Алёна АмосоваТайны нет стихи ей помогали выживать

Александр СТЕПАНОВ (Оренбург).
На конкурс «Повесть о настоящем… инвалиде».

АЛЁНА АМОСОВА: ТАЙНЫ НЕТ - СТИХИ ЕЙ ПОМОГАЛИ ВЫЖИВАТЬ…
“Я для всех останусь тайной» – так назван её посмертный поэтический сборник.
(Очерк)

Рукопись этого сборника планировалось обсудить на очередном заседании молодёжной студии Самарского Дома литераторов Союза писателей России.
И вот – горе: автор не дотянула до этого момента. А вот сборник из этой рукописи получился всё-таки замечательный – в аккурат ко дню её рождения в начале мая. Уже без неё. Усилиями родных и близких людей. Благодаря составителю и редактору, её старшей подруги Натальи Александровны Соколовой, недавней сотрудницы красноярской районной газеты, под чьим чутким попечением взрастал и креп талант этой незаурядной личности. Думаю, не совсем точно отражена в названии сборника философская и художественная концепция творчества её автора – “Я для всех останусь тайной” (так бережно сохранили издатели авторский взгляд на себя!), - на мой взгляд, в стихах поэтессы Алёны Амосовой всё просто: они помогали ей выживать. Мало того, обыкновенный житейский подвиг её помогал жить и окружающим. Потому что в стихах её содержался такой философский заряд: надо творить добро, несмотря на самые тяжкие удары судьбы. И тут следует обратиться к недолгой жизни автора.      
Не дай, Бог, никому на свете начинать сознательную жизнь с этого! А она, Алёнушка Амосова, уже с четырёх лет жизни начинала сознавать себя с жуткого события: трагической гибели на её глазах любимой мамы. И на всю короткую жизнь – инвалидность!
И потом всю оставшуюся коротенькую жизнь она, хрупкая, как тростинка, миловидная, как ангел, несла в себе тот застывший в очах ужас. И сколько  надо было  иметь мужества, чтобы идти с той тяжелейшей ношей по миру человечества, где, бывает, не все, а многие - не всегда, не только не замечают твоего душевного напряжения, но, наоборот, по причине животного эгоизма взваливают на тебя дополнительный груз своих мелочных пожитков. 
Алёнушка рано поняла, что помогут ей в этом... Стихи!
Робкой младшеклассницей она стала приходить со своими первыми сочинялками в литературное объединение "Светёлка", что давно действовало при красноярской Куйбышевской (ныне – Самарской) области газете "Свет (!) коммунизма (?)". В то время,  с середины восьмидесятых до девяностого года прошлого века, мне довелось в нём вести собрания. И тогда она одна из многих (в большинстве уже взрослых сочинителей) привносила на общий сход, как лучики доброго света, пронзительные строчки стихов.
А несколько лет спустя, когда я  уже жил в другом месте и поддерживал других одарённых детишек, мне приснилась девочка и прочитала такие вот нехарактерные для моего творчества стихи:
                Посмотрите,
                Какое красивое на мне платье -
                В нём умирала моя мама...   
Если точно, то случилось это 28 ноября 1995 года, точно,  потому что тогда я вскочил с постели среди ночи, ошеломлённый, записал эти строчки в дневнике и зафиксировал дату. Лицо приснившейся девочки не запомнилось, но теперь думаю: это была она, Алёнушка Амосова! И вот трагическое совпадение: умерла девушка в ноябре прошлого года!
Все годы после моего отъезда из Красного Яра она поддерживала со мной связь через переписку; несколько раз встречались также и в селе, и в Самаре. И всё это время меня радовали её успехи в творчестве. У неё выходили поэтические сборники, она участвовала в семинарах и конкурсах, проводимых Самарской организацией Союза писателей России, где её хвалили, где она становилась лауреатом. И было за что! Стихи её прозрачны, светлы и теплы.
Вслушайтесь в звенящую суть даже отдельных строчек из выпущенного сборника!
В чернилах белые листы –
История проста.
Местоимениями “ты”
Звучала пустота…
Я держала в ладонях чудо,
Чудо хрупкое и живое.
Я хранить его в сердце буду
И зовётся оно любовью…
Улыбнись – подари другим
Радость.
Посмотри, что с миром твоим
Сталось…
Всё вокруг неё оживало, сияло и позванивало:
Я кормила с ладоней осень
Фиолетовым виноградом…
Догорала свеча на окошке моём,
Ветер смело трепал её платье…
               
Или такой пронзительный диалог расставания:
-Манят звёзды?
-Да, манят звёзды.
-Им внимаешь?
-Да, им внимаю.
-Видишь, слёзы?
-Да, вижу слёзы.
-И улетаешь?
-Да, улетаю…
И несмотря на явный поэтический талант, в письмах ко мне она с предельной взыскательностью высказывалась о своём творчестве. Приведу несколько фрагментов из этих откровений.
"Руководителем моего семинара был Владимир Шемшученко (Санкт-Петербург). Он оказался самым строгим судьёй и никого из молодых не похвалил. Хотя мне это очень понравилось. Я учла замечания и доработала несколько стихотворений..."
"Над ошибками я работаю: что-то уже исправила, над чем-то ещё думаю. И это хорошо".
"На прошлом мастер-классе (в мае 2004 г.) Борисом Сиротиным (именитый российский поэт из Самары - А.С.) обсуждалась в том числе и моя рукопись. Я очень волновалась, поэтому вдвойне было приятно услышать от него, что я талантлива, у меня есть хорошее будущее, и что он возьмётся редактировать мой сборник и даже напишет к нему предисловие. В конце нашей беседы Борис Зиновьевич галантно поцеловал мне руку. Я была просто счастлива..."
Сегодня шумливой напористой волной приходят в искусство, так называемые, образованцы-постмодернисты разной степени абсурдности и создают сногсшибательные по форме только им понятные произведения. Да и кичатся они только этим, то есть красивой бессмыслицей, отвергая духовно-нравственное содержание человеческого творения.
В стихах Алёны в незамысловатой, порой несовершенной форме чётко отразилась её трагическая судьба. И это сокрушительно важно! Для всех, кто читал её стихи, и особенно - для близких, родственников и друзей-подруг. Стихи во имя сочувствия и в поучение!  Не в этом ли высочайшее предназначение истинной поэзии?!
Несмотря на тяжёлые недуги, а болезни липли к ней, как репьи, она находила в себе силы не только отдаваться своему творчеству, - с приходом в редакцию районной газеты молодого редактора Риты Максимовой Алёна взялась за восстановление литературного объединения - после моего ухода так и не нашёлся человек, способный взвалить на себя это хлопотное, ни копейкой неоплачиваемое и не всегда благодарное дело.
Она взялась. И что-то уже получалось. Но она по-прежнему строго спрашивала с себя: "Меня называют "хозяйкой" литературного объединения, а я считаю: это громко сказано, - писала она мне однажды, прося советов, как лучше построить работу клуба. - Мне очень хочется, чтобы наша "Светёлка" снова "выросла" до уровня "Пушкиной кибитки", но мне пока не хватает опыта..." Да, в мои годы нам удалось расширить функции литературного кружка: начинающие литераторы ездили по сёлам района и собирали национальный фольклор, устраивали творческие встречи с хранителями старины и профессиональными представителями искусства. Тем самым в своём творчестве мы опирались на добрые основы национальной культуры...
Нелегко ей было справляться и с участниками объединения, которые в основном люди уже зрелого возраста и у них сложились определённые представления о студийном регламенте: "У меня с Владимиром Александровичем Елисеевым иногда возникают разногласия. Я считаю, что мы должны ещё многому учиться, а он считает, что можно справиться своими силами, - пожаловалась она мне как-то, а следом успокоила. - Эти разногласия у нас добрые: Владимир Александрович даже посвятил мне своё стихотворение..."
"На последнем заседании количество присутствующих заметно увеличилось, особенно радует, что в большинстве своём это молодые люди", - делилась она первыми успехами со мной в другом письме.
Один жёлчный писака и мой ненавистник как-то "ущепнул" меня: "Из воспитанников Степанова никто не мог проявить себя в литературе ("Тольяттинское обозрение", 19.06.03)..." Ну, во-первых, ложь: по крайней мере, трое из моих бывших воспитанников проявили себя и приняты в Союз писателей. Уверен, выход данного сборника при жизни мог бы стать весомым поводом для вступления Алёны в творческий Союз!
А второе и главное: чванливый тип не догадывается, что у меня и не было никогда такой цели в занятиях с юными дарованиями - непременно вывести в гении, штука эта непредсказуемая и  необязательная. Вот и тщусь поддержать в своих подопечных добрые увлечения, светлые и гуманные устремления в жизни. Думаю, с Алёнушкой у меня это получилось, что составляло мою законную гордость... А она была благодарной, оставив мне на первой своей книжице такой автограф: "Благодарю Вас, что открыли для меня этот чудесный мир поэзии... Без этих строчек в жизни мне было бы очень тяжко…"
Великая подвижница культуры и одна из организаторов Пушкинского клуба в Самаре Муза Ромадина тут же услыхала о возобновлении занятий в красноярской "Светёлке", приехала к Алёне, познакомилась с ней и с радостью сообщила мне о приятном: в Красном Яре с помощью Амосовой возможно восстановление  "Пушкиной кибитки"! Но тут её потрясла весть о смерти Алёнушки.  Муза Максовна приезжает на похороны и читает пророческие стихи покойницы: " Я когда-то растворюсь в тишине...":
                Я уже не почувствую боль,       
                Что жестоко в сердце впивалась.
                Я смогу навсегда быть собой,
                Что порою мне не удавалось.
                Я прощения у всех попрошу,
                Оттого, что ни о ком не тоскую.
                Синеокую звезду погашу
                И зажгу на небе чью-то другую.
К сожалению, я не попал на панихиду, но мне передала её атмосферу  Муза Максовна: "По возвращении из Красного Яра не сразу могла придти в себя... Нет слов - море людей, море цветов, море слёз... Алёна лежала, как белая птица, вся в белых хризантемах - такая же милая, красивенькая - как живая..." И о стихах: "Она написала реквием сама себе..."!
Не позабытый крестьянский избач и поэт тридцатых годов Сергей Чекмарёв заклинал: "Мне борьба поможет стать поэтом, мне стихи помогут стать борцом!"
Это и про Алёну Амосову. И  даже после смерти её стихи в только что вышедшем сборнике помогут "зажечь на небе чью-то другую звезду". Такую яркую, какой была и она...
… Похоронили её на красноярском кладбище рядом с мамой и дедушкой в уголке с правой стороны от главного входа. Рассказывают, что перед самой смертью её позвал отец, ставший виновником гибели её матери, и просил Алёну простить его. Она согласилась. А это, как считается, бывает в предчувствии конца земной жизни. На мраморной плите чёрного поля изображено её милое личико и последние четыре строчки только что приведённого Музой Максовной  стихотворения.
Я несколько раз побывал на её могилке, оставил на плите и её, и свой с посвящением ей, сборники стихов…
Спи спокойно, поэт-ангел…

ОБ АВТОРЕ
Александр Дмитриевич Степанов — лауреат премий Союза журналистов СССР (1976), Международной имени А. Н. Толстого (2005), губернаторской Самарской области (2005), Международного Фонда «Филантроп» (2010). Член Союза российских писателей и Товарищества детских и юношеских писателей Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
460051, Оренбург, проспект Гагарина, д.47, кв. 34; телефоны: 8(3532)71-22-40, 89033690978; E-mail: sad41@rambler.ru

Александр Дмитриевич Степанов родился 7 июня 1941 года в селе Вольная Солянка Кинель-Черкасского района Куйбышевской (ныне – Самарской) области. В 1961 году, окончив Куйбышевское педагогическое училище, некоторое время работал директором Больше-Черниговского районного дома пионеров той же области, по совмещению преподавал русский язык и литературу в вечерней школе. Затем служил в армии, где в 1962 году собственно и началась осознанная литературная работа. Подборка армейских стихов была опубликована в казахстанском республиканском журнале «Простор» (№6 июнь 1965 г.). А в 1988 году, живя в отделённой от союзных республик России, в селе Красный Яр Самарской области,  получил третью премию в конкурсе одного стихотворения того же казахстанского журнала.
После армии А. Степанов заочно закончил факультет журналистики Казанскоого государственного университета, работал редактором пестравской районной газеты, собственным корреспондентом по Бугуруслану областной газеты «Южный Урал» в Оренбуржье. Там же, в Бугурусланском театре драмы им. Н.В. Гоголя в сезоне 1983-84 годов был поставлен спектакль «Аленький цветочек» по его оригинальной инсценировке сказки писателя-земляка С.Т. Аксакова.  После переезда в город Тольятти работал заместителем редактора городской газеты «Площадь Свободы». Он – лауреат премии Союза журналистов СССР 1976 года, член Союза российских писателей и Товарищества детских и юношеских писателей Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ. Издано 10 авторских сборников стихов, прозы и очерков, много публикаций в журналах и коллективных сборниках России и зарубежья.. Занятия в творческой студии «Писаки», поэтические конкурсы, фестивали в литературной гостиной Библиотеки Автограда, ежегодный конкурс «Юные музы – ВАЗу», мастер-классы – далеко не полный перечень организаторской деятельности писателя в Тольятти. В 1998 году он становится лауреатом ежегодной премии мэра за работу с творческой молодежью.
Сегодня писатель проживает в городе Оренбурге. Состоит в местной писательскую организации, продолжает работу с творчески одарёнными детьми.



 


Рецензии