Судьба человека Воспоминания И. Н. Пасынкова

Шолоховский рассказ под таким названием вряд ли кого из читателей оставил равнодушным. И фильм поставлен по рассказу, и дрогнули сердца людей, познакомившись с той страшной действительностью. Тема судьбы человека может иметь и иное преломление - это о судьбе десятков и сотен тысяч россиян, не принявших революцию, или просто вынужденных бежать из России в двадцатых годах. Иначе бы их судьба и судьба их детей оказались трагическими. Перед вами - судьба одного такого человека. Но судьба типичная, и в этом весь ужас.
Дистанция более чем в три четверти века мало что мне сохранила из воспоминаний детства, а родители умерли рано, так что далее, как говорится, жизнь «пронесла меня по кочкам». Каким-то чудом удалось выжить. Размышляя о прожитом и пережитом, приходится только удивляться, до чего же «живучее существо» человек.
Отец мой родом из Вятки, мать - иркутянка. Отец был юристом «высокой интеллигенции», как принято говорить, так что одно время был даже мировым судьей города Иркутска. Мать была «педагогом Божьей милостью», и в последнее время перед революцией была начальницей Читинской женской гимназии.
Эмигрировали мои родители из России в начале 20-х годов, когда мне было 3-4 года. Парадоксы памяти человека: кое-что из детства ярко осталось в памяти. Ясно представляю себе наш собственный дом в городе Алексеевске (ныне г. Свободный) Амурской области. Запомнилось даже расположение комнат в доме, двор, лестница на чердак, куда любил залезать, вызывая детишек из соседнего двора: «Люба! Вера! Пойдемте играть!» Помню Подгорную улицу, на которой стоял наш дом: она действительно находилась под горой, и мы, детишки, любили ходить в лес на гору, причем особенно интересовала нас старая заброшенная баня. В 1974 г., путешествуя по турпутевке по Амуру, я заехал дня на два в г. Свободный к знакомым и побывал в «нашем доме» (через полвека!). Дом оказался перестроенным, но часть комнат так и осталась, и жили уже другие владельцы. Вот та же печь - «голландка» между двумя смежными комнатами, также «зала». Только Подгорная улица уже не под горой, ее нет, а просто «лысая возвышенность», ни одного дерева.
Вспоминаются студеные зимние дни с ветрами, и воздух - какой-то особый, ароматный. Ну, а летом - кусты здесь же, на улице, и обилие на них ягоды - голубицы, и  лесные орехи. Помню в доме зеркальный шкаф с книгами в солидном цветном переплете (по естествознанию - специальность матери). И еще запомнилась красная кетовая икра, которой всегда было много в доме, так что она не поедалась вовремя и высыхала. И еще - сухие резаные яблоки для компота, которые были такими вкусными именно в сухом виде... Помню еще, как мать приносила домой «жалованье» - завязанные в платок металлические монеты, в основном золотые, которые так красиво блестели. Еще осталась в памяти поездка к знакомым в какую-то деревню, где угощали такими вкусными пирогами и шаньгами, а также поездки на соседний завод, где жили родственники Филипповы, в том числе трое моих двоюродных братьев. И, наконец, помню хождение в церковь с мамой где-то за городом - дорога шла по лесу.
Ну, а дальше - незабываемое воспоминание о побеге из СССР, хотя мне было всего три четыре года. Понятно, что родители мои оказались неприемлемы для советской власти: отец - судебный работник, мать - педагог старой формации, да еще владелица своего дома, «буржуй»... К тому же - глубоко верующие люди. Видимо, для побега нужны были хорошие деньги, так что пришлось продать нашу комолую корову Нюрку (осталось в памяти, как она жалобно мычала, когда ее уводили со двора).
Разгул черни в эти годы в полной мере был и в Алексеевске. Сохранилось в памяти, как мать забирала меня куда-то ночевать, двери и стены при этом заставлялись тяжелой мебелью и железными листами, а за стеной ночью шли пьяные оргии. Ведь вся «пена» всплыла на поверхность после революции: «Кто был ничем, тот станет всем».
Первым, один, бежал мой отец, так как его хотели арестовать. Он несколько дней пролежал «в картошке на огороде под дождем, холодной осенью» - это я узнал уже потом. И это отразилось впоследствии на его здоровье.
Как выяснилось потом, отцу удалось бежать через Амур, в районе гор. Благовещенска, в город Сахалян (Хэйхэ) на китайском берегу. Этим же путем должны были бежать и мы с матерью.
Итак, Благовещенск-на-Амуре. Темная ветреная ночь, холод, на берегу мы с мамой и еще какие-то люди, провожавшие нас. Тяжелые волны с белыми гребнями накатывают на берег. Опасно. И - возвращение к кому-то домой, побег не удался.
И, наконец, удавшийся побег. Есть в Благовещенске на берегу Амура парк - Сад туристов (название сохранилось до сих пор, и там я побывал в 1974 году). Летний солнечный день, время, по-моему, послеобеденное. Недалеко от Сада туристов - лодка с китайцем-контрабандистом где-то в кустах. Мама в теплом синем костюме, никаких ни сумок, ни вещей. Я тоже одет потеплее, в руках у меня большая эмалированная кружка. Садимся в лодку, китаец быстро гребет. Пока как будто все спокойно, даже странно. И когда лодка была уже примерно на середине Амура, на берегу вдруг появился на лошади пограничник, за плечами ружье, смотрит в бинокль в нашу сторону. Запомнилось бледное лицо матери, усиленная гребля перевозчика, и помню еще, как мама стала молиться, а я судорожно вцепился в белую эту кружку, тоже поняв опасность. Но... выстрела не последовало. Что дрогнуло в душе чекиста-пограничника, почему он не сделал даже предупредительного выстрела? Это навсегда осталось тайной. Может быть, он в последний момент пожалел ребенка и женщину, хотя и рисковал своей карьерой, а, может, и жизнью? Размышляя над этим фактом и над некоторыми другими в свое судьбе, я вспоминаю слова Иммануила Канта: «Есть две вещи, которые приводят меня в удивление: звездное небо над моей головой и нравственный закон в душе человека».
…Запомнилось далее, как лодка причалила где-то в протоке, среди зарослей, уже на китайском берегу, как нас встретили  китайцы и повели нас по тропам, среди топей, к городу Сахаляну, и как, наконец, мы оказались на квартире у своих старых друзей Чернышевых, где находился и наш отец... Трудно описать слезы радости родителей и благодарность Богу за чудесное спасение.
...Впереди был трудный путь жизни на чужбине, смерть родителей от болезней, проживание сначала в Сахаляне, а потом в Харбине, центре русской эмиграции в Маньчжурии.  Эта жизнь имела свои плюсы и минусы, но это - отдельная большая тема.
Вторую часть очерка я хочу посвятить вопросу, как я снова оказался на родине - но уже в СССР, а не в России. В 1945 году советские войска заняли Маньчжурию и в августе вошли в Харбин. Поскольку эмигранты были так или иначе связаны с тогдашними хозяевами Маньчжурии -японцами, можно было предположить, что лучше бы уехать подальше из Маньчжурии (а такая возможность была). Но советское консульство в Харбине очень ловко вело пропаганду в том смысле, что после таких великих побед не может быть «прежних счетов», особенно в отношении молодежи, ни в чем не виноватой, так что «спокойно оставайтесь на местах, а потом, по своему желанию, можете и вернуться на родину». И россияне «развесили уши», хотя отдельные опытные люди предупреждали: «Не верьте!». «Помните завет Ленина, что в политике не может быть морали». Так нет же, абсолютное большинство предупреждению тому не поверило - и поплатилось.
Уже в августе русские эмигранты стали исчезать - попадали в застенки чекистские, быстро обустроенные в Харбине. Хватали людей на улице, на месте работы, из дома (чаще ночью). Меня из дома взяли ночью 8 сентября. Привезли в наспех приспособленные КПЗ, их было уже много по городу, я попал в подвал бывшего японского консульства на Вокзальном проспекте. Это было началом длинного тяжелого пути. Опишу только этапирование из Маньчжурии в Советский Союз.
После месячного пребывания в КПЗ и «первичных допросов» «задержанных» куда-то постепенно увозили из этих КПЗ. Я попал с группой в Харбинскую тюрьму; там было уже набито много земляков - «ба, кругом знакомые все лица». А затем, в конце сентября, стали по ночам выводить из камеры группами, сопровождая эти выводы автоматными очередями, видимо, для устрашения против побегов. Затем - погрузка в полувагоны с оборудо¬ванными нарами на товарном дворе (вдали от центра) и отправка эшелона куда-то... При всем этом не разрешили даже проститься с родными, и они, как потом выяснилось, почти три года ничего не знали о судьбе увезенных, подвергались дискриминации, как ЧСР (члены семей репрессированных). Через пару дней «наш эшелон» прибыл на территорию СССР (в пути был побег японского офицера, это была целая страшная история - в этапе были не только россияне, но японцы, китайцы, корейцы).
Итак, целый эшелон уворованных людей ночью прибыл на станцию Гродеково Приморского края - все это было в конце сентября 1945 года. Разместили привезенных в школе, приспособленной под тюрьму, - запомнилось это мрачное приземистое здание серого цвета. Голодные и униженные, люди были размещены по разным комнатам-классам, прямо на пол, нар не было. Постельных принадлежностей также не было. Тут люди провели почти три месяца в ужасных условиях. Водили на оправку трижды в день, среди нас были и престарелые больные люди, с урологическими болезнями. Никакой медицинской помощи не было. Кормили плохо - в основном, гаоляном (китайская культура, с низким коэффициентом питательности, шедшая, в основном, на питание скоту). В камере, где я находился, было около 40 человек, теснота и духота. Здесь, на полу, умер выдающийся дальневосточный поэт Арсений Несмелов, подробности его смерти описаны в сборнике «Без Москвы, без России» (Москва, 1990 год). Постепенно появились вши. Всех угнетала неизвестность: что же дальше? А как наши семьи, что остались в Харбине? Ничего добиться было невозможно. Наконец, 19 декабря 1945 года, в Николин день, стали людей выводить «с вещами» (выдали китайские ватные штаны, бушлаты, японские шапки цвета хаки, меховые солдатские ботинки и портянки) и грузить в пульмановские вагоны. Помню, что в вагоне были оборудованы в два этажа настилы-нары, стояло две печки-буржуйки, всего в вагон вмещали около 100 человек. Тут же заставили выбрать старосту: помню, мы выбрали молодого коренастого мужчину - Гусева.
А далее... Далее мучительный 29-дневный путь через Сибирь с ее морозами, путь в неизвестность. На редких остановках в вагон забрасывали мерзлый хлеб, иногда - уголь, снабжали очень малым количеством воды, ее не хватало даже для питья, не говоря об умывании, и люди слизывали испарения, в виде снежных налетов, на стенках вагона. Горячей пищи ни разу не давали. Грязные и завшивленные, спали впритирку друг к другу. Спичек не было, разжигали печки примитивным способом - трением дерева о дерево и вату (откуда-то строгали лучину). В вагоне было темно: только где-то высоко, под потолком, было два щелевидных окошечка. Вместо туалета было две дыры в полу, в вагоне стоял смрад. Хлеб делили кое-как, после его оттаивания. Охрана эшелона осуществлялась большим конвоем. Сбоку и сверху по вагонам были пущены прожекторы, иногда по крышам раздавался грохот от ударов деревянными молотками «для прощупывания крыш».
Издевательством были ежедневные проверки. На остановках с лязгом открывались двери, и в вагон, вместе с зимним морозом, вваливалась ватага солдат во главе с начальником конвоя - низкорослым кривоногим косоглазым человечком с монголоидным типом лица, в коротком черном полушубке. В его руках был огромный деревянный молоток с длинной ручкой. Пронзительным визгливым голосом он кричал: «Все на одну сторону», сопровождая команду семиэтажным матом, а затем истошно вопил: «Первая», «Вторая» и т.д., перегоняя людей по одному на другую сторону вагона, а если кто замешкается, следовал сильный удар молотком по спине. Возможно, счет «женским родом» была продуманная мера унижения и издевательства над людьми.
Понятно, что при таких условиях в вагонах уже через несколько дней появились больные, а медицинской помощи вообще не было. В нашем вагоне было три смертных случая. Первым умер на куче угля около печки престарелый начальник электростанции на Мулинских копях Иноземцев - ои просто задохся от очередного приступа астмы, и ничем помочь ему не было возможности. Вторым был Иван Николаевич Отланов - я его знал еще по Харбину. Он страдал сердечным заболеванием, у него быстро развились одышка и отеки, он все время полулежал и ничего не ел. Перед смертью промучился дня три. Третьей жертвой был совсем старый юрист из Харбина - Дандуров, у которого начались психические нарушения, и однажды утром он не проснулся. Трупы долго лежали на полу, примерзли к нему, и мы спотыкались о них ночью. Только после настойчивых «сигналов» трупы убирались на каких-то станциях, так что где похоронены эти мученики и как - узнать невозможно.
Замечу, что в эшелоне ехали и погибли люди еще не осужденные, а «задержанные», по советской терминологии. К тому же - выкраденные из другой страны, и по преимуществу эмигранты, т.е. бесподданые. Как всё это согласуется с нормами международного права? Могла ли вообще впоследствии советская власть судить по своим законам именно бесподанных, тем более не совершивших преступлений на территории СССР, а абсолютное большинство - вообще не совершивших преступлений? Просто, видимо, советской власти нужен был людской дармовой материал для «великих строек коммунизма» - вот и уворовывали людей из всех стран, куда вступали победители. А «победителей не судят»? Так ли?
...Итак, через двадцать девять суток наш эшелон прибыл на Урал, в Свердловскую область, на ст. Азанка. Когда стали нас выгружать, я уже не мог ходить (сильная степень авитаминоза), мне помогли выйти земляки, поддерживая меня с двух сторон. Каким именно образом доставили нас в лагерь, я не помню, но лагерь нам показался «раем» после этапа, хотя и был он недостроенный, холодный, а вода в колодцах отдавала трупным запахом.
Такова была моя «репатриация» в Россию, на родину. Впереди был десятилетний путь по ступеням ада.
И в заключение вот о чем. Как это ни парадоксально, но пребывание в течение многих лет в советских лагерях в какой-то степени обогатило духовно многих: ведь лагеря были средоточием интеллигенции высшей пробы, которую свозили из всех стран, куда входили советские войска. Мне пришлось в свое время общаться с крупными литераторами, учеными, медиками и другими специалистами, и это, собственно, и поддерживало дух политических заключенных. В 1956 году  я был освобожден со снятием судимости, а впоследствии реабилитирован. Имею три образования: ориентальное - по Харбину, медицинское - по СССР и высочайшее, «академическое» - по пребыванию в лагерях.

Пасынков, Москва.

  Фото -  Белый Бал. 7 марта 1937 года. Гимназия БРЭМ. Пасынков Иннокентий Николаевич  третий слева, верхний ряд. В центре директор Цветков Сергей Иванович. Справа от него(если смотреть на фото) кл.наставник Никишина Е.П., слева - О.Н. Попкова-Кузнецова, преподователь литературы.


                ***

 P.S.  Иннокентий Николаевич Пасынков завершил свой земной путь. Он скончался  4 августа 2011 года на 94 году жизни.
Похоронен на Кузьминском кладбище г. Москвы.
              Светлая память!


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Геннадий!
Большое спасибо Вам за выложенные главы из мемуаров Иннокентия Николаевича. Наш журнал "Голос Эпохи" был бы весьма заинтересован в их публикации. Возможно также издание их отдельной книгой. Как Вы на это смотрите?
С уважением,
Елена Семёнова
редактор журнала "Голос Эпохи"
http://golos-epohi.ru/magazine/
etna28@rambler.ru

Елена Владимировна Семёнова   25.12.2014 02:17     Заявить о нарушении
Да, это возможно. В архиве имеются интересные фото и документы той эпохи.

Геннадий Горбунов   25.12.2014 12:08   Заявить о нарушении
Спасибо! А можно ли ознакомится с мемуарами целиком? Я читала главы на сайте "Самиздата". Для журнала кое-что уже наметила. А, вот, чтобы по отдельной книге что-то решить, нужно весь материал посмотреть. В нашем изд-ве сейчас как раз запущена серия мемуаров, и мы составляем предварительный план на будущий год. Была бы признательна, если бы Вы мне прислали весь архив на указанный выше е-мэйл (само собой, без согласования с Вами ни в печать, ни в Сеть ничего из него не уйдёт).

Елена Владимировна Семёнова   25.12.2014 18:40   Заявить о нарушении
Воспоминания И.Н. Пасынкова опубликованы на Самиздате, Проза.ру, журналах "Русская Атлантида", "На сопках Маньчжурии". При жизни автора по его просьбе, с ним нас много связывает, размещены на моих страничках.

Архив Пасынкова И.Н. состоит из переписки с земляками, фото, официальных документов. С ними я по мере занятости занимаюсь. Очень интересны документы, связанные с реабилитацией,учебой в Харбине.
Дальнейшая переписка по эл.почте.


Геннадий Горбунов   26.12.2014 13:23   Заявить о нарушении
Хорошо, тогда я буду ждать Вашего письма для дальнейшего более предметного обсуждения.
etna28@rambler.ru

Елена Владимировна Семёнова   26.12.2014 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.