Х-нпк онтогенетический подход к психотерапии-

Новые технологии нейропсихологической коррекции как онтогенетический подход к психотерапии
\ для студентов и коллег\
Сандомирский М.Е.


Традиционно нейропсихологическая коррекция (НПК) применяется в детской психологической практике для помощи детям с трудностями школьного обучения, связанными с нарушениями когнитивного развития. Однако, поскольку механизм воздействия нейропсихологических коррекционных техник с психотерапевтической точки зрения является неспецифическим, направленным на  устранение и/или компенсацию дизонтогенетических проблем, то потенциальный диапазон их возможного применения гораздо шире [9].  Это и терапия психосоматических заболеваний, и пограничных нервно-психических расстройств, причем как у детей, так и у взрослых. В рамках интегративной психотерапии, НПК может совмещаться с различными методами, как неспецифическая ресурсная часть терапии, создающая ее неврологический «фундамент» - оптимальные функциональные состояния для дальнейших терапевтических изменений. 
В общем смысле нейропсихологическая  коррекция представляет собой рефлекторное психокоррекционное воздействие на мозговые механизмы психологической дезадаптации. НПК развивается как комплексное направление на стыке ряда дисциплин.
а) С одной стороны, она относится к области поведенческой неврологии, изучающей неврологические основы онтогенеза психики, дизонтогенетических расстройств (когнитивно-поведенческих, личностных) и пути их коррекции [5]
б) С другой стороны, НПК является одним из направлений объективной, физиологически-ориентированной психокоррекции, получившей в англоязычной литературе название нейропсихотерапии [19, 20].
Общим для (а) и (б) принципом, лежащим в основе НПК, является детерминизм, признание материальной (морфологической, физиологической) обусловленности как психического развития, так и протекания психических процессов в целом.
в) Технологически многие «упражненческие» методики НПК можно отнести к occupational therapy , или «лечению занятием» (это не только лечение, но и реабилитация/ реадаптация взрослых и абилитация детей).
г) Еще один взгляд на НПК лежит в русле developmental therapy, или «лечения развитием». Последнее представляет собой комплекс мероприятий, направленных на устранение дефектов онтогенеза, как физиологического,  так и психологического (brain and behaviour enhancement) за счет рефлекторной перестройки мозга (reconnecting neural pathways, brain rewiring). Согласно лежащим в основе данного метода представлениям, подобное нервно-психическое развитие происходит не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни [18] Сандомирский М.Е., 2007. Однако, если в норме, в детстве оно оказывается спонтанным, то в условиях патологии и в зрелом возрасте может быть компенсаторным, терапевтически индуцированным. 
д)  Теория и практика НПК в западном подходе в целом представлена шире, чем в отечественном. Для российской школы это нейропсихология в узком смысле, в границах, заложенных работами А.Р. Лурия [14]: в рамках укрупненной модели трех функциональных блоков мозга основное внимание уделяется высшим корковым функциям (осознаваемым, связанным с произвольной активностью). Для западного же подхода нейропсихология представляется в расширенном аспекте, как нейрофизиологическая психология (Neuro Physiological Psychology), исследующая всю мозговую «вертикаль», включая подкорковые структуры и стволовые центры. (К различиям двух упомянутых подходов следует причислить также большую инструментальную вооруженность последнего, связанную с использованием объективных физиологических методов диагностики состояний мозга.)


Применение НПК в детской практике

В российской психологической практике нейропсихологические коррекционные программы для детей в последние годы получили широкое распространение. С одной стороны, это связано с актуальным запросом общества, в первую очередь, наличием обширного контингента детей дошкольного и младшего школьного возраста, нуждающихся в такой помощи. Это дети, у которых отмечаются задержка и искажение психоречевого развития, проблемы обучения (часто дефицит внимания), проблемы поведения (нередко гиперактивность). С точки зрения нейропсихологического подхода, эти трудности обусловлены  внутриутробной и/или  возникшей в младенчестве дисфункцией ряда структур мозга. По сути, речь идет о внешней манифестации нарушений онтогенеза, и здесь НПК, как корректор развития, имеет прямые показания к применению и дает значительный эффект  (Сандомирский М.Е 2005).
Эффективность НПК при когнитивно-поведенческих дизонтогенетических нарушениях у детей  имеет объективные основы. Они связаны с относительно высокой способностью мозга ребенка и рефлекторной перестройке (пластичностью) и специфической восприимчивостью к усвоению информации (сензитивностью).  Используемый в процессе коррекционной работы принцип замещающего онтогенеза, по А.В. Семенович [14] подразумевает совершение ребенком физических действий, характерных для более ранних этапов онтогенеза (например, в сфере психомоторного развития - в основном, связанных с первым годом жизни). Целью является повторное, сжатое по времени и более осознанное «проживание» дефицитарных эпизодов возрастного развития, восполнение опыта, необходимого для перестройки рефлекторных связей. При этом воспроизведение свойственных для того или иного возраста функциональных состояний происходит благодаря возрастной регрессии – не биографической, а физиологической [8] (Сандомирский М.Е  2005). Последняя позволяет воссоздать на короткое время присущую соответствующим этапам онтогенеза сензитивность, чтобы «перепрожить» и утилизировать на протяжении коррекционной сессии искусственные периоды сензитивности [2] (Белогородский, Сандомирский М.Е ).

\сокр..\
В целом, учитывая массовую распространенность тех когнитивно-поведенческих и психосоматических проблем у детей, которые эффективно помогает решать НПК, их значимость в масштабах общества, на наш взгляд нейропсихологическая коррекционная работа (в ее расширенном, дополненном эмпатическими и релаксационными техниками варианте) должна быть предметом программ социальной психотерапии, в том числе для организованных контингентов детей – в школах и детских дошкольных учреждениях.


Применение НПК для взрослых

Необходимо отметить, что в неявном («необъявленном») виде элементы НПК присутствуют в самых разных методах психотерапии – там, где используются невербальные терапевтические инструменты.
\в сокращении\

Подытоживая сказанное, мы приходим к выводу об актуальности и практической целесообразности расширения использования техник нейропсихологической коррекции в русле интегративной психотерапии, включая их социально-терапевтическое применение.

Литература
\сокр\


Рецензии