Фрагмент 1 из Данечки

 

 Не успел  Даня задать Васе загадку, как услышал:
– Вчера дедушка сказал, что его отца  подвёл Зяма.
– Снова ему мой прадедушка не даёт покоя.
– Мама ему сказала, чтобы он перестал  ерунду нести, но дедушка продолжал нести.
– И что он ещё нёс?
– Говорил, всех евреев надо отправить на необитаемый остров. Он сказал, что беспокоиться не надо. Они и там выкрутятся.
– Нехороший твой дедушка.
– Почему нехороший?
– Потому что хочет отправить нас на необитаемый остров.
– Почему вас? Вы разве евреи?
– Конечно. И прадедушка Зяма  был еврей. Между прочим, твой прадедушка дружил с ним. И такую ерунду он не говорил. Может, это  после перестройки началось?
– Что началось, Даня?
– Ну, что к  евреям  стали плохо относиться.
– Что ты, Даня! Евреев не любят с самого начала. Так дедушка говорит.
– Какого начала, Вася?
– Когда появился человек. Так дедушка говорит.
– А папа, мама твои что говорят?
– Тоже говорят, но не так, как дедушка. Они говорят, есть и хорошие евреи.
– А об этом ты сказал дедушке?
– А зачем? Ведь он слышал, что мама сказала.
– А ты ещё раз скажи  ему. Может, он плохо слышит.
– Хорошо, обязательно скажу.  А я слышал, как  Маргарита  Фёдоровна сказала  нянечке, что   первый  еврей Адам шпокнул  какую-то Еву. После этого все люди обиделись на евреев, а некоторые даже стали их ненавидеть.
– Я не слышал ничего об этом Адаме. Может, и был такой нехороший еврей.  Евреи такие же люди, как и другие. Среди них есть и плохие, и хорошие. Как и  среди других людей. Вот  твой прадедушка был хороший, а дедушка плохой. Мой прадедушка был хороший, а этот Адам, может, и плохой. Правда, надо ещё проверить, что он сделал с этой Евой. А нянечка  тоже нехорошая.
– Почему, Даня?
– Не любит она меня. Она как-то сказала Маргарите Фёдоровне, что терпеть меня не может. Я не спал и всё слышал.
– А я тоже не спал?
– Ты как раз спал.
– Да, нехорошая няня. Я с тобой согласен. И почему она такая  злая?
– Может, еврей  в  её  борщ написал.
– Что?!
– Так одна тётя сказала. Никто, конечно, этого не делал. Это так говорится, когда надо ответить  такой, как няня.
– Да, снова  много вопросов будет  у нас с тобой. Кто только на них  ответит?
– Сами когда-нибудь ответим. 

  В том, что мальчики ответят, можно не сомневаться. Подрастут, разберутся и ответят.  Возможно, Даням и Васям  удастся  это сделать. Хотелось бы, чтоб удалось. И чтобы общий язык нашли. Чтоб переводчик  не потребовался. Но это в будущем. А пока  ребята  впитывают.  Впитывают всё, что слышат. Дома, в садике, на улице.
  Но не для всех  свершившаяся перестройка  стала благом. На большинство, привыкшее к устоявшемуся  ритму жизни, перестройка свалилась, как снег в  летний жаркий день. Многие из послушных  винтиков превратились в слепых котят. Если винтики всё-таки выполняли какую-то роль, то блуждающие в потёмках оказались никому  ненужными.
  Старая власть, показавшая свою несостоятельность, уже не могла остановить идущий под откос поезд. Ничем  не могли помочь и уставшие пассажиры. На полном ходу поезд  крушил себя и всё вокруг!  Свершался большой скачок.
  Ну, не китайский, конечно. Близкие к нему и у нас были. Главное, не изобретать велосипед. Своим путём  – это хорошо. Но не мешает  оглянуться. Ведь сколько всего народы  уже сделали! А сколько ошибок натворили! Зачем повторять! Может, воспользоваться  опытом? Может,  перескочить через пропасть, собравшись с мыслями? А не наобум, как говорится.   
  Новая власть очень медленно отстраивает то хорошее, что с бешеной скоростью было уничтожено. Что с большинством? Оно снова ждёт! Ждёт, когда его снова превратят в винтики!
  И такое может случиться! Реализуют приоритетные направления, что-нибудь кому-нибудь перепадёт, и большинство снова будет молчать.
  Нет, направления правильные! И не надо долго  проверять правильность принятых решений! Убеждаться, что народ  имеет право  пользоваться  своим достоянием! Что  не подачками надо народ   кормить!  Власть  наконец   уяснила   своё  предназначение. На   помощь  даже   призвала системность и нанотехнологию! Эти вещицы много лет известны и работают не только за рубежом,  но и в России. Но винтики всё съедят!  Они раньше без  лозунгов  и призывов  жизни не знали. Да и  сейчас их почитают. А если ещё  зрелища  будут, то с подорожанием хлеба можно  потерпеть.
  Сложная эта арифметика. И раньше была такая. Проще, чтоб все понятно было, не становится.

  Даня и Вася через год пойдут в первый класс. Возможно, они когда-нибудь разберутся!
 


Рецензии