Обреченный дом колено иуды

                Продолжение

                МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ

   Было бы глупостью считать, что Иудейские цари только и знали, что откупаться от столкновений с врагами. Воевали они храбро, а нередко поступали даже безрассудно, не считаясь с истинной опасностью, как царь Иосия, который вышел к  египетскому царя Нехао, расположившемуся в Мегиддо, и тот убил его.
  Сколько населения жило в Иудейском царстве? В свое время Давид приказал сделать перепись населения своего государства, и итог был таков:"Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч".
  Похоже, Давид не питал иллюзий насчет единого народа и четко поделил на две части.
  Видимо, и Ровоам быстро понял, что Израильтян ему под свою власть не взять, и, вернувшись из Сихема, где он выслушал приговор дому Давида, в Иерусалим, занялся укреплением городов, находящихся в коленах Иудеян и Вениаминитян:Вифлеема, Ефама, Фекои, Вефцура, Сохо, Одоллама, Гефа, Мареши, Зифа, Адораима, Лахиса, Азека, Цоры, Аиалона, Хеврона.
  Некоторые, как Геф и Мареша, некогда принадлежали Филистимлянам, Цора - колену Дана, Аин - Симеона...- одним словом, границы уделов, очерченные во времена Иисуса Навина, давно претерпели изменения.
  В укрепленных городах Ровоам устроил "хранилища для хлеба и деревянного масла и вина. И дал в каждый город щиты и копья, и утвердил их весьма сильно".
  Но, видимо, не столь сильно, чтобы противостоять египетскому царю Сусакиму, который пришел в Иудею на пятом году царствования Ровоама. И, судя по всему, даже беспрепятственно вошел в Иерусалим.
  "И взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского,- все взял;взял и золотые щиты, которые сделал Соломон".
  Вероятно, у Иудиян еще не было по-настоящему сильной, сплоченной армии, а у Ровоама - таланта военачальника. Его сын Авия явно сделал вывод из этих событий. Он сам пошел войной на Израильтян, надеясь вернуть их в прежнее подчинение дому Давида.
  "И вывел Авиа на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных". У Израильтян воинов было вдвое больше. И все-таки победили Иудеяне.
  "И преследовал Авиа Иеровоама, и взял у него города:Вефиль и зависящие от него города, и Ешану и зависящие от нее города, и Ефрон, и зависящие от него города".
  Полностью, как намеревался, подчинить себе Израильское царство Авиа не смог, но значительный урон ему нанесен. "И не входил уже в силу Иеровоам  во дни Авии".
  У Асы, сына Авии, армия значительно  выросла в сравнении с отцовской. "И было у Асы военной силы:вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч, людей храбрых".
  Проверить на прочность Асу решил некий  Зарай Ефиоплянин, который "с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц" дошел до Мареши, что у Цфата.
  Сражение произошло в долине Цфата, и победили Иудеяне. Ефиопляне дрогнули и побежали.
  "И преследовал их Аса и народ, бывший с ним, до Герара, и пали Ефиопляне, так что у них никого не осталось в живых".
  Как водилось тогда (впрочем, и сейчас тоже), все города вокруг Герара были разрушены, прежде подвергнувшиеся  тотальному разграблению ("добычи было много"). Но этим не ограничились. "Также и пастушеские шалаши разорили, и угнали множество стад, мелкого скота, верблюдов, и возвратились в Иерусалим".
  Каждый последующий Иудейский царь старался, пользуясь современной фразеологией, крепить мощь армии и  обороноспособность царства. Иосафат, наследник Асы,  поставил  воинские гарнизоны не только во все города Иудеи, но и по городам Ефремовым, которыми овладел его отец.
  Его силы явно боялись:"от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро;также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот:овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот.
  И возвышался Иосафат все более и более, и построил в Иудее крепости и города для запасов. Много было у него запасов в городах Иудейских, а в Иерусалиме людей военных, храбрых".
  Летописец приводит имена наиболее известных военачальников из колена Иуды: Адна, "у него отличных воинов триста тысяч"; Амасия - " у него двести тысяч воинов отличных".
  Два известных военачальника были и в колене Вениамина:Елиада - "у него вооруженных луком и щитом двести тысяч";Иегозавад - "сто восемьдесят тысяч вооруженных воинов".
  Таким образом, армия Иосафата насчитывала уже восемьсот пятьдесят тысяч человек. Может, еще и поэтому с ним охотно породнился Израильский царь Ахав, выдав за него свою дочь? Вместе они представляли весьма внушительную силу. И даже решили - по предложению Иосафата - отвоевать у Сирийского царя Рамоф Галаадский, некогда принадлежащий колену Гада. Но при подготовке к сражению Израильский царь был смертельно ранен случайно выпущенной одним воином стрелой.
  Иосафат вернулся в Иерусалим и занялся благочестивыми делами:"опять стал он обходить  народ свой от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу, Богу отцов их".
  Кроме того, в каждом городе им были назначены судьи с наказом "действовать осмотрительно" и без мздоимства.
  "И в Иерусалиме приставил Иосафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля - к суду Господню и к тяжбам".
  Тем временем против Иудеян собралось вражеское полчище - Моавитяне, Аммонитяне, некие Маониты, обитатели Сеира. Безусловно, Иосафат встревожился, но решил сразиться с ними и пошел им навстречу в пустыню Фекойскую.
  Но пока Иудеяне шли, Аммонитяне и Моавитяне восстали против обитателей горы Сеир, истребляя друг друга. Так что когда Иудеяне пришли, то увидели вокруг великое множество трупов, и никого живого.
  И осталось им лишь собирать богатую добычу:"во множестве и имущество, и одежду, и драгоценные вещи, и набрали себе столько, что не могли унести".
  Добычу собирали три дня, а потом возвратились в Иерусалим, "с псалтирами, и цитрами, и трубами, к дому Господню".
  "И спокойно стало царство Иосафатово;и дал ему Бог его покой со всех сторон".
  Правда, не все удавалось Иосафату, были у него и неудачи, в частности, построенные им корабли, отправившись в плавание, потерпели кораблекрушение.
  В целом же он был весьма успешным правителем, чего не скажешь о его наследнике, Иораме. При нем от Иудейского царства отделился Едом (Идумеяне), потом и Ливна.
  На Иудею пошли Филистимляне и Аравитяне, сопредельные с Ефиоплянами. "И ворвались в нее, и захватили все имущество, находившееся в доме царя, также и сыновей его, и жен его, кроме Охозии, меньшего из сыновей его".
  Так ему боком вылезло его злодеяние, когда, заняв трон, он уничтожил всех своих братьев (их было, как минимум, шестеро), которые жили в укрепленных городах и были там начальниками. Некому было, а, может, и желания уже не было помогать царю бороться с пришедшими врагами, если те предлагали приемлемые условия сдачи.
  С того времени Иудейское царство довольно часто подвергалось нападению врагов, которые считали его легкой добычей. Иудеяне (при царе Иосии) даже не смогли выстоять против немногочисленного войска Сириян, которые "вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа;и всю добычу, взятую у них, отослали в Дамаск".
  Постепенное возрождение началось с воцарением на трон Амасии, сына Иосии. Он пересчитал всех воинов - от двадцати и выше, как делал это Моисей (оказалось триста тысяч), да еще нанял за сто талантов серебра сто тысяч храбрых воинов из Израильского царства.
  Но некий Божий человек отговорил его от союза с Израильтянами, "со всеми сынами Ефрема", и те ушли в свое место в великом гневе. А Амасия двинулся в долину Соляную "и побил сынов Сеира десять тысяч".
  Столько же взяли в плен, а потом сбросили со скалы, и они разбились.
  Пока Амасия расправлялся с Сеиром, отвергнутые Израильтяне хрошенько прошлись по городам Иудеи, перебили три тысячи человек и награбили множество добычи.
  Позже Израильтяне снова пошли на Иудеян войной, "и были разбиты Иудеи Израильтянами, и разбежались каждый в шатер свой". А Израильтяне на этот раз хорошенько поживились и в доме Господнем.
  Так продолжалось и все последующие столетия:один царь приумножал свое царство, другой - терял, третий снова приумножал, а последующий -терял.
  В этой карусели  весьма успешным царем выглядит Озия (Азария). Он сразился с Филистимлянами, разрушил стены Гефа, Иавнеи, Азота - самых известных Филистимских городов, и построил в этих местах свои города.
  Он успешно воевал против Аравитян, а Аммонитяне платили ему дань.
  Он построил башни в Иерусалиме и укрепил их. И в пустыне построил башни, и много водоемов, потому что имел много скота, земледельцев и садовников:"ибо он любил земледелие".
  Не забывал Озия (Азария) и о армии. Писец Иеиел, надзиратель Маасей под руководством одного из главных царских сановников Ханании составили список отрядов, выходящих на войну.
  Всего воинов было триста семь тысяч пятьсот человек, а командовали ими две тысячи шестьсот глав поколений.
  Для всего войска имелось достаточное количество щитов, копий, шлемов и лат, луков и пращных камней.
  Но как катастрофически уменьшилось войско и каким слабым выглядело его оснащение по сравнению с колесницами, которые были у Ассирийцев, а затем и Вавилонян Ясно, что против них Иудеяне не могли устоять.
  Сын Озии Иофам продолжит линию отца на укрепление городов Иудейских, и весьма успешно сразится с Аммонитянами, так что они три года платили ему дань - сто талантов серебра в год, десять тысяч коров пшеницы и столько же ячменя.
  Но уже следующий царь Ахаз терпит поражение от Израильтян и Сириян, и просит помощи у ассирийского царя.
  Его сыну Езекии везет:на приступивших к Иерусалиму Ассирийцев нападает мор, и они гибнут.
  Но это была лишь отсрочка Иудеи от краха, которая продлилась еще лет сто или чуть больше. Но для истории это миг, да и для человеческой жизни не столь уж большой период, как кажется на первый взгляд.

                Окончание следует   


Рецензии