Лёгкое дыхание

Лёгкое дыхание

Руководитель нашего литературного общества вернул мне книгу, которую я готовил для публикации с тем, что бы  поработать со стилистикой. Я, как мартышка с очками, из известной басни, вертел, крутил свои рассказы, переставлял слова, абзацы, но чувствовал, что не выходит, то что нужно. Решил обратиться к нашему старинному семейному другу Алексею. Лёша имел три высших искусствоведческих образования  думаю, знает в стилистике толк, прочёл кое что из моих литературных вирш и сказал, что хорошей литературы в них мало и что всё это похоже на мемуарный дневник, что меня, понятно, очень расстроило. Бери, говорит Бунина и читай его коротенький рассказ – « Лёгкое дыхание » и тогда поймёшь в чём твоя слабость.
Бунину, наверное, не зря дали Нобелевскую премию, но, как человека, гражданина России, я его глубоко не уважаю за его политические взгляды, и за его хамское отношение к народу во время революции, когда он драпал из России. С предубеждением начал читать рассказ. Он мне даже не понравился. Обрывки, каких то не существенных событий. Зная хорошо художественную натуру моего друга, я понимал, что он мне не зря дал читать именно этот рассказ. Прочёл второй, третий раз. Не могу понять, что в нём высокого, чем он ценен. Звоню.
-Ну, что тут не понять, всё лежит на поверхности, обрати внимание, почему такое название, убеждал меня Алексей. Читаю снова рассказ и вдруг всё понимаю. Это, как главная заповедь на всю жизнь. Следуя ей, человек обретает и счастье и успех. Это как бы квинтэссенция всех лучших человеческих качеств. Удивительно, как в одной фразе сконцентрировалась вся позитивная человеческая жизнь. Имея такое дыхание, человек имеет все основания считать себя счастливым.
      Мне вспомнилось детство. Рижское взморье, пионерский лагерь. После полдника, час сна. Набегавшись, не замечаешь, как засыпаешь. Просыпаешься легко. Вокруг чистые краски, свежий воздух, ты не ощущаешь своего тела. Ничего не болит. Опять окунаешься в детские игры, в приключения. Кто–то кричит мне, что мои родители приехали. Бегу за ворота лагеря. Поднимаемся на какую нибуть дюну и мама с папой вынимают гостинцы, что –то вкусненькое. Ты выбираешь самые  спелые  и крупные ягоды из пакетика. Сок клубники течёт по подбородку, и ты совершенно счастлив.
       Замирают последние аккорды оркестровой увертюры. Музыканты расходятся на перерыв. Курильщики собираются на крыльце. Павел, наш гитарист, на мой вопрос вдруг отвечает тоже вопросом. Володя, а зачем тебе это надо? Я не сразу мог ответить на него. Я действительно не знал, зачем. Стал ковыряться в памяти. Ну, конечно, чтобы мне было хорошо. Места красивые в Саласпилсе, хорошо думается, отдыхается, много простора. А зачем, спрашивается, человек в свободный день идёт на море, по грибы, сидит с удочкой.
Ведь не за тем, что ему покушать рыбки хочется. Мне бы ответить, как в присказке." Рыбка ищет, где глубже, а человек, где лучше."
        Четвёртый день лежу в постели. В палате один. Ко мне подключили катетер. Рядом штативы с кучей баночек. В вену ввели иглу и льют в меня , как в бочку, разных жидкостей. Пить, есть, не дают. Говорят, эти жидкости твоё питание. Я всегда с испугом относился когда говорили , что кто-то лежит под капельницей, это говорило о серьёзности заболевания. Меня хоть и оперировали в неблагоприятной фазе луны, а этот фактор даже врачи учитывают, но я , кажется, выкарабкиваюсь. Времени много и в таких ситуациях невольно думаешь о будущем. Серьёзно стоит гамлетовский вопрос. « Быть или не быть? »
Открывается дверь, и в палату на каталке ввозят нового больного.
Весь не ухоженный, чёрный, заросший - не трубочист ли?
Пока его перекладывают на кровать, узнаю в нём бомжа, что всегда валяется  в переходе у вокзала. Нынче морозы стоят до двадцати пяти градусов, наверное мужик загибаться стал. Тут наша сердобольная медицина, видно, решила продлить его собачью жизнь. Государство у нас такое, что много нищих появилось. Моя койка далеко от него и слава богу запахи не так резко доносятся до меня. Если мои мысли до этого были размеренные и позитивные в думах о будущем, то о каком лёгком дыхании можно было думать теперь. За жизнь мы изнашиваемся , что я с запущенным здоровьем, что этот бомж с социальными проблемами. Когда на сердце есть печаль или думы тяжёлые, то лёгкие расходятся с усилием, словно мехи пытаешься раздуть. Так постепенно, дыша всё труднее, мы уходим в небытие. Есть ли это признак старости?. Отчасти, да, но тут мне вспомнился телеведущий  зоолог Дроздов. Он то точно легко дышит. Врагов нет, жизнерадостный по жизни улыбчивый, очень любит петь для настроения. А ведь верно. Это как задача с множеством решений. Следи, чтобы тебе дышалось легко. Если есть где проблемы, решай их быстро и оптимально, чтобы не висели на душе. Будь улыбчив со всеми. Живи без врагов.
Будь честным и порядочным во всём. Имей много друзей. Стань человеком с большим сердцем и всё это придёт к тебе, если ты научишься следить за своим лёгким дыханием. Ты увидишь, как вернётся твоё здоровье. Ты будешь жить долго и счастливо.
Один мой большой друг говорил:
- Человек сам себя убивает, но он сам себя и лечит!


Рецензии
Как ты прав, Володя. Нельзя копить в себе застарелые обиды, раздражение, непонимание. Со всеми непонятками и проблемами лучше разбираться сразу, и тогда печаль на сердце не задержится и есть шанс обрести "лёгкое дыхание". С ним и с улыбкой идти по жизни дальше...но этого добиться не просто, нужны усилия и желание.

Анжела Стальная   06.09.2011 17:40     Заявить о нарушении