Обет молчания

Что такое одиночество? Это – тишина. У каждого она своя. Одни, оказавшись в определенных обстоятельствах, скажут:  «Наступило гробовое молчание».
Но молчание это все-таки иное, нежели тишина. Я могу молчать, но внутри меня плачут и смеются мои чувства. Обет молчания брали на себя многие монахи ради искупления грехов и часто, содеянных другими людьми. Преподобный Андрей Рублев (14 век) молчал 15 лет.
Обет этот практикуется при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов. Вера Молчальница (19 век) – затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года.
Обет может продолжаться от нескольких минут (во время молитвы) до нескольких десятилетий. Основная цель его – самосозерцание, сближение с Богом, отречение от повседневной суеты и как подтверждение своей веры в Создателя.
Но что же такое тишина?
Она бывает благоговейной…
Такая, она может быть спасительной. Она может быть единственным и самым верным выходом для того, кто заблудился в лабиринтах бытия.
Задумайся, погрузись в тишину своих размышлений!
Есть люди, которые не знают, что такое  тишина. Пробуждаясь, они тут же включают радио. Целый вечер они сидят перед телевизором, а музыка у них часто гремит по всему дому. Привыкшие к шуму, они чувствуют себя в тишине неуютно. Такие люди не в состоянии услышать пения природы, не способны расслышать тихий глас Божий.
Ораторы знают, чтобы заострить  внимание на основной своей мысли, следует понизить звучание речи на той самой фразе.
Самое же пагубное, что вернее всего отвлекает от Создателя – это мощные децибелы. Ими оглушаются посетители (чаще всего молодежь!) ночных клубов, зрители на стадионах, куда их собирают рок и поп кумиры. Вслушайтесь в звучание и смысл одних только этих: рок и поп…
Юные существа, отгородившись от мира наушниками, большую часть жизни проводят в безбожном шуме, который им преподнесли как  образцы  современной музыкальной культуры.
«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила… (Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Песнь, 3).
Да, Христос наш спасает нас и от этой пагубы. Он властен погрузить нас в целительную тишину мира сего. С его помощью мы научаемся входить в нее,  как в храм Божий, где царит молитва, окутывающая исцеляющая наши  страждущие души.
Псалом 45 подчеркивает благословенность тихих пауз в мире шума. Псалмопевец обрел уверенность в Божией защите от противостоящих нам сил. Он говорит о землетрясениях, извержениях вулканов, он описывает спокойные речные потоки, которые орошают поля живительной влагой. И снова изображает мир наш, полный насилия и противоречий, яростно ополчившийся против Бога...
Но Давид вещает  и о великом торжестве Господа, Который говорит: «Остановитесь и познайте, что Я Бог». Весь псалом – это призыв к тишине, к осознанию того, как Бог трудится среди шума и бедствий этого беспокойного мира.
Мы можем услышать глас Божий в тишине природы и в утешающих обетованиях Слова Его. Он желает, чтобы мы знали, что Он с нами и что Он всесилен. Но для осознания этого нам самим следует отрешиться от шума.
Только так  мы сможем услышать тихий глас Божий. Он всегда доходит к тем, кто готов слушать Его.
Быть одиноким страшно, если  в тишине отсутствует вечный глас Божий!
Самое трудное, что доводилось мне пережить – это одиночество. Оно,  как правило, приходит следом за обманом и предательством.
Обманутый, оболганный, утратив веру в дружбу и любовь, ты впадаешь в самый тяжелый грех – уныние. Но и из него есть выход. Спасение от уныния – это одиночество.
Когда кто-то нам изменяет и предает нас, надо знать, всегда найдется тот, кто явится, чтобы помочь и спасти. Так помогает  Господь тем, кто растерян, боится остаться в одиночестве, кто малодушно возвращается к навязчивой мысли о бесперспективности  своего дальнейшего существования.
Состояние такой паники свойственно всем нам без исключения. В обычной, как мы ее называем, благополучной жизни, мы так или иначе постоянно размышляем над смыслом жизни и говорим себе и другим, что жизнь это промысел Божий и прожить ее надо в трудах и добрых помыслах: построить дом, посадить дерево, продлить свой род…  И часто на всех этих этапах мы сталкиваемся с проблемами, которые нам бывает очень трудно преодолеть. Все от тебя отказались, ты без средств к существованию…
Искать виноватых в том, что случилось – путь в тупик. Поиск причины случившегося – путь к спасению. И всегда, если ты верно разобрался в себе, тебе будет дан путеводитель.
Идя с его помощью, помни, Кто тебе его послал, благодари руку дающую, проси прощения для «ненавидящих и обидящих»  тебя,  моли за тех, кто любит тебя, но которых ты «вольно или невольно» обидел.
Благодари Бога за все, что он дал тебе во испытание и кайся, что роптал  о трудностях и печалях своих. Желай всею душою понять промысел Его! И чем искреннее будет твое сожаление о содеянном, чем горячее будет твоя мольба о прощении, тем скорее и легче станет на сердце твоем!
Дай Господи, словом твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоей силы!
Не попусти на меня Владыко, Господи, искушение!
Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешного.
Валерий Митрохин
Крым
11.08.11


Рецензии