6. Беседа. Иерусалим. Гефсимания

                Глава шестая
                Иерусалим. Гефсимания

     Пожалуй, двум основным местам стоит посвятить знакомство с Иерусалимом в этот  день. Первое, пусть в самых общих чертах, мы уже посетили — это Храм Гроба Господня и Путь к нему. Сюда возвращаться вы будете снова и снова, вплоть до самой пасхальной недели. (Если, конечно, как мы уже говорили, вам удастся попасть на Святую Землю именно в эти дни, что было бы великой радостью для вас. И в нашей сегодняшней беседе я исхожу именно из такого, счастливого сочетания возможной вашей поездки). 
     Возвращаться сюда вы будете после каждой экскурсии по Вифлеему или по Галилее. Сюда ведут все дороги паломника, и с каждым новым посещением Храма вы будете проникаться все большим пониманием, осознанием того, Что здесь случилось и случается доныне. Постепенно, раз за разом, вы обойдете все его закоулки, пещеры и этажи Храма, приникните ухом к Камню Слушания, и донесутся до вас, если наберетесь терпения и внимания, двухтысячелетние стоны и удары — на этом камне бичевали приговоренного Иисуса. Увидите в нише, неподалеку от Уз Христовых, старинную икону Богоматери — она находится в зарешеченной нише, на отдалении от вас, и в темноте, озаряемой лишь
свечками у решетки, "смотрит" на вас. Уверяют, что на каждого Она смотрит по-особому, и по-особому же реагирует на всякого, вновь приходящего сюда. Одному — улыбается, при виде другого — проливает слезу, скорбит, ликует... Все это можно разглядеть в игре светотеней и, возможно, вообразить себе все, к чему расположена ваша душа в эти мгновенья. Во всяком случае, почти никогда это место не пустует, я встречал паломников, часами простаивающих здесь, сжигающих десятки свечей и вполголоса, отрешившись от всего, благоговейно беседующих с Богоматерью, порою напевающих Ей свои, не всегда понятные песни, молитвы. Вообще, очень много легенд и поверий связано с этим Храмом. Не всем, наверное, стоит безоглядно верить, но выслушать их душеполезно. Как во всяком
народном творчестве, в них заключена если не явная, то издревле чаемая истина, пусть даже малая частичка ее...
     Вот место "сидения" Святой Елены. Здесь она, сидя, наблюдала за раскопками, ею же организованными для поисков Святого Креста и других святынь…
     Вот место Обретения Креста. Вот центр, или, как здесь говорят, "пуп земли". Все это вам еще предстоит посетить и осмотреть повнимательнее, Храм Гроба Господня так просто, с первого посещения, не открывается. Поэтому сегодня, в первый день, поспешим ко второму значительнейшему месту в христианском Иерусалиме — в  Гефсиманию.
     На востоке, отделенная от Старого города долиной Кедрона, давно высохшего и оставившего взору лишь голое русло, возвышается легендарная Масличная гора. Знает о ней всякий, кто хоть раз пролистал Библию и слышал Евангельскую историю, но теперь, приближаясь к ней, нужно самому определить — что стоит осмотреть при начальном посещении. Конечно, христианину нужно прийти к могиле Девы Марии (по православной традиции ее чаще называют Богородицей, Богоматерью, а по католической — Девой Марией). Усыпальница находится у Церкви, относящейся к эпохе крестоносцев XII века. Там, внутри этой Церкви с прекрасными настенными росписями, вглубь спускаются мраморные ступени, их около полусотни, и ведут они, все углубляясь, сначала мимо
могил родителей Ее. Их могилы находятся справа по ходу вниз. Затем, слева по ходу, — могила Ее мужа, Святого Иосифа. А в самом низу, справа по ходу, в небольшой часовенке могила Самой Богородицы, единственной из жительниц земных, кто был забран не смертью, а Успением. В честь этого чудесного таинства и отмечается 28 августа один из основных христианских праздников — Успение.
     Церковь принадлежит грекам и армянам, содержится в отрадном убранстве и порядке. И тут же, буквально в нескольких шагах от нее расположен знаменитый Гефсиманский сад с восемью древними оливковыми деревьями. Им более двух тысяч лет, они были свидетелями Моления Господа в кровавом поту, Моления о Чаше. Были и свидетелями неодолимого сна Его учеников во время Молитвы. И, конечно же, свидетелями одной из горчайших сцен — сцены предательского поцелуя Иуды. Собственно, вся Масличная гора, а не только Гефсиманский сад, усажена оливковыми деревьями. Но большею частью они сравнительно молоды, их возраст не более тысячи лет. Оливковое дерево одно из самых долгоживущих на земле, возможно, за счет того, что оно как бы напластывается, "наплывает" само на себя — слоями коры, новыми порослями, и омертвевшие слои не очень-то мешают живым. Да, деревьев оливковых здесь несчетно, но лишь восемь из них считаются подлинными свидетелями и современниками Иисуса. Эти-то восемь неправдоподобно разросшихся вширь (но не ввысь) бочкообразных, корявых стволов в несколько обхватов и составляют исторический Гефсиманский сад. Он обнесен прочной изгородью и очень невелик по размерам, сюда запускают строго ограниченные партии паломников и туристов по предварительной записи. Так что сегодня, в первый день посещения, вы сможете разглядеть сад и старые оливы лишь через крупноячеистую решетку. А в дальнейшем, уже с экскурсией зайдете и постоите у этих священных, доныне сочно зеленеющих кронами древних дерев...
     Сразу выше Гефсимании расположена русская семиглавая Церковь Святой Марии Магдалины. Посетить ее надо обязательно, хотя бы обойти вокруг, тем более что расстояния здесь невелики. Церковь очень красива, по-домашнему уютна, и таким родным, православным веет от одного ее облика, что пройти мимо попросту невозможно. После старинных громад и глыб Храма Гроба Господня, после францисканских и прочих базилик эта русская Церковь дохнет на вас теплым приветом с родины. Церковь Святой Марии Магдалины стоит здесь сравнительно недавно, возведена в 1888 году на личные средства императора Александра III в память его матери Марии Александровны.
     Рядышком, чуть выше по Масличной горе расположена Церковь Плача Господня ("Доминус Флевит"), она совсем "молодая", но возведена здесь, в 1955 году, над старинной Церковью V века. Это монастырь кармелиток с Церковью Елеона ("Патер Постер"), которая воздвигнута на том месте, где, по преданию, прозвучала первая и наиглавнейшая христианская молитва "Отче наш" — из уст Самого Христа. Здесь этой молитвой Он показал своим ученикам и миру, что Отец Его не чтит многоречия и
пышного краснословия. Уже только поэтому непременно посетите эту Церковь, тем более что путь наш так или иначе продвигается мимо нее, вверх, где на самой высокой точке Масличной горы расположена небольшая восьмиугольная Часовня Вознесения. Она знаменита и привлекает паломников в основном тем, что внутри нее находится оправленный в мрамор древний камень, на котором отпечатлен след стопы Иисуса. По преданию, перед самым Вознесением Он оттолкнулся от этого камня и оставил на
нем след Своей стопы. Церковь в народе называют просто и ласково — "Стопочка". Люди склоняются над этим рельефным (не очень похожим на правильный человеческий след) отпечатком, целуют Его, оглаживают руками, обильно проливают слезы радости и умиленности. Накануне праздника здесь совершается Богослужение, прямо у "Стопочки" поются и читаются молитвы. По обычаю служится Лития: "Даруй нам оставление
прегрешений наших и спаси души наши, яко Благ и Человеколюбец". Под пение праздничного тропаря священниками совершается каждение вина, хлеба, елея. "Благословивый хлебы, пять тысяч насытивый". Поется тропарь "Вознесения". Потом
начинается праздничная Литургия. Начинается малый вход — обходят Часовню со "Стопочкой", вознося моление Спасителю: "Призри с небесе и виждь"...
     Последняя на сегодня святыня, которую необходимо посетить и которая тоже находится на вершине Масличной горы, совсем недалеко от "Стопочки", это знаменитая Русская Церковь, ее здесь называют "Русская Свеча". Высотой она 64 метра и возносится надо всем Иерусалимом, видна изо всех его концов. Она служит надежным ориентиром и указателем для гидов. Со всех смотровых площадок, которых здесь немало вдоль автобусных трасс, оплетающих холмистый Святой Град, отлично видна "Русская
Свеча". Еще иногда про нее говорят: "Карандаш", ибо действительно что-то вроде грифельного заострения издалека видится на вершине этой самой высокой здесь Церкви. А уж с вершины ее открывается вид на Иерусалим вообще фантастический. Вот только вряд ли вас пустят на саму колокольную вершину. Но это не беда, и с подножия ее вид изумительный: громадный золотой купол мечети Омара распространяет сияние надо всей окрестностью, поначалу он даже как бы ослепляет вас... но глаз скоро привыкнет, и вы рассмотрите всю Храмовую гору, стены Старого города, современные постройки, соседнюю с Масличной гору Скопус, откуда вид открывается едва ли не более величественный, чем отсюда, с Масличной горы. Но и гора Скопус, и Храмовая гора, и мечеть Омара — все это вы оставите на потом, когда останется свободное время после посещения главных христианских святынь. Сегодня вам предстоит отдохнуть от впечатле-
ний и ходьбы, не такой уж и малой, как могло показаться поначалу. А если вы еще не устроены и нет здесь у вас гостеприимных друзей, то самое время похлопотать о предстоящем ночлеге. Надеюсь, вы учли сказанное мною в начале книги о палатке, спальнике и пищевых припасах? Если так, то больше половины проблем на сегодня у вас решены. Если же понадеялись на авось, то вот вам посильные мои советы. Первый:
стоит обратиться в Русскую Миссию, которая находится в центре современного Иерусалима на улице Москобея (Московская). Можно доехать до Горненского монастыря в Эйн- Кереме. Туда ходят городские автобусы, и при удачном раскладе через час-полтора
вы уже будете на подходе к монастырю. Быть может, здесь найдется свободная келья для паломников и вас приютит в живописнейшем ущелье Горненский монастырь с русскими его обитателями. Если свободных мест не окажется, вам в любом случае дадут совет куда обратиться с вопросом о ночлеге. Насельницы русского монастыря, охотно расскажут вам как и что следует предпринять. Главное, не волнуйтесь, не паникуйте, вы на Святой земле, и ничего худого с вами здесь не случится. Вы добрались сюда с великими трудностями, а преодолеть небольшие житейские препятствия на вашем Благом пути — задача
вполне решаемая. Вот на всякий случай несколько адресов: Посольство России в Израиле расположено по адресу: Тель-Авив, ул.Бен Ехуда, 1, телефон: 03—510—10—20. Также любое информационное бюро даст вам список странноприимных домов и христианских приютов, которые предоставляют места для паломников и обеспечивают питанием за умеренные цены. Гостиницы в Израиле подразделяются на 5 категорий, тут уж каждый
должен исходить из финансовых возможностей. Гораздо дешевле киббуцы (это что-то вроде раннесоветских, но более развитых, трудовых коммун), полный пансион в них стоит до 40 долларов США, что много дешевле, чем в гостиницах. Зарезервировать места в киббуцах можно через центральное бюро в Тель-Авиве (прямо по прилете в страну) по
телефону: 03—524—61—61, или же непосредственно в киббуцах. Ну вот, пожалуй, и все, что можно посоветовать, если вы пренебрегли палаткой и спальником — вашим "домом", а также загодя припасенной пищей — вашим "рестораном".
     Назавтра предстоит поездка в город Вифлеем (Бет-Лехем), в Храм Рождества Христова. Это совсем недалеко от Иерусалима, а посему лучше всего обосноваться в нем. Не только сюда ведут все пути, но и отсюда — во все стороны земли.


Рецензии