Лабиринт

По роду своей деятельности мне часто приходится путешествовать. В основном – поездом. Разные города, разные люди… Лучше всего скоротать длинную дорогу помогает интересный попутчик. За хорошей беседой время летит гораздо быстрее, и даже не замечаешь, как приезжаешь в пункт назначения.

Во время одной из таких поездок моим соседом по купе оказался невысокий лысоватый мужчина в стареньком поношенном костюме. Сегодня я уже не могу вспомнить его имени, помню только, что работал он преподавателем философии в каком-то институте. В моём лице он нашёл благодарного слушателя и всю дорогу изливал мне душу. Мне лишь изредка удавалось вставить фразу, так как поток красноречия  моего собеседника всё не иссякал.

У меня в жизни была масса разнообразнейших дорожных встреч, многие из которых уже стёрлись в моей памяти, не оставив и следа. Эту встречу постигла бы та же участь, если бы не один момент. Где-то в середине разговора мой попутчик упомянул об одной философской теории, а позже подробно рассказал мне о ней. Я не могу дословно привести его рассказ, но общий смысл могу передать верно.

- Понимаешь, друг мой, – говорил мой попутчик, – в философии существует теория, по которой наша жизнь (в смысле, жизнь каждого конкретного человека) – это всего лишь маленький замкнутый лабиринт. Для каждого человека этот лабиринт свой, и ни один человек никогда, ни при каких условиях не может выйти за пределы лабиринта при жизни. Из лабиринта есть только один выход – смерть. И один вход – рождение.

Лабиринт состоит из бесконечного числа галерей, расположенных в четырёх измерениях. Опережая твой вопрос, скажу, что четвёртым измерением является время. Все люди (и мы с тобой в том числе) живут в четырёх измерениях, три из которых являются пространственными, а четвёртое – время. Ну, о пространственных измерениях я сильно распространяться не буду, – их подробно изучают ещё в школе, – а о времени скажу. Как известно, время имеет только одно направление: оно всегда движется только вперёд. Обратного хода у времени нет. Поэтому человек не может вернуться в прошлое и что-то там изменить. А хотелось бы, правда?

Но я отвлёкся. Давай вернёмся к теории. Итак, жизнь – это лабиринт, у которого есть только один вход (рождение) и только один выход (смерть). Лабиринт состоит из бесконечного числа галерей, расположенных в четырёх измерениях. Эти галереи извиваются внутри лабиринта и бесконечно пересекают друг друга. Все галереи начинаются у входа и заканчиваются выходом. Благодаря четвёртому измерению (времени), по этим галереям можно двигаться только вперёд. Обратной дороги просто нет. Поэтому человек имеет право двигаться только вперёд, но при этом у него есть возможность выбора: на любом пересечении галерей он может выбрать галерею, по которой будет двигаться дальше до следующего пересечения. Таким образом, человек постоянно вынужден делать свой выбор в ключевые моменты, коими и являются пересечения галерей. Соответственно, галереи – это и есть те жизненные пути, которые мы выбираем (или не выбираем) в ключевые моменты своей жизни.

По твоему лицу я вижу, что ты не понимаешь, о чём я говорю. Хорошо, я постараюсь объяснить на простом примере. Вот представь себе, что ты закончил школу. Я прекрасно понимаю, что ты её действительно закончил, и  что было это уже довольно давно. Речь сейчас идёт совсем не об этом. Представь, что ты закончил школу только сейчас. Перед тобой выбор: поступать после школы в институт или не поступать. Вот этот момент – момент окончания школы – является одним из ключевых моментов твоей жизни, а значит, и местом пересечения галерей в лабиринте, которым является твоя жизнь. Перед тобой лежат два жизненных путь (две галереи в нашем лабиринте): поступление в институт или не поступление в оный. Так как идти по двум галереям сразу ты не можешь, тебе предстоит выбрать одну из них. Предположим, ты выбрал поступление в институт и пошёл по этому пути.

Пройдя всего лишь несколько шагов, ты вновь оказываешься на пересечении галерей. Это новый ключевой момент твоей жизни. Теперь нужно выбрать институт, в который ты будешь поступать. Институтов существует великое множество. Соответственно, и перед тобой лежит великое множество галерей, но выбрать ты должен только одну из них. Ты совершаешь свой выбор и следуешь по выбранной галерее до следующей развилки. Эта развилка также является ключевой, но это уже вступительные экзамены в институт, который ты выбрал ранее. Здесь перед тобой снова открываются два пути: либо ты экзамены сдашь, либо не сдашь. Допустим, что экзамены та завалил. И вот здесь начинается самое интересное.

Галерея, по которой ты теперь должен пойти, является той же самой, по которой ты бы пошёл, если бы решил не поступать в институт сразу после школы. Просто в данном случае ты вошёл в эту галерею в другом месте. Отсюда вытекает, что в нашем лабиринте, как и в жизни, к одному и тому же месту можно прийти различными путями.

В этом и состоит теория, о которой я рассказываю. В том, что к любому ключевому моменту нашей жизни мы можем прийти различными дорогами. А можем и не прийти. И в том, что наша жизнь ограничена определёнными рамками (границами лабиринта жизни, его стенами), но в пределах этих рамок свой жизненный путь каждый человек выбирает для себя сам.

Вот и всё, что я хотел тебе рассказать, – закончил свой монолог мой попутчик, – Это конечно, упрощённый вариант. Сама теория намного сложней и глубже, но суть её в общих чертах мне всё-таки, я надеюсь, передать удалось.

Мы проговорили всю ночь и часть утра. В общем, всю дорогу до конечного пункта нашего путешествия, где и расстались. Я уже не помню имени своего случайного попутчика и названия станции, до которой мы с ним доехали. Даже не помню, в каком это было году. Но я постоянно вспоминаю рассказанную им теорию. Особенно, в ключевые моменты своей жизни.


Рецензии