Шайтан

             ГРУСТНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ КОТОВ В НАШЕМ ДОМЕ

Как договаривались, я пришел к часу дня, позвонил в дверь. Послышались шаги.
-  Кто там?
-  Виктор.
Из-за двери раздался крик:
- Пошё-ё-ё-л вон!!!
Я опешил. Дверь  распахнулась.
-  Это я коту, - объяснил хозяин,-  всё норовит выбежать за порог. Проходи.

Хозяин был одет в длинный шелковый халат с кистями. Волосы гладко зачесаны назад. Такой итало-армянский мафиози из фильмов.
- Артурчик, Кариночка, пойдите, поиграйте в другую комнату, пока я с дядей побеседую, - предложил он детям. Мы присели в кресла.
Красивый серебристо-серый кот настороженно принюхивался ко мне, выглядывая из-за кресла хозяина.

Целью моего визита была консультация, как наладить свой бизнес. А моим собеседником был успешный в ту пору ростовский кооператор. Мы были знакомы с давних времен. Я надеялся, что он по старой памяти даст мне дельные советы. Разговор наш был недолог. Мой консультант для характеристики действий нашего правительства и местных чиновников с таким удовольствием и экспрессией использовал идиоматические выражения, которые к литературным текстам отнести никак нельзя, что я вздрагивал. Быстро сообразив, что наша беседа будет нерезультативна, я принялся на примере его речи анализировать великий и могучий русский язык.
Я пришел к выводу, что:
во–первых, нецензурные слова можно использовать в качестве почти любой части речи. То есть любое такое слово может означать предмет, действие предмета или иметь признаки предмета;
во-вторых,  предлоги и союзы неприкосновенны, потому что не имеют аналогов в генитально-сексуальной сфере. Поэтому заменить их нельзя.
Во время разговора краем глаза (и уха) бизнесмен следил за поведением своих детей в соседней комнате, и время от времени, не вставая с кресла, делал им замечания тихим голосом.
– Артур, как ты можешь говорить такие слова своей сестричке?  Дура - это нехорошее слово. Веди себя интеллигентно.

Консультация подошла к концу.
- Красивый у вас кот? – похвалил я напоследок.
- Порода «Русская голубая». Но, замечу, он не «голубой», - хозяин захохотал, - скоро будет приплод. Могу продать.
Он проводил меня в прихожую.
- Спасибо за советы, - я повернулся к двери.
- Пошёл вон!!! – раздалось за спиной. Хозяин ногой отшвырнул кота вглубь квартиры. - Вот гуляка!

Три года — срок жизни котов в нашем доме.

Первым попал в наш дом Тихон (Тиша) - черно-белый красавец, с длинной блестящей шерстью. Невозмутимый и гордый чистюля. Он часто лежал у ворот нашего нахичеванского дворика, с достоинством сфинкса поглядывая на прохожих. При любой погоде, будь то дождь, жара или снег, он возвращался домой с белоснежным брюхом и, тем не менее, тут же начинал себя вылизывать.
Когда кот надолго уходил из дома, мой маленький сын Егорка начинал волноваться и  выбегал во двор.
-Тиша! Тиша! - пискляво кричал он.
Соседям слышалось «Тише! Тише!»
- С чего бы это маленький мальчик призывает к тишине? - думали они.
Вдруг кот исчез. Через несколько месяцев я обнаружил его сидящим на подоконнике в доме известного театрального художника Степана, который жил неподалеку от нас. При встречах Степан все обвинения отвергал.

Без кота было скучно. Когда в доме есть кот, он заполняет собой всё пространство. На кухне он крутится под ногами и просит еду. Хочешь сесть в кресло, а там уже примостился кот.  Если ты уже сидишь, он норовит забраться на колени или плечи. Он занимает самое удобное место. Он везде. Когда его нет, в доме становится пусто.

Следующим был рыжий Атас. Породы той, что называется «Русская народная» или «Русская дворовая».  Хулиган и драчун. Весной он успевал передраться со всеми соседскими котами и вечно ходил израненный с засохшей кровью на шерсти. Когда он на несколько дней пропадал из дома, во двор выходил уже повзрослевший сын.
- Атас! Атас! - звал он, пугая соседей.
На лето мы отвозили кота на дачу к родственникам, где он успешно выздоравливал. Осенью с окончанием дачного сезона возвращали кота домой. Атас приезжал толстый с чистой шерстью и ленивый. Его пушистой хвост торчал трубой, когда он прохаживался по двору. Кот немедленно вступал в борьбу за свою территорию. 
Через три года кот неожиданно покинул дачный участок в неизвестном направлении. Направление стало понятным в следующий сезон, когда в соседнем селе объявилось немалое количество рыжих кошек.

Ещё у нас были угольно-черный Шеф, тайский Султан, белоснежный Цукор…
И все долго не задерживались в нашем доме. Одного загрызла стая бродячих собак, забежавшая во двор. Другой умер от мочекаменной болезни. Третьего просто украли. Как определил мой приятель-юрист: «произошла типичная для Ростова экспроприация собственности или, другими словами, её недобровольное отчуждение».

Последним был у нас Шайтан, породы "русская голубая". Мне его подарил тот самый киношный мафиози в халате с кистями.
- Шайтан! Шайтан! - высунувшись в форточку, звал его неокрепшим баском Егор, приводя соседей в ужас.

       И это самая печальная из историй про котов в нашем доме. Как печален дождливый осенний вечер в незнакомом городе.

       Игривый красавец кот Шайтан умирал на наших глазах. Через сутки после операции, которую ему сделали слишком поздно. У таких шустрых прыгучих котов, оказывается, бывает завороток кишок.
       Мы взяли его двухмесячным котенком.  Прожил кот у нас три года. Конечно, он был хозяином в доме. Ему дозволялось сидеть, где угодно, за исключением стола. Все гости любовались им, когда на него падали лучи солнца из окна. Его шерсть отливала серебром. "Какой же он голубой? Он серебряный", - говорили все.
И мы не без гордости соглашались.
       Не смотря на его красоту и породистость, мы всё же кастрировали кота. Незадолго до этого, хотя и не советовали специалисты, он познал радость плотской любви с соседской кошкой. Серой пушистой красавицей.
       Кот рос очень подвижным. Гонялся за мухами, успешно ловил их и с хрустом пожирал. Прыгал на вытянутую руку и, обхватив её лапами, висел. В нем было что-то собачье. Он любил гоняться за нами по квартире, а, догнав, кусал за лодыжку. Когда  кто-нибудь дотрагивался до его носа, кот хватал палец зубами и изо всех сил сжимал, долго не отпуская и дрожа всем телом. 
       Он часто  стремительно взлетал на ковер на стене и висел, распластавшись как белка на дереве. Любимое же развлечение – это форточка. С пола кот прыгал на подоконник, далее на форточку. Немного посидев, выглядывая во двор, он спрыгивал на наружный подоконник к ящику с цветами и из-за кустов наблюдал за происходящим на воле. Потом возвращался "на родину". Делал он это часто и с удовольствием, роняя со стола разные предметы. Это нам удовольствия, естественно, не доставляло. Особенно ранним утром.
       Кот часто спал на спинке кресла. "Лежит, как мясной рулет", - шутил сын. Но чаще всего Шайтан любил спать у него в ногах, точнее, между ними на уровне колен, придавливая одеяло. Ночью сдвинуть четырехкилограммовую тушку было непросто.   Егор не беспокоил его, и утром жаловался: "Такое ощущение, будто всю ночь скакал на лошади".
       Кот несколько раз пропадал. Однажды я закрыл форточку, не заметив, что он сидит за окном. Шайтан свалился с подоконника. Высота была небольшая, но он напугался. Утром мы нашли его, притаившегося за решеткой подвального окна. Грязного и растерянного принесли домой. Какое-то время он боялся запрыгивать на форточку. Потом все пошло по-старому.
       Шайтан был очень любопытен. Его интересовал любой звук в квартире и за её пределами. Найдя источник звука, кот внимательно его изучал. Больше всего он любил наблюдать за драками своих собратьев. Услышав боевые завывания, он срывался с места и самым коротким путем, через диван, стол, горшки с цветами, взлетал на форточку и наблюдал битву до конца. Сам же он был очень молчалив, что характерно для его породы. Недовольно вскрикивал лишь, когда нечаянно кто-то наступал ему на лапу или хвост. Привычного же мяуканья мы никогда от него не слышали.
       Шайтан был очень свободолюбивым. Его угнетала наша маленькая квартира, и он старался её покинуть: то прошмыгивал между ног в наш коммунальный коридор, когда открывали дверь; то выскальзывал через форточку на кухне и ходил по крыше примыкавшего сарая. Ветер свободы был для него непривычен и кот двигался медленно, озираясь и принюхиваясь. Тут его и настигал Егорка и препровождал "до дому".
       Осенью он любил спать между оконными рамами. Солнце, проходя через линзы  стекла, приятно согревало спящего кота. Вдобавок при пробуждении он мог сразу же  видеть весь двор. Это, наверное, создавало у него иллюзию хозяина дома.

       …Когда Шайтан совсем перестал есть и пить, мы отнесли его к ветеринару. Доктор, померив температуру, сделал пару уколов:
- Всё нормально. Купите таблеток от глистов.
       Шайтан по-прежнему ничего не ел, его тошнило желчью, он сильно исхудал. Через неделю повезли его в другую клинику. Тамошние врачи установили:
- Завороток кишок. Некроз. Нужна операция.
Ему сделали полостную операцию. Удалили часть кишечника.
       Мы принесли его мокрого и жалкого домой.  Ночь он провел довольно спокойно. На следующий день я делал ему уколы. Кот переносил это стоически. Почти все время спал, изредка меняя позу. Под вечер начались судороги.
       Он вдруг сильно закричал. Я тут же бросился к нему, хотя уже ничем помочь не мог. Кот  протяжно кричал и перебирал лапами, выпустив когти, как будто цеплялся за стенки того колодца, куда его втягивал холодный водоворот.
Потом затих, вытянувшись во всю длину и запрокинув голову. Слышно лишь было тяжелое громкое дыхание. Оно становилось всё реже, пока не иссякло совсем.
      
       На следующее утро мы с сыном отнесли его в парк и похоронили, вырыв небольшую ямку под слоем  желтой листвы. Пока Егор копал уже начавшую подмерзать землю, печальные солнечные лучи скользили по шевелящимся под ветром серебряным волоскам. Казалось, Шайтан спит, радуясь ещё не ушедшему теплу.
Серебряный кот на золотом ковре осенних листьев. 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………
      
На обратном пути мы встретили, возвращавшуюся из магазина соседку и рассказали ей о своей беде.
- Подождите, я сейчас.
Через минуту она вернулась, неся что-то за пазухой. Подошла, приоткрыла полу куртки. Щурясь на солнце, из глубины выглянул маленький серебристо-серый котенок.
- Это внук Шайтанчика. Возьмите.
Я протянул вдруг ослабевшую руку и почесал ему нос.
Котенок тотчас  вцепился зубами в мой палец и задрожал всем телом.


Рецензии