Nota bene
Истина лежит посередине
и не принадлежит никому
……………………………………
С водкой я впервые познакомился в пять лет. Или в шесть... Сейчас точно не помню.
Тогда мама привела в нашу маленькую комнату в бараке леспромхоза дядю Костю и сказала: «Наверное, он будет твой папа».
Но дядя Костя мне сразу не понравился - пришёл на нашу жилплощадь с раскладушкой и балетным чемоданчиком.
Мне заявил, что он будет спать с мамой на кровати, а я – на раскладушке. А я не хотел спать на раскладушке, и чтобы я согласился, мне в сладкий чай налили водки. Я чай выпил и уснул на раскладушке.
Вкус водки запомнился. И понравился.
Шло время.
Почему чемоданчик дяди Кости назывался «балетным», я так и не сумел понять. Никакого отношения здоровый, как буйвол, дядя Костя к балету не имел, и работал вальщиком леса.
Мне он сделал красивые большие санки с полозьями, оббитыми блестящим железом.
Всю зиму с друзьями я их обкатывал. Умещались на них втроём, а то и вчетвером и неслись с горы, сопровождаемые снежным вихрем и радостным визгом.
Катались с удовольствием, пока не врезались в занесённый снегом валун. Санки разлетелись в щепки, а мы отделались царапинами, синяками и лёгкими ушибами.
Но зато появился повод не ходить в школу. Свободное время мы с другом посвятили исследованию внутренностей балетного чемоданчика.
Доверху чемоданчик был забит пачками сигарет с вкусным названием «Варта» - почти ватрушка, и нам захотелось срочно попробовать сигареты на вкус.
В дровянике каждый из нас распечатал свою пачку, достал сигарету и, прикурив от одной спички, мы по-взрослому затянулись.
Дальше всё происходило, как в тумане: мы кашляли, чихали, захлёбывались соплями и, в конце концов, нас обоих стошнило.
Дядя Костя нашёл нас среди чурок в полуобморочном состоянии. Отобрал сигареты, друга отвёл домой, а мне в назидание дал крепкого подзатыльника.
Я обиделся и рассказал другу.
На следующий день мы с разных сторон пописали в раскрытый чемоданчик, пометив все пачки сигарет. Тогда сигареты не паковали в целлофан, и наша месть удалась на славу.
Друг убежал домой, а я расплачивался за нашу месть своей голой задницей.
Дядя Костя вытащил из берёзового веника крепкий пруток и охаживал меня этой вицей по оголённым ягодицам до тех пор, пока я не сказал, что больше его сигарет никогда не коснусь.
Мама с работы пришла поздно. Вытащила меня из-под кровати и, осмотрев предмет воспитания, молча раскрыла дверь, выставила в коридор раскладушку, следом выбросила балетный чемоданчик.
Повернувшись к дяде Косте, сказала одно слово: «Проваливай!»
Дядя Костя ушёл.
Разливая по тарелкам подогретый суп, мама успокаивала себя и меня:
- Ничего, сынок! Ты взрослый! Проживём мы как-нибудь без папы.
Вот так всегда!
Как что-то мне надо, то – нельзя, ты ещё маленький. Как ей настроение поднять, так ты - взрослый. И где логика?
В школе я сначала обижался на клеймо - «сын одиночки». Даже лез в драку, дрался отчаянно, и постепенно все привыкли обходиться без этих обидных слов.
Однажды классная руководительница собирала деньги на поездку в город. В коридоре обмолвилась директору, что «сын одиночки» не может сдать деньги, как все.
Я это услышал и высказал училке всё, что о ней думаю.
А думал я, что у неё ужасно кривые ноги и отвратительно рыжий цвет волос, и, к тому же, родинка на щеке, как у жабы.
- Ты ещё и грубиян, – вмешался директор. - Мы хотели тебя за счёт школы свозить в город на экскурсию, а ты себе такое позволяешь. Немедленно извинись!
Тогда я и директору заявил, что плевать хотел с высокой колокольни на их поездку, на всю школу и занятия в ней, а извиняться даже не подумаю.
- За такое поведение придётся тебя отчислить из школы! Будешь неучем всю жизнь.
- Как-нибудь не пропаду!
Выгнать меня из школы им не разрешили. Или директор оказался мудрее. Не знаю, что повлияло на решение, но учёбу я продолжил.
И я внезапно заметил, что одноклассницы взрослеют быстрее нас.
Особенно – Наденька!
Среди всех девчонок она необычно выделялась фантастически появившейся грудью. Потрогать эту часть её тела мечтали все мальчишки нашего класса. И не только нашего класса. Но рослая девочка-девушка не скупилась на затрещины и пинками своих красивых ног отгоняла любопытствующих.
Для меня Надя была самой красивой девчонкой в мире. Но почему была? Она так и осталась самой красивой, только теперь чужой замужней женщиной.
Тогда мне очень хотелось ей понравиться, и я решил подарить Наде бабушкин подсвечник.
Подсвечник из чистого серебра и чудо, как красив!
Представьте себе маленькое серебряное блюдечко с узорчатым краем и с тонкой изящной ручкой в витиеватых узорах. По окаемке блюдечка вычеканены непонятные мне знаки. Я потом узнал, что это знаки Зодиака.
В центре блюдечка красовалась невысокая серебряная роза с тонюсенькими коваными лепестками.
Если в чашечку розы вставить огарочек свечи и зажечь его, то можно увидеть волшебство. Пламя, играя среди серебряных лепестков, создаёт сказочную картину. На этот волшебный огонёк хотелось смотреть долго-долго и мечтать о счастливом будущем.
Мама очень берегла этот подсвечник. Это всё, что случайно сохранилось у нас от прошлой жизни.
Случайно потому, что в день пожара мама прихватила бабушкину реликвию с собой на работу, чтобы потом продать её. Мне нужен был новый костюм потому, что я быстро рос и мужал.
Но случился пожар, наш деревянный барак сгорел, а мы остались в том, в чем были: мама – на работе, а я – в школе.
Вечером в пустой комнате общежития, сидя на казённых кроватях, на пахнущих хлоркой простынях, она вытащила из сумки пакет молока, батон и подсвечник.
- Вот всё, что у нас осталось. С этим подсвечником твоя бабушка гадала всем желающим, и предсказывала только хорошее - про счастливое будущее и красивую богатую жизнь. Денег за гадание никогда не брала. Верю, и нам этот подсвечник поможет. Береги его!
Мне очень хотелось понравиться девочке, и я признался маме в задуманном.
Мать вздохнула.
- Ты только растёшь. Присмотрись к ней. Попробуй понравиться девочке без подарка, своими делами.
На день рождения я подарил Наде альбом для фотографий. С секретом.
Сколько себя помню, я рисовал. Всё время - и до школы и в школе. Рисовал всё подряд - акварелью и карандашами, но больше всего мне нравилось рисовать тушью тонким стальным пером.
Каждую страницу подарочного альбома я украсил рисунками тушью и цветными чернилами. Изобразил не банальные розочки и целующихся голубочков, а настоящие картинки с сюжетами из сказок.
Но ни Надя, ни её подруги не поверили, что это сделал я.
Альбом таскали многочисленные гости. Одноклассницы завистливо вздыхали и обещали друг дружке, что их папы обязательно им купят такой же.
Взрослые оценивали качество работы и укоряющее поглядывали на меня. Мол, нехорошо присваивать авторство эксклюзивного подарка.
А мне хоть сквозь землю провались! Никто не верил! Гости начали сердиться за мою настойчивость.
Надя вообще забыла обо мне, и с подружками начала раскладывать фотографии в новом альбоме.
Я попросил у неё чистый лист и ручку. Весь праздник дня рождения просидел в одиночестве. Потом положил изрисованный лист перед ней и ушёл.
На листе в таком же стиле, как и в альбоме, я изобразил Надю и её подруг в карикатурно-смешном виде лягушек-царевен.
На сэкономленные от сдачи бутылок деньги купил бутылку «бормотухи» и напился до омерзения и отвращения к себе.
Больше с Надей мы не разговаривали.
На уроке географии учительница перехватила лист с шаржем на себя. И сразу догадалась, чья работа.
-Николотов! Подойди ко мне! Что это? Неужели, я такая?
- Это рисунок такой!
- Рисунок? По географии за четверть я тебе ставлю «два»! А по рисованию пусть директор выставит оценку.
- Но почему – «два» по географии?
- Нельзя на глобусе Африку рисовать рядом с Великобританией!
- Это же шутка! Шарж!
- В каждой шутке должна быть доля правды.
- А остальное на листке - правда!
- Грубишь, Николотов? Пошли к директору.
Директор долго и с удовольствием рассматривал рисунок.
- Вот это да! Это как раз то, что нам нужно. А у тебя ещё есть что-нибудь такое?
Я выложил ему на стол всю папку.
- Ты смотри! Так это наш физрук! А это – физик! А трудовик как смешно получился! Ну, прям, копия! Вот ещё смешной портрет. Неужели, я?
- Вы.
- А что это за знак в уголке? N и B. Нота Бене? С латинского – «хорошо заметь»? Что «заметь»?
Я обалдел! Ждал, что хочешь – выговор, родителей в школу, а тут...
- N и B – Николотов Борис. Моё имя.
- А почему латинскими буквами?
- Так на всех гравюрах художники свои значки ставят английскими буквами.
- Те художники за границей живут, а ты... Ну, да ладно. Вот что! Разнарядка пришла. Ищут через областной центр творчества молодёжи таланты разные. И художники им тоже нужны. Поедешь туда учиться? Будешь жить в интернате, трёхразовое питание, своя койка в комнате на четверых. Ну, чем не жизнь? Согласен?
- У нас в семье денег нет на такие поездки.
- Ваших денег и не надо. Все за счёт облроно. Получишь среднее специальное образование. Может, дальше тебя продвинут. Только учись. А мы «галочку» поставим, что у себя талант нашли. Ну, соглашайся! Поедешь?
- Если денег от нас не надо - поеду.
Учиться мне понравилось. Там я нашёл свой стиль, свой инструмент. Ученическое перо «звёздочка», баночка туши и набор цветных чернил.
Преподаватель изобразительных искусств после занятий пригласил прогуляться в парке.
- Борис! Твой несомненный талант, единственная в своем роде манера изображать пером и буйная фантазия требуют исключительных учителей. Тебе надо продолжать учиться у мастеров этого дела за границей. Твоя манера сочетания точек и штриховки с разной толщиной линии позволяет тебе в чёрно-белом варианте передавать и красный, и синий, и зелёный цвет...
- Но я люблю рисовать цветной тушью!
- Тушь – производная сажи и она не может быть цветной. Только чёрный цвет.
- А у меня...
- Ты комбинируешь светотени туши и белой бумаги с цветными чернилами.
- Это плохо?
- Нет, не плохо. Но необычно и непривычно. Вне всяких школ графики. И это твоя фишка! Кстати, а почему все свои работы ты помечаешь латинскими буквами - «N и B»? Так расписывался на рисунках Найт Бергман. У тебя, мил друг, плагиат получается?
- У Найта эН и Бэ имеют общую палочку, и буква эН сдвинута на полшрифта вверх от Бэ. У меня они раздельно и с наклоном.
- Ты и это знаешь? Так может ты знаком и с книгой Артура Гаптилла «Рисование ручкой и тушью»?
- Знаком. Читал. Но его специфические приёмы изящества – не для меня. Он акцент делает на умение расположить белые промежутки бумаги между линиями разной толщины тушью. У меня своя манера. Я комбинирую сочетание точек, разного диаметра со штриховыми линиями. Плюс вкрапливание точек разноцветными чернилами. А это уже исключительный случай. Здесь нужна особая сноровка и твёрдая рука.
- Молодец! Уверенно, с апломбом! Шустро ты авторитеты развенчал! Так и надо! Верь в себя! Теперь посмотрим, как ты дипломную работу сдашь. Учти, от этого может зависеть всё твоё будущее.
С «будущим» у меня встреча не сложилась.
На диплом я представил цветной портрет главного начальника облроно в виде Эйнштейна с высунутым языком. Все преподаватели Дома творчества были изображены рядом. Каждый из них был похож на известного киношного комика, и все они гладили высунутый язык начальника.
Не обиделся только мой преподаватель.
Меня выгнали с учения - без диплома и без справки. Считай, что даром провёл время!
Пока я учился, мама тихо скончалась. Меня, в суете похорон, об этом никто не известил.
Ключ от комнаты я взял в конторе леспромхоза. Я знал, где мама прячет подсвечник, и с этим богатством вернулся в город.
Подрабатывал рисованием афиш кино.
И пил. Пил всё, что попадалось под руку. Водку запивал «шмурдяком», пиво – «грушками-яблочками». Похмелялся огуречным лосьоном и выжимками из тормозной жидкости.
Мне как художнику выделили маленькую комнатку в полуподвале. Там я рисовал, спал и сочинял сюжет будущей гениальной работы. Но сюжет вместе с парами алкоголя таял в сигаретном дыме и не хотел фиксироваться на картоне.
С женой познакомился случайно.
Потерял ключ от своей комнатушки, а ломать замок не хватило ни сил, ни желания. Сел возле подъезда на лавочку и задремал. Сквозь пьяную полудрёму я чувствовал, как моросящий осенний дождь пропитал не только пальто, но и рубашку, и холодные струйки стекают по спине до трусов, а шевелиться всё равно не хотелось. Но зато протрезвел.
- Эй, парень! Жив ещё?
- Жив.
- А я тебя узнала – ты художник из кинотеатра. Что идти некуда? Дождь, на улице поздний вечер, а ты на скамейке загораешь.
- Ключи потерял.
- Ясно! Пошли, переночуешь у меня в тепле, обсушишься, а утром видно будет.
Мы стали жить вместе, и даже расписались.
Энергичная, молодая, полная разных идей, женщина активно включилась в устройство моей судьбы. Ничего не понимая ни в графике, ни в рисунке, она интуитивно почувствовала мой талант.
Знакомила с нужными людьми, водила на встречи и выставки. Устроила меня на работу в солидное издательство. Там я оформлял книги, журналы, подрабатывал на «левых» заказах и между делами готовился к персональной выставке.
Мы жили в её однокомнатной квартире дружно, тепло и богато. Меня прошибло на сюжеты, и к выставке я подготовил тридцать работ размерами 40 на 60 см.
На предварительном просмотре созванные консультанты и критики цокали от восхищения языками, перешёптывались между собой, но с вопросами почему-то обращались только к ней.
И мне стало скучно.
Видно ей тоже стало скучно. Она нашла себе любовника с огромной квартирой, шикарной машиной и двухэтажным домиком на южном побережье.
Разводились просто - детей нет, делить нечего.
- Квартиру я оставляю тебе. Себе на память возьму твои работы. Они ничего без имени не стоят, но хорошо будут гармонировать с отделкой второго этажа у нас в особняке. Не возражаешь?
Я не возражал и мы расстались.
А жизнь, как спички в коробке, таяла с каждым днём и подошла к концу. Коробок жизни опустел, и относиться теперь к существованию серьёзно – было бы смешно, да и поздно, а несерьёзно – получилось печально.
Сейчас мне... Хотя, какая разница – сколько мне сейчас лет? Все мы хранилище будущей старости. От неё никуда не спрячешься! И старайся, не старайся – всё равно уготованный тебе конец не отодвинешь. Стоит ли дергаться по этому поводу?
Я опять у того же подъезда, на той же скамейке, и опять моросит осенний дождь.
- Борис?.. Неужели ты?
Мы с Надей не виделись со школьных времён, но я узнал её сразу.
- Надя?.. Вот так встреча! Ты какими судьбами в нашем районе?
- Живу теперь я здесь.
- Как так – теперь?
- А так. Развелась с мужем, разменяли квартиру. Мне досталась «однушка» в этом доме в соседнем подъезде.
- Дети с ним остались?
- Боря, проснись! Нам сколько лет? Моя дочь живёт своей жизнью, своей семьёй, отдельно от всех.
- Так ты здесь поселилась одна?
- Одна. Вот хожу по магазинам, знакомлюсь с районом. К новоселью готовлюсь. А ты тоже в этом доме живёшь? Семья? Дети?
- Ни семьи, ни детей. Один, как пугало в огороде.
- Ну, для пугала ты ещё прилично выглядишь. А что под дождём сидишь? Домой не идёшь?
- А что дома? Телевизор, диван, четыре стены и водка в холодильнике.
- Водка в нашем случае – плохая попутчица! Увлечёшься ей – пропадёшь!
- Знаю. Всё это проходил, а сейчас печень возражает.
- Настроение у тебя, смотрю, никуда не годное. Вот что! Приходи-ка ты ко мне завтра, в первой половине дня. В одиннадцать устроит?
- А зачем?
- Ты приходи, поможешь полочки развесить, мебель расставить. Чайку попьём, школьные годы вспомним.
- А ведь - приду! Тот твой день рождения я долго помнил.
- Я тоже помню - сам же прихвастнул и сам же обиделся?
- Тот альбом действительно разрисовал я!
- Художником стал?
- Да.
- А где твои работы посмотреть можно?
- Нигде. Уехали, испарились, как и моя персональная выставка.
- Приходи завтра. Всё расскажешь подробнее. Договорились? Вон моё окно на третьем этаже. Найдешь?
- Найду.
- Смотри, я ждать буду – не забудь!
В гости с пустыми руками не ходят, а денег нет - я опять на мели. С разводом оборвались все связи: рухнуло «сытное» место в издательстве, левые подработки. Теперь вот перебиваюсь случайными заработками - разгружаю по ночам машины с молочным товаром для магазина на углу.
Утром в комиссионном магазине никого. Унылый хозяин без интереса оглядел мою одежду. Такие типы, как я, для него не могут быть выгодными клиентами.
Я показал ему бабушкин подсвечник. Глаза комиссионщика вспыхнули алчным огнём, но он тут же совладал с собой и сделал равнодушное лицо.
- И что вы хотите иметь за это старьё?
- Это уникальная вещь. С клеймом мастера. И стоит хороших денег.
- Где клеймо? Вот эти полустёртые каракули? Вы удивляете в моём лице всю комиссионную сферу торговли! Что вы можете понимать в клейме мастера? Вот где настоящий автограф мастера – смотрите сюда.
Он махнул рукой на стену.
- Чётко видно - настоящий гений сработал!
- Кто гений?
- Найт Бергман! Видите, с каким изящным наклоном изображены его инициалы? Вот где настоящее удивление и радость для глаз, я вам скажу!
Хозяин магазина с гордостью продемонстрировал мне одну из моих выставочных работ. С инициалами в уголке – NB.
- А что это за цифры на приклеенной бумажке?
- Это цена!
- В рублях?
- Найт Бергман – в рублях? Не делайте мне смешно! В «евро», конечно!
- Так много?
- Только один экземпляр ротапринтной копии этой работы стоит до ста «евро»! А это первый экземпляр, из-под самой руки мастера.
- И много у вас таких работ?
- Хозяйка предложила только пять работ. Всё расхватали в один день, как пирожки на рынке. Остался последний рисунок - и больше не будет.
- А остальные двадцать пять где?
Хозяин магазина посмотрел на меня с удивлением и с возникшим уважением.
- Вот как! Я смотрю вы знаток Бергмана? Остальные двадцать пять поедут на аукцион. Туда!
Он многозначительно показал пальцем на потолок.
- Там и заявку оформили и покупатели есть. Так вы продаёте подсвечник?
- Нет! Передумал.
- А зря! Как специалист специалисту, я вам дам за него хорошие деньги. Решайтесь! Деньги за так в луже не валяются.
К Наде я пришел с молотком, плоскогубцами и дрелью.
- А ты молодец! Сам догадался инструмент прихватить. Вчера я совсем забыла об этом сказать.
Расставили мебель, развесили полки, подключили светильники, и сели на кухне пить чай.
За чаем я подробно рассказал Наде историю с подсвечником и Бергманом.
- Значит, они воспользовались схожими инициалами. Николотова никто не знает, но все знают Бергмана.
- Но Бергман работал только в чёрно-белом варианте, а мои работы в цвете!
- А что стоит подкупить парочку искусствоведов, которые «вспомнят» новое направление в творчестве великого мастера?
- Но это мои работы! И тут дело не только в деньгах! Я тоже хочу быть известным и хочу, чтобы мои работы на аукционах и выставках шли от моего имени! Хотя, конечно, и деньги мне тоже не помешали бы.
- Пиши доверенность!
- Какую доверенность?
- Я не зря заканчивала юридический факультет? Докажем мы твоё авторство со всеми вытекающими последствиями.
- Неужели такое возможно?
- Ещё как возможно! Не скажу, что это будет просто, но, если бы не бабушкин подсвечник, не пошел бы ты в магазин и никогда не узнал бы об этой истории. Он тебя определённо бережёт! Береги и ты его! Вот так «nota bene»! Хорошо ты заметил!
И жизнь начала приобретать новые краски.
Свидетельство о публикации №211081301159
Успехов и побольше новых произведений..
С уважением,
Валерий Анипко 20.05.2013 22:24 Заявить о нарушении
Удачи Вам!
Извините за задержку с ответом.
Виктор Марков 2 29.05.2013 23:27 Заявить о нарушении