Андрей Кураев. Мастер и Маргарита
Впечатление от кураевского анализа двоякое. Батюшка толи игнорирует художественный модус в своих целях, толи абсолютно смешивает его с реальностью в пользу последней. Хотя, возможен еще один вариант - Кураев верующий. Это мы, атеисты, филологи, про художественный модус помним, и Воланд и бродяга из Ершалаима для нас - это художественные, мифологические и прочие персонажи. Но! Для верующего дьяка это вполне реальные ...хмм... существа (сложно сходу подобрать точную дефиницию). Пусть Андрей Кураев лично их и не видел, но Бредда Питта он тоже не видел, так что для христианского батюшки роман Булгакова - произведение, о вполне реальных, существующих, причем где-то весьма близко, существах, с которыми он соприкасается день через день (примерно как нам по воле-неволе приходится натыкаться на заголовке о событиях из жизни бедняги Бреда Питта). Вот такая версия. Возможно именно этим близко-повседневным духовным общением с Воландом и Иешуа дьякона Кураева и объясняется его буквализм в литературоведческом анализе. Что для нас - мифологемы и архетипы, то для него повседневная духовная реальность. Дьякон Андрей вполне всерьез начинает рассуждать, например, о том, профессором каких наук становится Иванушка Бездомный - истории или же философии. Это только один пример. Однако, Кураев очень внимателен к тексту, этого не отнять, и мне как филогу это приятно. Чуткая работа с текстом - это половина залога успеха в понимании его. Казалось бы, это просто, читай себе да подмечай, но на практике каждый видит в тексте то, что хочет, и текст становится ангажированным. Каждый из ткани произведения ткет систему аргументации собственным идеям. И это смерть филологии и смерть текста. В общем... ну мало людей освоив чтение действитльно научились читать. Кураев читать умеет. Кроме того, он рассматривает произведение в историческом контексте, читая черновики, помня о личности автора. В общем-то, неплохой филологический анализ (да простят меня сразу все - и сторонники и противники батюшки).
Но. Главное, ради чего я дерзнула вспомнить профессиональный язык и покритиковать культовую фигуру современности. На мой взгляд, Кураев добился главного, ради чего стоит простить ему другой взгляд и прочие погрешности. Хочется все бросить, встать, пойти к книжному шкафу и читать. Не обязательно "Мастера и Маргариту". Что-нибудь любимое, важное. Мне, например захотелось перечитать Маркеса. И Булгакова. И Сигрид Унсет. И просто любимый томик со стихами. Это главное! Он заставляет - хотеть читать!
Свидетельство о публикации №211081200347
Антон Болдаков 2 28.02.2012 11:15 Заявить о нарушении
В общем... Мастер жалок и слаб, Маргарита - велика и прекрасна, конец хорош так, что хочется плакать...
Елена Воловникова 28.02.2012 13:14 Заявить о нарушении
Одновременно с ними "идеологи" на арену борьбы с Центром (МЦР) выводят служителей культа, которым Учение Рерихов давно застило свет. Новоиспеченный, совсем молодой и потому неистовый диакон Андрей Кураев начал усердно плести сети вокруг имени Рерихов и Живой Этики. Почувствовав в ней главного врага, церковь приняла все меры, накопленные за годы тоталитарного режима в ее стенах. Кураев не стеснялся в выражениях, невежественно трактуя каждую строчку в письмах Елены Ивановны и Учения, отрывая мысль от контекста и перекраивая все на свой лад... Он рассчитывал на бескультурье аудитории, абсолютно не знающей существа философского Учения, не умеющей отличить Христово Учение, Христову церковь от тоталитаризма церковников, рассчитывая на опыт пятидесятых годов: "Я не читал Пастернака, но клеймлю его позором".
Безнравственность, творившаяся во всех сферах власти в стране, была им на руку. Перестройки и кровавые распри, происходящие во властных структурах, порождали противоречивые явления и в области духа. В Россию устремились миссионеры разных толков и направлений. Каких только сект ни оказалось на плаву, "калифов на час".
Но особым звеном в этой цепи стояло, так называемое, киевское "Белое Братство". Искушенным в борьбе за существование общественной организации, как день было ясно, кто стоит за этими провокаторами, и почему надо было дискредитировать само название этого действительно существующего на планете Высокого Братства Махатм...
Недолго продержались киевляне. Невежество поглотило их. "Миссия" провокаторов была с треском провалена. Не нашлось желающих отождествлять их сектантскую разрушительную деятельность с созидательной, культурной деятельностью рериховского движения, утвердившегося во всем мире. На суде они проговорились об истинных целях, поставленных перед ними, потому сам процесс быстро скомкали, и он исчез с поля зрения общественности. Но прецедент остался. И, вместе с "разоблачительными" усилиями диакона Кураева, в декабре 1994 года лег в основу решения Архиерейского Собора, на котором отлучили Рерихов и Е.П.Блаватскую от церкви. Отлучили уже мертвых! В воинствующем раже, не подумав, что это уж совсем не по-христиански. Пастыри были неразборчивы в средствах и безграмотны. Да и откуда было сегодня взяться другим? Как рассказывала мне еще мама, а она еще девочкой в это время пела на клиросе в деревенской церкви самарской губернии, - за годы тоталитаризма истинные святители земли русской оказались на том свете, а эти "красные" попы, как справедливо окрестили тогда в народе тех, кто в угоду новой власти демонстративно снимал с себя кресты и говорил, что бога нет, отдавая церкви на поругание, пришли сегодня из разгромленных райкомов и спецслужб. Появление мыслящего пастыря грозило такой же расправой, как и Александру Меню, убитому чуть ли не в своем приходе. Он был белой вороной среди своих коллег. Пытаясь предотвратить жестокие межконфессиональные распри, нес знания людям. На страницах книг и в многочисленных статьях в газетах и журналах не раз утверждал единство Источника всех религий.
Сразу же после заседания Архиерейского собора диакон А.Кураев выпустил трехтысячным тиражом брошюру "Об отлучении Рерихов от церкви", рекомендованную к печати отделом религиозного образования и катехизации Московской патриархии. Кураев начинает без замысловатостей: "Я сначала скажу, чем является рериховское движение, а потом поясню свою позицию. Рериховское движение в России - нелегальная религиозная секта оккультно-антихристианского характера"?..
Казалось бы, комментарии излишни. Но представить общественную, культурную организацию, зарегистрированную и в Организации Объединенных Наций как секту! И здесь уже вряд ли можно помочь Кураеву, лишь только констатировать факт полного невежества и беспрекословного повиновения не силам света...
А Кураев -декан философско-богословского факультета Российского православного университета и старший научный сотрудник кафедры истории религии философского факультета МГУ. МГУ - гордости бывшего СССР.
http://proza.ru/2015/12/15/1238 из книги Бибиковой Галины Ивановны
Михаил Галакт 02.02.2021 20:27 Заявить о нарушении