Перевод с исландского продолженин 2

***
И вот Бьёрн вступает на торг и направляется прямо к своему любимому бару под названием «Конец Пути Бродяги». А хозяин этого бара, Сигурд, его большой друг. И каждого входящего Сигурд приветствует полным приветствием: «приходи, благословенный и удачливый». Никогда Сигурд не говорит просто «привет» или «входи», а всегда только так: «приходи, благословенный и удачливый» и при этом он произносит это отчетливо, выговаривая каждый слог. И каждый пришедший начинает ощущать себя действительно благословенным и удачливым. Словно прошел он длинный, трудный путь, на котором его подстерегали всевозможные опасности, сильные ветра и лютые морозы, внезапные выбросы гейзеров и стаи голодных волков на безлюдной заснеженной равнине и то, что он все же пришел сюда, есть самая большая удача в его жизни. И хоть на самом деле он пришел с соседней улицы, где находится школа, в которой он преподает математику в младших классах, и урок его только что закончился, он чувствовал себя после такого приветствия настоящим избранником судьбы, готовым щедро поделиться своей удачей со всеми, и в первую очередь, с хозяином бара.

 Сигурд  как-то поведал Бьёрну, что в торговле имеет значение каждая мелочь, точнее, в торговле нет мелочей. Торговля это тоже искусство, где все подробно. И дела его, поэтому, идут хорошо. Каждый житель города и окружающих селений старается навестить Сигурда, что-нибудь выпить, или обязательно что-нибудь у него купить.
И вот Бьёрн садится за столик, и в окно ему видна вся площадь, на которой танцует безумная Инга.

Бьёрн пьёт глинтвейн и беседует с хозяином о всяких мелочах. А при этом он любуется танцем Инги. И с какого-то момента ему начинает казаться, что движения её становятся все гармоничнее, и что уже это не безумная Инга танцует на торге, а сама энергия музыки, обретшая форму и ставшая и видимой, и слышимой, и ощутимой. Бьёрн никогда и нигде раньше не видел таких гармоничных движений. Музыка стала Ингой, и Инга стала музыкой. Бьёрн все это ощущает и ему это нравится.

Но раздается голос:

 -Ты что, уснул? - это хозяин трясет Бьёрна за плечо, и видение исчезает.
Через какое-то время в бар входит Инга, и выглядит она совершенно нормальной. Заказывает себе чашечку кофе и маленькое пирожное, очень аккуратно расплачивается, пересчитывает сдачу, кладет ее в кошелек, и с подносом идет прямо к столику Бьёрна. Она вежливо спрашивает, можно ли ей сесть за этот столик, садится и начинает медленно пить кофе маленькими глотками.

Хозяин бара заводит с Ингой беседу, а она отвечает ему очень разумно и рассудительно. И что больше всего поражает Бьёрна, так это то, что Инга в курсе всех мировых событий, как будто она действительно слушает новости по своему удивительному приемнику. Обратив внимание на изумление Бьёрна, она говорит ему, что дома у нее есть телевизор, который она иногда включает, если не занята более важными делами. Но Бьёрн начинает думать, что телевизор, должно быть, такой же, как и ее приемник, а то, что Инга в курсе всех мировых событий, так это от того, что в мире, по существу, ничего не изменилось с тех пор, как она была еще в своем уме. Только имена поменялись, а проблемы и идеи все те же. Так они сидят втроем и очень мило беседуют, и Бьёрн решает, что Инга совершенно выздоровела, просто никто этого не замечает. Через какое-то время Сигурд покидает их компанию, чтобы поприветствовать нового посетителя.

 Они остаются за столиком вдвоем. Вдруг Инга наклоняется к Бьёрну и начинает быстро-быстро полушепотом говорить что-то непонятное. Из ее сбивчивой речи Бьёрн через какое-то время начинает понимать, что она просит его проводить ее сегодня к трещине между мирами, потому что этой ночью она открывается, и Инга, наконец, узнает всю правду о своем сыне, да и ему, Бьёрну, уже пора узнать всю правду. При этом она почему-то называет Бьёрна язычником, а также особое внимание обращает на его старые и поношенные башмаки, которые, по ее словам, имеют магическое значение, и которые он надел не случайно в такую важную для них обоих, белую ночь. Бьёрн обещает Инге сделать так, как она хочет. Он расплачивается с Сигурдом, складывает свои мелкие покупки, в том числе и пакет с кофе в рюкзак и уходит из города вместе с Ингой.

                ***

Бьёрн и Инга идут через каменистую пустошь к межконтинентальному разлому, который, по мнению Бьёрна, единственный подходит под определение трещины между мирами. Когда они выходят из города, Инга совершенно спокойна. Они мирно беседуют на литературно-философские темы, и Инга порой делает очень тонкие и не лишенные юмора замечания по поводу некоторых современных авторов. Однако она все время называет Бьёрна язычником, что его сильно удивляет. Он действительно был в душе язычником, и мечтал после смерти попасть в воинство Одина, и что в Валхалле  Ауд будет сидеть у его ног на маленькой скамеечке. Но попасть в Валхаллу у него практически уже нет никаких шансов, так как он умрет, скорее всего, как обыкновенный человек в своей постели или на больничной койке, а не как воин с мечом в руках на поле брани. Да и Ауд вряд ли захочет сидеть у его ног на низенькой скамеечке, ведь за прошедшие годы он сильно постарел, так что может ей и не понравиться. Но Инга, как будто прочитав его мысли, сказала:

- Не горюй, язычник. В воинстве Одина всегда не хватает скальдов. У тебя все же есть шанс. Ты же знаешь, воинов много, поэтов мало.

И так они идут вдвоем по каменистой пустоши и идут уже долго. И по мере приближения к разлому Инга начинает терять свою рассудительность. Она  тревожно оглядывается, невнятно бормочет что-то и постепенно ускоряет шаг. Под конец пути Бьёрн уже не успевает за ней, и ему приходится бежать. Так бегом под бессвязные выкрики безумной Инги они буквально вылетают к разлому между Евразийским и Американским континентами.

Инга начинает танцевать, но здесь ее танец становится совершенно иным. Она в ритме передвигается тяжелой поступью и издает странные вибрирующие звуки. Больше всего она сейчас напоминает огромную пчелу, танцующую перед своим ульем. Вибрации усиливаются, Бьёрн ощущает их уже всем телом. Потом и его тело начинает вибрировать все сильнее и сильнее… Бьёрн чувствует, что распадается. Он знает, что может остановить этот процесс, стоит только очнуться, но не хочет этого делать, потому что ему обещано раскрытие великой тайны, и Бьёрн уже ничего не боится.

Скальд теряет сознание, а когда приходит в себя, видит, что лежит посреди заснеженного поля с мечом в руке. Мимо проносится воинство Одина, и одна Валькирия с лицом безумной Инги уже направляется в его сторону.
(окончание следует)


Рецензии