Обретенный дом колено иуды
ФУНДАМЕНТ ТРОНА
Почти за четыреста лет существования Иудейского царства в нем сменилось двадцать царей(разные исследователи называют одну и ту же цифру:392 года, хотя дату начала царствования Ровоама приводят разную - разбежка составляет тридцать лет. На столько же отличается и дата прекращения существования царства).
И практически столько же царей было в Израильском царстве, но просуществовавшем всего примерно двести пятьдесят лет. Это показывает насколько нестабильной в нем была ситуация, как часто менялась здесь власть, и менялась, - надо отметить,- чаще всего путем кровавых переворотов.
Традиционное наследование власти здесь было соблюдено лишь единожды, когда власть от Иеровоама перешла к его сыну Надаву. Но его сверг Вааса из колена Иссахара, Ваасу некто Зимри, неизвестно из какого племени. И пошло - поехало:переворот за переворот, причем, все, кто принадлежал к предыдущему царю, даже просто близкие знакомые, безжалостно уничтожались. О преемственности власти здесь и речи не было.
В Иудейском царстве она соблюдалась неуклонно. Даже при том, что и здесь было несколько случаев насильственного устранения царских особ, но при этом власть все равно оставалась у одного из законных наследников.
Наиболее жестокое событие связано с именем единственной женщины-царицы - Гофолией. Ее сын Охозия был убит Ииуем, совершившем очередной переворот в Израильском царстве, когда тот гостил в Изрееле у своего израильского коллеги-царя (то был один из немногочисленных случаев мирного существования двух государств).
"Гофолия, мать Охозии, видя, что ее сын умер, встала и истребила все царское племя. Но Иосафев, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых сыновей царских, его и кормилицу его, в постельную комнату;и скрыли его от Гофолии, и он не умерщвлен".
Речь здесь, конечно, идет о детях от разных жен и наложниц, а не о собственных детях Гофолии, но ее жестокость все равно впечатляет.
Продержалась она на троне шесть лет, а на седьмом году царствования по приказу Иодая-священника она была убита, и на трон воцарили малолетнего Иоаса, который, тем не менее, продержался здесь сорок лет. "Имя матери его Цивья, из Вирсавии".
Правда, царствование его завершилось тоже весьма драматично. Иоас убил Захарию, сына Иодая, который стал обличать Иоаса и князей Иудейских за то, что те "оставили Господа".
Иоаса убили прямо в его постели. За то, что забыл он о благодеянии, которое сделал для него отец Захарии Иодай. И хотя похоронили Иоаса в Иерусалиме, но не в царских гробницах.
"Заговорщиками же против него были:Завад, сын Шемиафы Аммонитянки,, и Иегозавад, сын Шимрифы Моавитянки". А на трон взошел Амасия, сын Иоаса:имя матери его - Иегоаддань из Иерусалима.
Лет через пятнадцать и против него был составлен заговор, видимо, кем-то из придворных. Судя по всему, Амасия узнал об этом и убежал в Лахис. Но и там его настигли, убили, а тело привезли в Иерусалим и похоронили " с отцами своими в городе Давидовом".
Царем стал сын Амасии Азария, которому исполнилось шестнадцать лет.
Но куда более жестоким был Иорам, пятый царь Иудейский (разве что с ним сравнялась Гофолия;она была седьмой по счету, Азария - десятым царем). Он был сыном Иосафата.
"И у него были братья, сыновья Иосафата:Азария, и Иехиил, и Захария, и Азария (двое сыновей с одинаковым именем?), и Михаил, и Сафатия...
И дал им отец их большие подарки серебром, и золотом, и драгоценностями, вместе с укрепленными городами в Иудее;царство же отдал Иораму, потому что он первенец.
И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и умертвил всех братьев своих мечем и также некоторых из князей Израилевых".
Последняя фраза о князях Израилевых заставляет задуматься:не выполнял ли он просьбу своего тестя, Израильского царя Ахава, который безжалостно истребил весь дом предыдущего царя Израильтян? Потом и его дом, то есть, весь его род, будет столь же жестоко уничтожен последующим "переворотчиком".
Что касается Иудейского царства, то, судя по всему, после Амасии всякие заговоры здесь сошли на нет. Оба царства все более отдалялись друг от друга (а дурной пример, как известно, заразителен), более того, все чаще вступали в конфликты и даже войны. Не успокаивались и внешние враги. Поэтому главной задачей было укрепление царства, а это было возможно лишь при внутренней стабильности и прочности власти.
Помогало ли решению этой задачи наличие Храма? Хотя, пожалуй, более правильным будет говорить о том, каких религиозных воззрений придерживались Иудейские цари и их подданные. И надо отметить, что здесь почти неуклонно все придерживались тех традиций, которые установил на старости лет Соломон (а, может, и раньше?). Он стал служить иным богам, к чему его, по утверждению летописца, склонили его чужеземные жены (у Соломона был, как и полагалось восточному владыке, свой гарем:семьсот жен и триста наложниц).
"И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа, и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской".
Ровоам, став царем Иудейского царства, не отступил от этой традиции отца. Как, впрочем, и его подданные. "И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. И устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом.
И блудники были также в этой земле, и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых".
И десятка не наберется Иудейских царей, которые попытались совместить и веру в Господа, и в высоты. И о них летописец писал примерно то же, что, скажем, об Иофаме:"Он делал угодное в очах Господних:во всем, как поступал Озия, отец его, так поступал и он. Только высоты не были отменены:народ еще совершал жертвы и курения на высотах. Он построил верхние ворота при доме Господнем".
В общем, совмещение служб в Храме и на высотах казалось само собой разумеющейся и укоренившейся традицией, которой неуклонно придерживались.
Правда, сын Иофама, Ахаз, был более жестким приверженцем древних, языческих традиций. "И даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых".
Ахаз даже велел священнику Урию построить такой же жертвенник, какой он увидел в Дамаске. А все прежние службы, совершаемые в Храме, отменил. "И отменил крытый субботний ход, который построили при Храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского".
Но два Иудейских царя - Езекия и Иосия - решительно попытались вернуться к вере отцов и вернуть к ней своих подданных.
Езекия "отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей,- потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан" ( нехашии на иврите змеиный).
В первый же год своего царствования Езекия отворил двери дома Господня, призвал левитов и велел им освятить дом Господа и выбросить "нечистоту из святилища".
Позже в Храме провели торжественное богослужение, куда пригласили не только Иудеев, но и представителей других колен ( кто был тогда в орбите Иудейского царства), и завершилось оно всеобщим праздником.
"И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, не бывало подобного сему в Иерусалиме".
А Езекия был тринадцатым царем, и примерно двести лет Иудеяне, не говоря уже о коленах Северного царства, жили так, как окружающие их народы. И как только на престол вступил его сын Манассия, все возвратилось на круги своя.
"И снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему, и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь:"в Иерусалиме будет имяч Мое вечно".
И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня.
Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников;много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его.
И поставил резного идола, которого сделал, вв доме Божием, о котором говорил Бог Давиду и Соломону, сыну его:"в доме сем и Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я положу имя Мое навек...".
"Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того,что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых".
Его сын Амон процарствовал всего два года и был умертвлен его слугами (вот он еще один, оказывается, заговор, действительно последний), а царем стал Иосия, его сын и внук Манассии. И очередной парадокс:боле благочестивого царя в истории Иудейского царства трудно сыскать. В чем-то он даже превзошел Езекию, может, потому, что во время его царствования "Хелкия священник нашел книгу закона Господня, данную рукою Моисея".
Нашел в доме Господнем, что лишний раз свидетельствует о том, как "трепетно" относились предыдущие поколения Иудеян к наследию отцов, что даже книгу закона потеряли на сотни веков.
Потрясение от находки Хелкии было столь велико, что Иосия собрал в Храме всех старейшин Иудеи и Иерусалима, священников и левитов, и весь народ, и "прочитал вслух их все слова книги завета". Отныне было решено неуклонно следовать только им, а "все мерзости из всех земель, которые были у сынов Израилевых", извергнуть.
"И во все дни жизни его они не отступали от Господа, Бога отцов своих".
Ну а после его смерти все вернулось на круги своя:делалось неугодное Господу.
Впрочем, и до падения Иудейского царства оставалось не так уж много, мене ста лет.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211081100686