О стремлении мыслить ясно

Искусство – это всегда чудо. Рукотворное чудо постижения прекрасного, идеала, Бога. Творчество одного отдельного человека это попытка чуда. Сотворение художественного пространства, в котором силой правды могла бы преобразиться реальность, окружающая нас.

Подземные потоки питают склоны холмов с их буйным разнотравьем. Путнику откроются тенистые заросли, пышная после дождя зелень и искрящиеся россыпи цветов на полянах. Но ему останутся неведомы глубинные реки и ручьи, которые несут на поверхность холодную силу, способную стать тёплой и живительной. Он не увидит бегущие по изумрудным жилам соки.

Так и мир вокруг. Мы, как правило, способны усмотреть только малую часть открывающегося нам великолепия. Что же говорить о тех законах, по которым строится наше бытие. Нет ничего удивительного, что люди так часто их нарушают по неведению.

Задача художника заключается в том, чтобы постичь суть рассматриваемого им предмета, проникнуть в скрытые слои реальности. И попытаться сделать это беспристрастно, отсекая личные мотивы, не осуждая и не оценивая. Пристально вглядываться в мир, силой разума раскрывая тайны человеческого духа, влекомого течением жизни. Ибо «литературная правда всегда идёт от правды жизни» , как справедливо заметил в своё время Юрий Павлович Казаков.

И тогда картинка станет ясной, познаваемое предстанет в своём единстве со всем окружающим и откроется его жизненная полнота. Фантазия художника оживит образ, наделит форму актуальным содержанием, перенесёт модель на благодатную почву.

Как глубинные реки питают внешний, видимый нам слой почвы, так искры Создателя, словно невидимые огни, наполняют вселенную. Шёпот сокровенного раздаётся в каждом сердце, и важно прислушиваться к нему. С каждым вечность говорит по-своему, неповторимо и уникально, даруя вдохновение.

И, затаив дыхание, ты вглядываешься в темноту, ожидая того волшебного мига, когда самая суть событий и явлений наконец становится ясной, прочувствованной, прожитой. Словно сказочная жар-птица спорхнула откуда-то из златозвёздных высей и, осветив тебя нездешним светом, оставила священный дар – своё огняное перо, указующее верный путь.

В своём воображении художник не трансформирует модель реальности, но вскрывает сокрытые доселе пласты его. И в творчестве исходит из опыта постижения внутренних взаимосвязей познаваемого мира. В этом случае становится возможным чудо преображения.

Читатель всегда распознает фальшь. И если он чувствует неправду, то ни о каком диалоге с автором не может быть и речи. Запутанная сбивчивая невнятица не в состоянии проникнуть в душу. Творческое развитие возможно лишь в непрестанной работе автора над самим собой. Речь порождается мыслью. Ясное уравновешенное сознание производит краткую, точную, ёмкую мысль и, соответственно, речь. Обуреваемый страхами, несдержанный и неуравновешенный Иван-царевич ни за что не добудет волшебное перо, сдастся, махнёт рукой. Он уже и не Иван-царевич вовсе.

Эпоха навсегда изменилась, сбросив одежды неспешности и сдержанности. С самого детства человек включён в нескончаемую гонку. На него сваливается такой бешеный шквал информации, что выдержать, сохранив личность, трудно. Фрагментарность сознания, отсутствие целостного мировоззрения и, как следствие, духовная незрелость, неспособность брать ответственность за свою жизнь, инфантильность, нравственная слабость – вот она, Кривда, идущая по земле. Мир, в котором люди не могут и не хотят принять и простить своё прошлое, прячутся от темноты, которую скрыли глубоко-глубоко. Так глубоко, что и сами теперь забыли, где она.

Однако не так-то просто найти виновных, ведь сорные корни затеряны. Найти себя, осознать своё существо в тесной взаимосвязи с миром – достойная задача для человека.
Без влаги, питающей живые склоны, трава пожухнет, деревья начнут чахнуть, сказочное разноцветье сменится серой пылью. И ветер наполнит ею воздух. Так же и человек, не восстановивший связь со своим прошлым, не наполнивший его любовью и благодарностью, – станет чахнуть, становясь насколько жёстким, настолько и хрупким, уязвимым. Пристально приглядеться – сколько же вокруг недолюбленных детей! И взрослых, которые так и несут с собой недолюбленность родом из детства.

Вот только можно сколько угодно нести с собой тяжкий вещмешок. Но далеко с ним не утопаешь. Ведь ноша всё равно что пробка на пути живительных сил Вселенной. Писатель тоже человек. И чтобы его деятельность приносила плоды, была здоровой и цельной, необходимо научиться прощать себя, отпускать сумрачные силуэты прошлого. Тогда жизненный опыт превратится в безграничный творческий ресурс.

Как не вспомнить о голосах тех людей, которые периодически заявляют: писатель (да и вообще «творец») никому ничего не должен. Он слушает небо, а оно милостиво диктует. Такая позиция для многих является неплохой защитой. Ведь так просто прятаться за голос провидения, охраняя своё болотце. Никто не имеет права осудить «глашатая богов», «проводника» их воли.

В одном эти удивительные люди правы: никто никому ничего не должен в действительности. Однако трудно представить себе Сергея Есенина или Михаила Булгакова, которые всерьёз бы мучились темой «долженствования». Они, как и многие другие, просто работали, создавая литературу своего времени, которая напрямую вырастала из окружавшей реальности. И совершали это достойно.

За уши никто никого не тащит.

Потребность в творчестве должна быть искренней. Не сиюминутной, не наносной. У некоторых она вызвана чем угодно, только не порывом сердца. Хотя такое и творчеством-то назвать трудно. Ведь «ты пишешь, помня о божественности слова и о правде. Ты пишешь и думаешь, что литература – это самосознание человечества в твоём лице» .

Однако мало заявить самому себе «я молодец».

Терпением и самодисциплиной, помноженными на глубочайшую веру в самое лучшее, что только есть в человеке, возможно достигнуть творческого успеха. Важно уметь отстраниться от своего «я», от проблем и дрязг, которые заставляют замкнуться в тесной каморке самости. Взращивать доверие и благодарность к огромному прекрасному миру.

Пройдёт время, и творческий голос, поначалу робкий, наберёт сил, укрепится, станет уверенным.

Влюбиться в мир. Ясными глазами любоваться жизнью, ясным умом постигать его законы, ясным сердцем стремиться к свету. И поймать наконец перо жар-птицы. Каждый миг воссоздавая рукотворное чудо искусства.


Андрей Дедов
Тверь, август 2011


Рецензии
Очень мудро.
Красиво написано!
Получила преогромнейшее эстетическое удовольствие от прочтения.
Большое Спасибо!

Мама Песня   31.12.2018 11:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.