько разноматричных зон. Запад  меняет МОНОМОДЕРН  на ПОСТ-МОДЕРН, где уже нет торжества рационализма, гуманизма, закона и демократии (они имитируются, сдвигаются на периферию), где есть деидеологизация, неолиберальный глобализм, манипуляция сознанием, умная беспредельщина, управляют ПОСТМОДЕРНОМ финансовые схемы, поддерживаемые вооружением США, информационные  и разного рода пиарные политтехнологи.
На Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Южная Корея) располагается  СУРРОГАТНЫЙ МОДЕРН. Суррогатный – потому что в основном он сохраняет лишь капиталистическую конкуренцию и строится почти исключительно на «топке» патриархальной общины, которая даёт квалифицированную, но очень дешевую рабочую, инженерную и интеллектуальную силу.
На исламском Востоке проектируется и отчасти уже возникает КОНТР-МОДЕРН, то есть, модернизированное опускание в домодерновое, феодально-средневековое, технически модернизированное состояние, называемое часто фундаментализмом.
Россия и страны бывшего СССР находятся в некоторой периферии европейского ПОСТ-МОДЕРНА, хотя осознают (скорее, впрочем, лишь  декларируют) себя как цивилизации МОНОДЕРНА.
Но в России, подмечает Кургинян, что-то ничего не получается. Она не может вписаться ни в один из существующих трендов. Между прочим, он отмечает, что Россия никогда не могла вписаться в МОНОМОДЕРН и выдвигает мысль, что в 18-19 веке послепетровская Россия не была ни ПРЕМОДЕРНОВЫМ ФЕОДАЛИЗМОМ, ни, несмотря на техническую модернизацию, ОБЩЕСТВОМ МОДЕРНА. После Петра  матрицей Российского общества была ни Традиция, но и не Закон, а КУЛЬТУРА.
Это мне показалось очень интересным, так как перекликалось с нашей теорией «дискуросных зон». В кратком виде эта теория выглядит так: части ойкумены разнятся между собой в пространстве. Югу – свойственна ментальность традиции (так называемый «бредовый или младенческий дискурс», когда знанья-символы просто повторяются) с эндогамными векторами. Этот дискурс является как бы первичным, так человеческая культура «сразу же» расцветает и усложняется в удобных обстоятельствах, но порождает цивилизации с разными менталитетами (и, стало быть, дискурсами). Дальний Восток – образно-эстетический дискурс (Ян-Инь, И-цзин, иероглифы), Ближне-средний Восток - философская метафизика (Библия, Веды, Коран), Европа – научно-теоретическое мышление (Эвклид, Архимед), Северная Америка – прагматически-технологическое мышление (Доллар, Атомная Бомба, Форд, Билл Гейтс и т.д.) . Шестая зона, расположенная севернее цивилизационного кольца – это Россия-СССР. Здесь  логически должна быть расположена матрица синтетическая, экзогамная , поскольку Россия находится между ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ, ЮГОМ, ЕВРОПОЙ и СЕВЕРНОЙ АМЕРИКОЙ. Мы её называли «каталожной», «исторической», «рече-языковой», помятуя о миниатюре Тургенева про «могучий русский язык» и речи Ломоносова о Русском Языке.
Культурная матрица для России Кургиняна напоминала нашу «Языковую матрицу» России.
Позже мы также предложили метод «гунных квадратов». По этой теории миросистема должна разделить ойкумену в соответствии с модусам-гунами. В индуистской философии «гун» - три, это саттва-благость, раджас-страсть и тамас-невежество. Эти названия и расшифровки несут моралистско-оценочный характер, что несколько затемняет смысл теории гун-модальностей, так что мы предложили гуны называть РЕФЛЕКСИЕЙ, ВОЗБУЖДЕНИЕМ и ТОРМОЖЕНИЕМ. Рефлексия порождает – разум. Возбуждение – активность, деятельность. Торможение -  направленность, оформление.
Накладывая шкалу этих модусов на земной шар,  мы получили следующую картину: точкой САТТВЫ-РЕФЛЕКСИИ стала точка пересечения 60 гр. северной широты, и 60 гр. восточной долготы, а Рефлективный Квадрат занял почти Всю Европейскую Россию (вне рефлективного квадрата -  часть северо–запада), центральная и восточная часть Украины, часть Казахстана северо-западней Аральского моря) .
«Умный квадрат» той части России, где расположена её столица, большинство населения и пространство её исторического генезиса совпадают по смыслу  с идей КУЛЬТУРНОЙ матрицы российской цивилизации по Кургиняну.
Пересекается  с этой матрицей КУЛЬТУРЫ и «этно-доисторрическая история» территории. Восточно-европейская равнина – есть самая большая экуменическая равнина, охватывающая самое большое пространство крупных речных долин.  Это создаёт условие для возникновения в древности крупного и относительно единого этнического массива. Суровый климат обуславливает редконаселенность местности, что стимулирует доминирование «экзогамных» (то есть, комплементарных) отношений между соседями , а в конченом счёте ассимиляцию. Именно все эти геокультурные условия и создают так называемую индо-европейскую языковую флективность, повявшегося здесь этноса. То есть, прародине индо-европейских языков негде возникнуть, кроме как на восточно-европейской (русской) равнине. 
То есть, территория России есть прародина европейцев, иранцев, большинства индийцев. Север и Восток России – прародина монголоидной расы. Если сюда добавить кавказское влияние, где видны следы первичной ближневосточной расы, то Россия – место большого расового синтеза, который обусловил и появление здесь мощного индоевропейского праязыка, который, скорее всего, был одновременно и праславянским. То есть, возвращаемся к Кургиняну, России свойственна некая очень важная соборно-синтетическая, холистическая ментальность. Эта ментальность, эта матрица свойственна и советскому и досоветскому русскому миру.
Но сейчас Россия «в обвале». В 1991 году её собственная элита с целью вовлечения страны в мир МОДЕРНА ( а в параполитолгическим смысле - с целью её уничтожения)  провела ПЕРЕСТРОЙКУ. Кургинян определяет ПЕРЕСТРОЙКУ как своеобразный тонкий («Война без войны») «холокост» русского народа.
На месте Советской империи возникла РФ, которой руководит класс-паразитариев. Внешне это капиталисты, но реально это лишь некий класс, осуществляющий «первоначальное» накопление капитала, но не способный из этой перовоначальности выйти, и фактически во всем своем объёме являющийся классом паразитариев.
Этот класс возник из криминала более чем на 90% и он никак не может поделиться на компрадорскую и национальную буржуазию, тем более, что возник и оперился он как проект западных спецслужб. Современная бизнес-элита России львиную долю своих капиталов держит заграницей и фактически она является частью западной элиты. Перспектива России – превращение в «пиратское королевство». То есть, «перспектив» в смысле «светлого будущего» у России с такой элитой нет.
Но нет у России и какого-то иного класса, способного стать «возвышающимся классом». Кургинян считает, что этот класс можно создать и довольно быстро. Чубайс создал класс паразитариев с окормляющими его либероидами за два года. Новый необходимый класс у Кургиняна называется «классом социалов», а иногда «классом когнитариата». Это нечто более сложное чем «восстание среднего класс» Кагарлицкого.
            Строй, который тут должен появиться Кургинячн называет СВЕРХМОДЕРНОМ.
            Этот проект одновременно РУССКИЙ и ВСЕМИРНЫЙ.
По существу это КОММУНИЗМ Маркса, несколько переосмысленный Кургиняном.
            Для пересмотра марксизма Кургинян привлекает, Грамши, Фромма и, говоря словами Ленина, «все знания, выработанные человечеством».
            Кургинян с большим пиететом относится к религии и особенно Православию, которое на его взгляд было одной из источников русского сверхмодерна (будущего).
           Он очень вежливо критикует КПРФ за их тайное намерение сговориться с проектом ПЕРЕСТРОЙКА-2 и так называемыми «десталинизаторами».
           В проекте СВЕРХМОДЕРНА Кургиняна присутствует: 1) стратегическая новизна, указывающая на так называемый постмодернистский МЕГАПРОЕКТ Запада с его дегуманизированной гитлеристкой перспективой «многоэтажного» мира.
ПЕРЕСТРОЙКА-1 и ПЕРЕСТРОЙКА-2  как раз и есть часть МЕГАПРОЕКТА.
        Россия выбрана для места обрушения современного мира в силу того, что по менталитету своего народа она является единственной антитезой и БУДУЩЕМУ МИРОВОМУ ПОРЯДКУ и умирающему МОДЕРНИЗМУ, у других крупных цивилизаций нет эффективного «немодернисткого» опыта. Формула МОДЕРНА  - примат развития технологий и институтов, при этом модернисткий гуманизм получает от такого развития стимуляцию. ПОСТ МОДЕРН отбрасывает «гуманистические», «демократические» и прочие идеала МОДЕРНА. Развитие человека присутствует лишь в своеобразном АЛЬТЕРНАТИВНОМ МОДЕРНЕ РОССИИ, где матрицей была КУЛЬТУРА в купе с РАЗВИТИЕМ. Этот альтермодерн пронизывал и СОВЕТСКИЙ МИР, но был по выражению Кургиняна «кривой козой», так как лишь теперь, когда МОДЕРН рушится модель АЛЬТЕРМОДЕРНА может  стать моделью СВЕРХМОДЕРНА. СВЕРХМОДЕРН – не только стратегический принцип, где КУЛЬТУРА-ГУМАНИЗМ сочетаются с развитием, но и обязательное использование реального опыта СССР, использование тех идей большевиков, которые были, хотя заявлены, но ими отвергнуты (видимо, НЭП, кооперация, советский авангард, «Советская власть» как прямая демократия) , а также социалистические идеи, которые вообще в СССР не санкционировались.
Началом эры СВЕРХМОДЕРНА по Кургиняну может быть только РОССИЯ, поскольку цивилизационное (культурное)  ЯДРО России -  как раз строй, учитывающий развитие ЧЕЛОВЕКА, тогда как МОДЕРН развивал технологии и институты.  РУССКИЙ АЛЬТЕРМОДЕРН  - развитие, не разрушающее и не отвергающее традицию, общество/человек/культура  + развитие. СОВЕТСКИЙ строй умещается в  формулу русского Альтермодерна, который возник в России в 18-19 веках. Матрицей  русского альтермодерна был ни Закон, ни Рынок и Собственность, ни Традиция, а Культура с её своеобразное «светской проповедью».
Нынешняя Россия (всё пост-советское пространство), испытав метафизическую травму  ПЕРЕСТРОЙКИ, попала в цивилизационный обвал. Больше трети территории утрачено, больше половины промышленности исчезло. Распространились наркомания, проституция, беспризорничество. Национальные идеалы осквернены.
Кургинян – не утопист, он понимает, что в нынешней России «нет такой партии», даже нет какого-то энергичного класса, который даст России не обвалиться окончательно. Есть лишь класс паразитариев, который в в своём генезисе состоит из обыкновенных бандитов. У них нет никаких предпосылок, чтобы выйти из «первоначального накопления» и начать строить новую страну. Они перегоняют свои капиталы на Запад, они практически инкорпорированы в Запад и не думают становиться русскими «хуацяо», скорее, наоборот становятся авангардом антироссийского Запада. Перспектива паразитарного класса России проста – превращение страны в Пиратское Королевство.
Политические действия Путина – замедление «гниения». «Поднять Россию с колен» его действия не могут. Поэтому России предлагается «перезагрузка» и «Перестрока-2» в виде «десталинизации» и «десоветизации», с общей идеей пересмотра результатов Второй Мировой войны.
В 1991 году СССР был повежен плосредством «войны без войны», сложных информационных технологий. Эти технологии применялись в национальных конфликтах советских республик, эти технологии можно было видеть во время грузинского нападения на Цхинвал, почерк этой «войны без войны» виден в убийстве Буданова.
Современная Россия, впрочем, уже не эпицентр этой войны. Конфликты в Ливии, Сирии,  Египет, являющимися  для запада «вторым» «разбором берлинской стены», но интересен Западу не столько ближний Восток, сколько стремление изгнать с Ближнего Востока Китай.
Киссенджеровский проект Америки, как столпа мирового порядка, решительно уступает место проекту Бжезинского с Америкой, столпом «мирового беспорядка».   
Кургинян рассматривает Великую Октябрьскую Революцию, как уникальный феномен. Строго говоря, это была и не вполне «революция» (переворот). Была КАТАСТРОФА, развал страны, и «большевицкая катакомбная секта» оказалась единственной силой способной подхватить и спасти страну.
Кургинян  реально осуществляет мировоззренческий синтез. Он привлекает и марксизм, и отвергнутых в СССР европейских последователей Маркса - Грамши и Фромма, указывает «идеологическую» суть большевиков-материалистов, указывает, что война либероидов против советского коммунизма есть война против России и её ментальности в целом, подчёркивает, что в пост-советской России не формируется национальная буржуазия, и проект МОДЕРНА завершается глобально и принципиально. Чтобы увидеть ПРАВДУ нужны исторические исследования, отвечающие политтехнологическим атакам на СССР и РОССИЮ в целом. Матрица России – это КУЛЬТУРА. То есть, история, литература, философия, искусство, религия. Это её качество делало Россию «кривой козой», то есть, действительно порой мешало техническим штурмам, но ценой таких торможений всегда было сохранение ЧЕЛОВЕКА, ЭТИКИ, КУЛЬТУРЫ. Западные миссионеры, приехавшие в атеистический СССР увидели не развратников и гедонистов, а на порядок более чистое население, чем лояльный религии Запад.
Важной особенностью подхода Кургиняна является – его реализм. Кургинян преодолевает перестроечное манихейство, где «святой» Сахаров, противопоставлялся «упырю» Сталину.  В человеке смесь животного и человеческого, возвышающего, смесь тянущего вверх и мерзкого. Внутри советского общества  большинство людей жили, чувствовали и мыслили совсем не так, как вертухай ГУЛАГа.  Исторические злодеяния свойственны всем обществам, репрессии осуществляли и Кромвель, и Наполеон, и Линкольн, и Столыпин. Существо же некоторых по их заявлениям «гуманистических», «правозащитных проектов» на деле являются проектами спецслужб по дестабилизации политической ситуации в стране. СССР периода перестройки, Ближний Восток 2011 года, который Кургиинян и его сторонники обозначали как «Политическое цунами» явственно показывают  как либероидная пропаганда включается в процесс по подрыву российской государствености.
Кургинян выдвигает формулу: «Страна важнее идеологии», смысл которой стремится как раз подорвать «политтехнологические бомбы», связанные с темой правозащитности.
Кургинян теоретически оставляет некоторую, ограниченную, впрочем во времени,  возможность национальной буржуазии что-то сделать, но в целом он стоит за мягкий переход  власти в КОГНИТАРИАТУ, превратившемуся в макросоциальную группу (класс). В самом неблагоприятном случае, когда произойдет обрушение, подобное 1917 году, такой КОГНИТАРИАТ  сможет стать «аттрактором», растянет брезент и поймает страну и народ на руки катакомбного полукласса социалов. («катакомбный» - термин используемый для первоначального христианства). Но пока такого класса, такой макросоциальной группы нет. Проект «Суть времени» ставит своей целью создание такого КОГНИТАРИАТА.
С позиции советской марксистской традиции это похоже на попытку трактовать интеллигенцию как класс (это выглядит ненаучно и «идеалистчно»). Но Кургинян делает другое: он предлагает сферу АНТРОПОС рассматривать как ПЕРВИЧНОЕ к св фере ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО. И техники, и социальное одинаково материальны. Но феном Человека в том, что СОЦИАЛЬНОЕ в нём является фактором его адаптивности. Человек, конечно, не может без и вне биологической природы, но вне КУЛЬТУРЫ, вне растущего и доминирующего АНТРОПОС человек как вид подрывается и в перспективе может быть разрушен.
        МАРКСИЗМ в толкованиях ФРОММА и КУРГИНЯНА выступает не за борьбу рабочих и капиталистов, а за борьбу Жизни, олицетворённой в человеческом обществе как  ТРУД, и смерти,  представленной в человеческом обществе как КАПИТАЛ.   
По мнению Кургиняна этот СВЕРХМОДЕРНИСТСКИЙ проект может быть осуществлен до 2018 года (видимо, дата возникает из конца президентского срока Путина,  прогнозов на обгон КИТАЕМ США или окончательное поражение российского ядерного комплекса перед таковым стран НАТО) 
Смута не может продолжаться вечно, - часто повторяет Кургинян. Или страна и общество возродятся, или территория страны будет расчленена, а народ превратится в диаспоры соседних государств цивилизаций: Сванидзе и Ко умотают в Америку, где будут работать таксистами, Дальний Восток заселят Японцы, Сибирь – норвежцы во главе с Брейвиком, Северный Кавказ, Сочи, Крым , Поволжье отдадут и исламистам, а тувинцы, казахи, киргизы, будут счастливы пойти в КНР  и так далее. «Попожжяя»  все эти  страны-цивилизации станут «плантациями» «элит» из стран  Золотого Миллиарда (или миллиона), где Сванидзе, Млечин и Каспаров будут работать таксистами). Таков МЕГАПРОЕКТ. Чтобы его остановить, сначала должна быть в головах потенциальных «сверхмодернистов» матрица, позволяющая видеть эту СУТЬ ВРЕМЕНИ. 


Рецензии
Как любят философы всё усложнять. Модерн, постмодерн, сверхмодерн.и тд. Вот простой вопрос - как в этом сверхмодерне будет формироваться власть. Методом выборов, кто будет избирателем, все ли население или один процент. Или власть будет неизбираема, тогда это феодализм.. Может сверхмодерн это власть избираема ЖРЕБИЕМ, что раньше у человечества небыло.

Дмитрий Тагиров   12.07.2013 21:48     Заявить о нарушении
В целом так оно и есть. "Усложе нение" один из способов запудривания мозгов. А запудривание мозгов - сейчас самое главное. Кара-Мурза назвал "Манипуляция сознанием". У Ги Дебора - "Общество спектакля". Руская поговорка: лапша на уши, пудрить мозги.
http://ako-polis.livejournal.com/1097459.html

Андрей Козлов Кослоп   15.07.2013 08:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.