О творчестве Габделя

             Вот рецензия известного писателя Владимира Еременко, которую я включил как рекомендацию к изданию своей книги "Неразлейвода", что требовалось по условиям Издательской комиссии ЯНАО. Без таких отзывов рукописи к рассмотрению не принимаются. Я очень благодарен своим рецензентам: Борис Кожухов (Балашиха), Владимир Еременко (Переделкино), Ольга Быкова (Н.Новгород),потому что книга утверждена к выпуску в ноябре-декабре этого года, желаю им процветания, и миллион читателй и почитателей их таланта.
             Если у кого из моих читателей будут мысли по поводу, приму с благодарностью...
2011 г.

О творчестве Габделя Махмута

              Знаю многих русскоязычных писателей. Признаюсь, не всегда знакомства с ними были открытиями. Главный инструмент писателя - язык. А он не родной... С этими опасениями в свое время я приступал к чтению рукописи Габделя Махмута. Читал с опаской, однако, уже по первым рассказам понял, что имею дело с неслучайным человеком в литературе. А дочитав рукопись до конца, уверовал, что в российскую современную прозу пришел интересный писатель, со своей темой, своим видением мира и своим почерком.

            Его письмо лишено внешнего блеска, но есть внутреннее напряжение и динамика, которые цепко держат внимание читателя. А главное, в прозе Махмута есть то счастливое угадывание, когда ты восклицаешь: "А ведь это было и со мной!" Трагедия замерзающего в таежной тропе мальчика в рассказе "Татарчонок", который случайно отстал от тракторных саней, напомнила мне военное лихолетье, когда я и сам оказался в его гибельном положении. Однако автор проводит своего юного героя не только через экстремальные испытания природой, но и испытания людьми, дурными и добрыми, где побеждает высокий дух и человечность.

            Герои Махмута, в большинстве своем, крутые парни, живущие в трудных
условиях Крайнего Севера, где добывается свет и тепло для России. Многие современные молодые, да и не только молодые, писатели, видно для воссоздания колорита жизни этих людей, нередко прибегают к столь же "крутому" языку в своих произведениях.Стало какой-то дурной модой "сдабривать" речь героев открытой похабщиной и матерщиной.Габдель Махмут отвергает этот путь. Писатель ведет повествование в традициях русской литературы, которая в своих высших образцах была целомудренной и хранила чистоту языка. Даже в рассказе "Хайван", поведавшем о трагедии пьющего по-черному человека, автор остается верен этой благой традиции.

             Широк и разнообразен у писателя диапазон изобразительных средств. Короткий, всего в несколько страниц, рассказ "Земляки" освещен поэзией и тонким юмором, вызывающим у читателя добрую улыбку. Рассказы полны точных наблюдений, которые открываются только художественным натурам. Одним из лучших, на мой взгляд, является рассказ "Чертово колесо" - грустное и светлое повествование об угасающих жизнях старика Ахмета и его верного друга пса Арслана. "Долга жизнь, пока молод, - рассуждает старик, работающий в парке сторожем. - Точно чертово колесо. Пока поднимаешься, кажется скоро, а повернул вниз, и того быстрее приехал…"; "…старость – это усталость, а она сильней и сильней гнет к земле"...

             Лирический талант автора зримо проступает там, где он обращается к поиску истоков и корней своего родового древа. Оно поначалу взрастало в горах Кавказа, а потом волею злых судеб ветвью прадеда Махмуда было занесено в глубины сибирского Севера. Это случилось задолго до советской власти («Копну корни…»).

             Благодатные дары малой родины писатель щедро возвращает соотечественникам в своих произведениях прозы. Писатель отстаивает самобытнойсть своего народа - сибирских татар, борется с бытующим в нашей стране невежественным мнением, что современные татары на Руси – это «осколки» оставшихся татаро-монгольских завоевателей. Конечно, эти заблуждения и чушь не могут не вызвать протеста. Здесь я горячий сторонник автора и, как историк, готов указать и на другие исторические факты его правоты...

             Новое, непривычное, даже если оно и талантливое, приживается трудно. Но у всех открытий, больших и малых, путь один – через тернии к звездам. Годы укрепили мою веру. Северная жизнь шлифовала биографию Махмута и крепила его писательский талант. Это нельзя было не видеть по тем публикациям Г. Махмута в столичных и местных газетах и журналах. Возмужавший писатель предстает в новом творческом ракурсе. Габдель оказывается еще и поэт, и бард, и сказочник, и баснописец…  А главное – творческая личность, которая ищет и торит свою тропу среди бесчисленных дорог, которыми прошли великие творцы вечного и доброго.

              Надеюсь, читатели по достоинству оценят не только поэтическую лиричность своеобразных поэм «Камертон» и «Ключи для прометеев», но и их философскую и житейскую глубину. Рассудительность, поиск истинного, афористичность письма не может оставить равнодушным. Вот наугад взятые фразы «поэпроза» Махмута:

Отдай сердце другим,
И ты переживешь время.
             ***
Погибшие за любовь к Отечеству
Не умирают в сердце народном. 
             ***
Кто сумел понять женщину,
Способен править миром.
             ***
Глаза в глаза – созревает любовь,
Глаза в глаза – видится шире мир.
***
Против мечей не находится речей,
когда занесены они над головой.

           Немало мудрых откровений читатель найдет и в легенде, сказках, сказаниях, которые как свиток древних писаний автор разворачивает перед читателями. Впрочем, книга не нуждается в особых рекомендациях. Я и завел разговор о ней только потому, что слежу многие годы за трудным, но и плодотворным ростом и  мужанием этого автора. 
   
           Когда-то Александр Фадеев сказал, что писатель - это талант и биография. Габдель Махмут обладает этими добродетелями. Запомните это писательское имя – Габдель Махмут – и смело берите в руки его очередную книгу.

Владимир Еременко, кандидат филологических наук, член СП СССР
Москва, Переделкино


Рецензии
"Да, дорогого стоит рецензия от большого имени в литературе. К моему сожалению, В.Н. Еременко я лично так и не повидал, даже живя в Подмосковье... Это был писатель, кто решал в свое время, кого стоит издать в возглавляемом им издательстве "Советский писатель". А сегодня я даже не знаю, жив ли он... Спасибо Вам за интерес и отзыв, коллега!

Габдель Махмут 21.05.2020 18:15 Заявить о нарушении

Странно-"К моему сожалению, В.Н. Еременко я лично так и не повидал, даже живя в Подмосковье" - даже как-то и не понятно - "я, лично, так и не повидал"... А как же тогда была получена эта рецензия на ваше творчество? Кто просил Ерёменко написать для вас рецензию? И почему он её дал, когда он был такой принципиальный - кого допускать печататься в его журнале , кого - нет? Может быть ответ в вашем первом тут предложении: "Да, дорогого стоит рецензия от большого имени в литературе"?! Ну - в прямом смысле если понять?
Обычно при таких случаях между рецензентом и автором рецензируемого произведения (творчества) завязываются отношения с одной стороны - ответственности, с другой - благодарности, которые если и не перерастают в дружбу, то поддерживаются всю жизнь. А вы получили тогда из чьи же рук рецензию? Из рук посредника? Получили и- всё, даже не знаете - жив ли ваш, такой щедрый на добрые слова давший путёвку в жизнь вашей книге?
Даааа ... А может и впрямь надо понимать ваше выражение "в прямом смысле"- "Да, дорогого стоит рецензия от большого имени в литературе"?
У меня тоже были дающие рекомендации и рецензии на издание моих книг... Но мы как бы до сих пор поддерживаем товарищеские отношения ( с теми, кто ещё жив)на основе - с их стороны- ответственности за своё слово, с моей - благодарности за справедливую оценку. Всего вам доброго.

Ольга Антоновна Гладнева   28.05.2020 19:11     Заявить о нарушении
Ох, как Вы прошлись, коллега, по "теме"! И так многословно. А могли бы просто спросить, как дорого досталась рецензия. Если следовать Вашей логике, то в учебники литературы и Хрестоматии я тоже в лапы кому-то медом?.. А если б корректно и вежливей, как коллега у коллеги спросили, я бы ответил: есть издательство, которое готово тебя издать, но уважающий себя издатель не хочет порнухи, чернухи, или даже просто графомана, и запрашивают рецензию у того, с кем сотрудничают... Меня издал в тот момент "Вектор БУК ЛТД"(Тюмень). А я жил в Надыме, это в 2000 км на север. Еще что-то нужно добавить, или так поймете?.. Вы отчего-то негативно ко мне...

Габдель Махмут   28.05.2020 19:23   Заявить о нарушении
Да не "негативно"! Наоборот - очень понимаю, как тернист был ваш путь по овладению русским языком. Ценю упорство в достижении цели - ведь вы же стали писателем, о чём мечтали с детства? Да. А на счёт того, чьи произведения вошли в школьные учебники... Оставим об этом. Мне приходилось читать эти "вхождения"... Скажу прямо: лучше бы некоторые "вхождения" туда не входили, для учащихся было бы лучше. Ваш материал в учебных пособиях не встречала, не читала - судить не имею права. Училась в столице ТатАССР, вместе с татарами и представителями почти всех народов и народностей Поволжья. Друг друга понимали, помогали, дружили. К слову - мысль для размышления: а не написать ли и мне о студенческих годах в Казани? Надо попробовать. Вас уважаю, как настойчивого в достижении своей (хорошей!)цели Человека. С уважением -

Ольга Антоновна Гладнева   28.05.2020 21:40   Заявить о нарушении
"лучше б не входили в учебники" обнажает в Вас завистливого человека. Пишите о студенческих годах, о школьных, семейных, пишите лучше меня, коллега, и пусть все Ваше войдет во все Хрестоматии, я буду рад за Вас. А Вы чужим успехам радоваться не умеете, это я уловил.

Габдель Махмут   28.05.2020 23:47   Заявить о нарушении
"обнажает в Вас завистливого человека."- нет. Филолога. При том - русского языка, за чистоту, красоту которого и волнуюсь. Но вам этого не понять. Всего доброго. Все мои тут "рецки" - уберите и творите дальше. Удачи.

Ольга Антоновна Гладнева   29.05.2020 00:25   Заявить о нарушении
Вот цитатка из статьи такого же болеющего за состояние русского языка в шедеврах некоторых "классиков" прозы.ру и стихи.ру, , она , хоть косвенно, но относиться по сути к нашему диалогу:

"«Благодарю Вас за поддержку, Марина. Видите ли, в условиях вседозволенности игнорирование пунктуации может приобрести весьма нездоровые тенденции, могущие привести к профанации правил грамматики и увеличению безграмотности населения. Российское общество сейчас находится в трудной ситуации, когда только высокий уровень грамотности и профессионализма наших граждан может поднять страну на качественном уровне. Безграмотные люди не будут производить качественные конкурентоспособные продукты, будь то произведения искусства или продукты потребительского назначения. Нельзя отделять одно от другого. Формализм и наплевательское отношение к литературному языку и правилам его использования как в письменной, так и устной форме, могут откатить страну до уровня дореволюционной эпохи. Мы не должны этого допустить. Это наше общее дело. http://proza.ru/2020/04/09/209

Валентин Валевский 07.05.2020 21:08" - вполне согласна с товарищем Валевским!

Ольга Антоновна Гладнева   29.05.2020 01:28   Заявить о нарушении
Куда уж "понять" нам, рылом не вышли! Вы мне хороший урок преподнесли, коллега: неча мне со свиным рылом лезть в калашный ряд, то бишь в писатели, и что выражение "дорогого стоит", оказывается, надо понимать в денежном эквиваленте - во какие сюрпризы тонкости от русского языка я не знал!..

Габдель Махмут   29.05.2020 08:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.