15. Молодые специалисты
55 лет тому назад, после окончания Харьковского политехнического института, получил я назначение на завод ХЭЛЗ, был зачислен в цех М-2 технологом и стал прозываться молодым специалистом. Это прозвище предполагало снисходительное, на первых порах, отношение со стороны начальства и прикрепление к новичку наставника. Наставник должен был помогать быстрее осваивать конкретную профессию, которая частенько была далека от указанной в дипломе специальности и научить ориентироваться в заводских « производственных отношениях». От личности наставника, его добросовестности и доброжелательности во многом зависела дальнейшая судьба молодого специалиста. Конечно, решающую роль в карьерном росте новичка играли его способности, целеустремлённость, интерес к работе и понимание того, что настоящий успех приходит только через упорный труд. Но вот один из парадоксов советской эпохи - успех мог быть достигнут и за счёт пресловутой «активной общественной работы». К сожалению, многие хорошие ребята соблазнялись этим вторым, более коротким путём к успеху. Но в основном этим путём шагали врождённые молодые карьеристы.
За три месяца работы в цехе выяснилось, что я там никому не нужен, начальство на меня не обращало никакого внимания. Дело было в том, что работающие в цехе техники полностью справлялись с технологическими работами. Потом мне повезло, меня перевели в конструкторский отдел и прикрепили наставника, точнее наставницу, о которой я с благодарностью вспоминаю по сей день.
И тогда впервые у меня возникла мысль о перепроизводстве инженеров и девальвации этого некогда весьма почётного звания. По моим дилетантским соображениям, не более половины выпускников ВТУЗов занимались истинно инженерным трудом. После ХЭЛЗа я перешёл на работу в ОКБ « Электропечь», где отношение к молодым специалистам было и уважительным и очень заботливым. В первую очередь благодаря неординарной личности директора Николая Исаакиевича Тарасевича, умер он в1964 году. Конструкторское подразделение, которым я стал руководить, почти ежегодно пополнялось молодыми специалистами выпускниками ХПИ и теми, кого устраивали «по блату». Справедливости ради скажу: и в той и другой «категории» новичков в равной мере были способные и бездарные, трудолюбивые и ленивые, скромные и не в меру честолюбивые. Эти качества проявлялись уже в первые месяцы работы и быстро становилось ясно, из кого получится специалист, а кто будет балластом и вечным бойцом колхозного и других трудовых фронтов. Способных ребят мы буквально сразу загружали конкретной работой, старались выработать у них конструкторский, изобретательский азарт и воспитать чувство ответственности. С остальными было сложнее, но и их мы пытались пристроить к посильной работе; не всегда это удавалось, потому что среди них попадались откровенные бездельники с высоким самомнением и большими претензиями. Одна девушка, ничем себя не проявив, сразу стала скандалить и требовать повышения зарплаты. Старшие инженеры отказывались с ней работать и мне приходилось самому отвечать на её элементарные вопросы. Один раз она долго мучилась с подсчётом веса довольно простой детали (ученик средней школы вполне справился бы с этой задачей). Я ей рассказал, что нужно делать, но она считать поленилась, помчалась к тётке из партбюро, отвечающей за работу с молодыми специалистами и нажаловалась. Вскоре меня вызвали на партбюро, поговорили мирно и я спокойно вернулся на рабочее место. У нас работал парень Саша, весельчак, балагур, добряк и, между прочим, мастер спорта СССР по боксу. После моего благополучного возвращения с партбюро подходит ко мне Саша и высказывает сочувствие. Посмеялись мы и я говорю: «Саша, тр..ни её, может быть угомонится!». А Саша очень серьёзно отвечает: « Я, конечно, могу это сделать. Но все мы знаем, что она плохой человек. Так зачем доставлять ей удовольствие?»
Ещё пару эпизодов по теме. Руководил я как-то дипломным проектированием студентки ХПИ, которая после защиты получила назначение в нашу организацию. По логике вещей её надо было определить в наше подразделение. Но меня вызвал к себе главный инженер и объяснил мне, что я человек непрактичный и не смогу воспользоваться родством моей дипломницы с крупным партийным работником города. И начала девушка работать под началом нашего парторга, более практичного человека. Вообще к родственникам высокопоставленных особ у нашего начальства отношение было трепетным.
В одном техникуме работал мой знакомый, который имел отношение к распределению выпускников. И он дал мне возможность выбрать лучших из них. Я себе в сектор взял лучшего выпускника №1, а приятелю уступил парня №2. Вскоре я об этом пожалел, мой оказался порядочным бездельником, который мечтал побыстрее выбиться в начальники. Пожаловался я своему знакомому из техникума, а он говорит: « Что же ты со мной не посоветовался?
Ведь твой № 1 стал таковым за активную общественную работу». Закончил « мой» заочный институт, приняли его в партию и мы благополучно расстались.
Меня всегда возмущало стремление некоторых моих коллег-руководителей скрыть полезную информацию от подчинённых, « монополизировать» знания и, опасаясь конкуренции в будущем, притормозить технический рост сотрудников.
Тема отношений в производственном коллективе времён СССР, наверно, «хорошо» исследована советскими учёными; думаю, по ней написано много диссертаций.
Эти заметки сочинил я исключительно в ознаменование 55-летней годовщины начала моей инженерной деятельности.
В заключение приведу любопытные данные с одного любопытного,очень "патриотического" сайта http://www.great-country.ru . Сайт рассказывает об огромных достижениях СССР во всех сферах деятельности.
ВЫПУСК ИНЖЕНЕРОВ В СССР И В США (ТЫС. ЧЕЛ)
Годы 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956
СССР 36 44 47 46 56 66 71
США 53 42 30 24 22 23 26
ЧИСЛЕННОСТЬ ДИПЛОМИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРОВ, ЗАНЯТЫХ В ХОЗЯЙСТВЕ СССР
И США ( ТЫС.ЧЕЛ )
Годы 1940 1950 1953 1954 1956
СССР 290 392 480 530 721
США 156 316 361 371
Какой же отсталой была Америка в 50-е! А мы и не знали!
Правда, среднестатистический американский и, соответственно, советский
инженер это две бооольшие разницы!
Свидетельство о публикации №211081301045