О творчестве Габделя
Если у кого из моих читателей будут мысли по поводу, приму с благодарностью...
2011 г.
О творчестве Габделя Махмута
Знаю многих русскоязычных писателей. Признаюсь, не всегда знакомства с ними были открытиями. Главный инструмент писателя - язык. А он не родной... С этими опасениями в свое время я приступал к чтению рукописи Габделя Махмута. Читал с опаской, однако, уже по первым рассказам понял, что имею дело с неслучайным человеком в литературе. А дочитав рукопись до конца, уверовал, что в российскую современную прозу пришел интересный писатель, со своей темой, своим видением мира и своим почерком.
Его письмо лишено внешнего блеска, но есть внутреннее напряжение и динамика, которые цепко держат внимание читателя. А главное, в прозе Махмута есть то счастливое угадывание, когда ты восклицаешь: "А ведь это было и со мной!" Трагедия замерзающего в таежной тропе мальчика в рассказе "Татарчонок", который случайно отстал от тракторных саней, напомнила мне военное лихолетье, когда я и сам оказался в его гибельном положении. Однако автор проводит своего юного героя не только через экстремальные испытания природой, но и испытания людьми, дурными и добрыми, где побеждает высокий дух и человечность.
Герои Махмута, в большинстве своем, крутые парни, живущие в трудных
условиях Крайнего Севера, где добывается свет и тепло для России. Многие современные молодые, да и не только молодые, писатели, видно для воссоздания колорита жизни этих людей, нередко прибегают к столь же "крутому" языку в своих произведениях.Стало какой-то дурной модой "сдабривать" речь героев открытой похабщиной и матерщиной.Габдель Махмут отвергает этот путь. Писатель ведет повествование в традициях русской литературы, которая в своих высших образцах была целомудренной и хранила чистоту языка. Даже в рассказе "Хайван", поведавшем о трагедии пьющего по-черному человека, автор остается верен этой благой традиции.
Широк и разнообразен у писателя диапазон изобразительных средств. Короткий, всего в несколько страниц, рассказ "Земляки" освещен поэзией и тонким юмором, вызывающим у читателя добрую улыбку. Рассказы полны точных наблюдений, которые открываются только художественным натурам. Одним из лучших, на мой взгляд, является рассказ "Чертово колесо" - грустное и светлое повествование об угасающих жизнях старика Ахмета и его верного друга пса Арслана. "Долга жизнь, пока молод, - рассуждает старик, работающий в парке сторожем. - Точно чертово колесо. Пока поднимаешься, кажется скоро, а повернул вниз, и того быстрее приехал…"; "…старость – это усталость, а она сильней и сильней гнет к земле"...
Лирический талант автора зримо проступает там, где он обращается к поиску истоков и корней своего родового древа. Оно поначалу взрастало в горах Кавказа, а потом волею злых судеб ветвью прадеда Махмуда было занесено в глубины сибирского Севера. Это случилось задолго до советской власти («Копну корни…»).
Благодатные дары малой родины писатель щедро возвращает соотечественникам в своих произведениях прозы. Писатель отстаивает самобытнойсть своего народа - сибирских татар, борется с бытующим в нашей стране невежественным мнением, что современные татары на Руси – это «осколки» оставшихся татаро-монгольских завоевателей. Конечно, эти заблуждения и чушь не могут не вызвать протеста. Здесь я горячий сторонник автора и, как историк, готов указать и на другие исторические факты его правоты...
Новое, непривычное, даже если оно и талантливое, приживается трудно. Но у всех открытий, больших и малых, путь один – через тернии к звездам. Годы укрепили мою веру. Северная жизнь шлифовала биографию Махмута и крепила его писательский талант. Это нельзя было не видеть по тем публикациям Г. Махмута в столичных и местных газетах и журналах. Возмужавший писатель предстает в новом творческом ракурсе. Габдель оказывается еще и поэт, и бард, и сказочник, и баснописец… А главное – творческая личность, которая ищет и торит свою тропу среди бесчисленных дорог, которыми прошли великие творцы вечного и доброго.
Надеюсь, читатели по достоинству оценят не только поэтическую лиричность своеобразных поэм «Камертон» и «Ключи для прометеев», но и их философскую и житейскую глубину. Рассудительность, поиск истинного, афористичность письма не может оставить равнодушным. Вот наугад взятые фразы «поэпроза» Махмута:
Отдай сердце другим,
И ты переживешь время.
***
Погибшие за любовь к Отечеству
Не умирают в сердце народном.
***
Кто сумел понять женщину,
Способен править миром.
***
Глаза в глаза – созревает любовь,
Глаза в глаза – видится шире мир.
***
Против мечей не находится речей,
когда занесены они над головой.
Немало мудрых откровений читатель найдет и в легенде, сказках, сказаниях, которые как свиток древних писаний автор разворачивает перед читателями. Впрочем, книга не нуждается в особых рекомендациях. Я и завел разговор о ней только потому, что слежу многие годы за трудным, но и плодотворным ростом и мужанием этого автора.
Когда-то Александр Фадеев сказал, что писатель - это талант и биография. Габдель Махмут обладает этими добродетелями. Запомните это писательское имя – Габдель Махмут – и смело берите в руки его очередную книгу.
Владимир Еременко, кандидат филологических наук, член СП СССР
Москва, Переделкино
Свидетельство о публикации №211081100284
Габдель Махмут 21.05.2020 18:15 Заявить о нарушении
Странно-"К моему сожалению, В.Н. Еременко я лично так и не повидал, даже живя в Подмосковье" - даже как-то и не понятно - "я, лично, так и не повидал"... А как же тогда была получена эта рецензия на ваше творчество? Кто просил Ерёменко написать для вас рецензию? И почему он её дал, когда он был такой принципиальный - кого допускать печататься в его журнале , кого - нет? Может быть ответ в вашем первом тут предложении: "Да, дорогого стоит рецензия от большого имени в литературе"?! Ну - в прямом смысле если понять?
Обычно при таких случаях между рецензентом и автором рецензируемого произведения (творчества) завязываются отношения с одной стороны - ответственности, с другой - благодарности, которые если и не перерастают в дружбу, то поддерживаются всю жизнь. А вы получили тогда из чьи же рук рецензию? Из рук посредника? Получили и- всё, даже не знаете - жив ли ваш, такой щедрый на добрые слова давший путёвку в жизнь вашей книге?
Даааа ... А может и впрямь надо понимать ваше выражение "в прямом смысле"- "Да, дорогого стоит рецензия от большого имени в литературе"?
У меня тоже были дающие рекомендации и рецензии на издание моих книг... Но мы как бы до сих пор поддерживаем товарищеские отношения ( с теми, кто ещё жив)на основе - с их стороны- ответственности за своё слово, с моей - благодарности за справедливую оценку. Всего вам доброго.
Ольга Антоновна Гладнева 28.05.2020 19:11 Заявить о нарушении
Габдель Махмут 28.05.2020 19:23 Заявить о нарушении
Ольга Антоновна Гладнева 28.05.2020 21:40 Заявить о нарушении
Габдель Махмут 28.05.2020 23:47 Заявить о нарушении
Ольга Антоновна Гладнева 29.05.2020 00:25 Заявить о нарушении
"«Благодарю Вас за поддержку, Марина. Видите ли, в условиях вседозволенности игнорирование пунктуации может приобрести весьма нездоровые тенденции, могущие привести к профанации правил грамматики и увеличению безграмотности населения. Российское общество сейчас находится в трудной ситуации, когда только высокий уровень грамотности и профессионализма наших граждан может поднять страну на качественном уровне. Безграмотные люди не будут производить качественные конкурентоспособные продукты, будь то произведения искусства или продукты потребительского назначения. Нельзя отделять одно от другого. Формализм и наплевательское отношение к литературному языку и правилам его использования как в письменной, так и устной форме, могут откатить страну до уровня дореволюционной эпохи. Мы не должны этого допустить. Это наше общее дело. http://proza.ru/2020/04/09/209
Валентин Валевский 07.05.2020 21:08" - вполне согласна с товарищем Валевским!
Ольга Антоновна Гладнева 29.05.2020 01:28 Заявить о нарушении
Габдель Махмут 29.05.2020 08:51 Заявить о нарушении