9. Беседа. Галилея. Продолжение

                Глава девятая
                Галилея. Продолжение.
                (Назарет. Кана. Капернаум. Иордан. Гора Фавор)

     Город Назарет (45 тыс. жителей) расположен на южном склоне Нижней Галилеи. Это Старый город, где, согласно преданию, Иисус провел свои детские годы в доме родителей. Здесь множество исторических памятников, церквей и монастырей, связанных с евангельскими событиями. Века, прошедшие с тех времен, как ни странно, очень мало изменили облик города. Самая большая арабская община Израиля находится именно
здесь, жители — большей частью христиане самых разных конфессий (все-таки был Пророк в своем отечестве!). Совсем немногочисленны мусульмане. Со временем, слегка обособившись от Старого города, возник Новый, который называется Новый Назарет. Дома и постройки его громоздятся на довольно крутых склонах, иногда даже возникает впечатление, будто они слегка наклонены вниз и "свисают" над трассой. Это, конечно, оптический обман, нередко присущий холмистым и горным местностям. Верхний Назарет — промышленный город. Нас же более всего интересует история, которая сосредоточена в Старом городе, в Нижней Галилее.
     Назарет не упомянут ни в Ветхом Завете, ни в Талмуде, из чего некоторые ученые делают предположение, что такого города во времена Иисуса не существовало, и склонны считать Его родиной Капернаум. Это не более чем версия, ибо Евангелие свидетельствует об ином. Назарет был разрушен во время Иудейской войны в 67 г. н. э. и жители покинули его. Лишь во времена царствования императора Константина город был заново восстановлен, а в 326 году по приказу наместника Иосиф Тиберий построил здесь христианскую церковь. Затем, после захвата его арабами, он снова пришел в упадок, а затем крестоносцы, в свою очередь потеснившие арабов, возвели на месте старой византийской Церкви большую базилику. В 1187 году после битвы при Хаттиме Саладин
 (Салах-ад-дин) захватил и вновь разрушил город, который лишь столетие спустя был восстановлен Фридрихом П. На этом история разрушений и захватов города не кончается - францисканцы, турки, арабы попеременно овладевали им, но исконный облик его (за исключением порушенных и вновь восставших храмов), как считают историки, примерно тот же, что был во времена Иисуса. И мы пройдем по основным местам.
     Наиболее крупное историческое строение города — францисканский монастырь. Он возведен в 1730 г. и с тех пор практически не изменялся. В нем находится музей времен крестоносцев, археологические находки, в том числе капители колонн средневековых каменотесов. Рядом с южным крылом монастыря проходит лестница, которая ведет в базилику Благовещения. Считается, что именно здесь Мария услышала от Архангела Гавриила Благую Весть. Согласно католической легенде, тут находился дом Марии, который при захвате Назарета мусульманами был унесен ангелами через море в среднюю Италию и опущен в Лорето. В крипту мы попадаем через так называемую "кухню Марии" (повторяю, это не столько историческая версия, сколько католическое предание), и проходим в часовню Святого Иосифа, где расположен алтарь "Бегства в Египет". Через узкий коридор попадаем в Часовню Благовещения, где у самого алтаря по латыни написано "Здесь Слово стало плотью". Далее — "Колонна Архангела Гавриила", она указывает на то место, где, по преданию, находился Архангел Гавриил, принесший Благую Весть. А совсем неподалеку от нее стоит лишенная основания и подпертая лишь камнем колонна из красного гранита — это место, где стояла сама Мария в миг Благовещения. Севернее от церкви Благовещения находится церковь Святого Иосифа. Это современная постройка, но она расположена на месте, где, опять же по преданию, была мастерская плотника Иосифа. А под самой церковью находится темная скальная пещера,
которая считается жилищем Святого Семейства. В середине пещеры — каменный выступ. Предполагается, что он служил обеденным столом, а ниши по бокам пещеры предназначались для хранения еды и прочих припасов. Но это все красивые, с различной степенью убедительности, предания. Например, почти тут же, недалеко от церкви Святого Иосифа находится монастырь Дам Назарета со множеством гротов, и в нем вас станут уверять, что некоторые из этих гротов вполне могли быть жилищем Иосифа и Марии. Мы не историки, не археологи, наша задача осмотреть их, выслушать все это и следовать далее своим путем. Тут все расположено купно, поэтому я не советовал бы пренебрегать ни католической, ни иными версиями, мы еще попадем в православную церковь, где справляется наше Благовещение, а потом — перейдем улицу и посетим старинную синагогу. Вот здесь Иисус произнес одну из своих первых проповедей. И возмутились правоверные иудеи, и схватив, повели на гору Свержения, откуда хотели сбросить Его, как еретика. Не смогли — Он прошел сквозь них, и оставил на память всему человече-
ству слова "Несть пророка в своем отечестве". А при выезде из города, у поворота на шоссе из Тверии находится источник Марии. Сюда, согласно преданию, ходила за водой Богородица. И сегодня, тысячи лет спустя, здесь также собираются женщины Назарета со своими кувшинами. Сам родник берет начало в пещере, над которой возвышается православная церковь Архангела Гавриила (она принадлежит арабской православной общине). По ступеням мы спускаемся внутрь Храма к источнику Марии. Это старейший родник в Назарете, еще девочкой ходила Она сюда за водой. У этого источника, уже по
православному и наиболее древнему преданию, Мария услышала Благую Весть. Здесь, накануне праздника Благовещения православный Митрополит совершает Божественную Литургию. Перед началом ее он по традиции освящает хлеб, вино, масло, символизирующие плоды земли. Они лежат перед ним на столе и он, вослед Христу, освящает их накануне самого Благовещения. Собравшиеся здесь православные христиане кто на греческом, кто на арабском, реже на русском языке (местных русских мало,
а паломники не всегда поспевают к этому празднику) поют «Спаси нас, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради». Здесь впервые Деве Марии было открыто о грядущем избавлении человечества, и плоды земли, указующие на изобилие земной силы и плоти, освящаемые в этот день, вновь говорят нам о Том, Кто принес и приумножил это изобилие на скудной земле. Их не так много и нужно, этих плодов. Здесь все напоминает о том, что вместе со Словом умножилась и преисполнилась отныне плоть земная, и хватит ее всем страждущим, ибо обрела она чудесное свойство — будучи розданной, только
приумножаться. Достанет ее всем, по словам поэта — "Оттого, что Господне Слово лучше хлеба питает нас...".
     Городок Сефорис, расположенный в 10 км от Назарета, считается местом рождения родителей Девы Марии. Дорога сюда идет из северной части Назарета. Кроме руин крепости крестоносцев здесь сохранились остатки стен византийской церкви, возведенной на месте, где жили святые Иоаким и Анна. Недалеко от Назарета находится гора Фавор (по местному Тавор), и поездку к ней удобно связать с посещением Назарета, что мы и сделаем чуть позднее. А прежде, прямо от источника Марии, направимся к месту, где Иисус совершил Свое первое Чудо — в Кану Галилейскую.
     Дорога спускается вниз, к селу Рейна, затем через арабский поселок Масхадмы попадаем в древнее селение Гат-Хефер, которое считается местом рождения библейского пророка Ионы. А уже из этого селения попадаем в саму Кану Галилейскую (ныне это Кфар-Кана). Здесь-то и состоялась та свадьба, где присутствовал Иисус с учениками и
Его Мать, по просьбе которой Он, согласно Евангелию, сотворил Чудо.
     В греко-православной церкви вам покажут два из шести каменных сосудов для омовения (водоносов), воду в которых Иисус превратил в вино. Что же произошло тогда, на этом брачном торжище? Ведь это происходило в самом начале Его Пути, еще совсем недавно Он обрел учеников, но вот, оказавшись на свадьбе, видимо, вынужден был совершить Чудо. Судя по тональности текста Евангелия от Иоанна, Он еще не хотел рас-
крывать Своей силы. Но попросила Мать, и Он не смог отказать Ей, сказал только: "Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой" (Ин 2:4). И все же — исполнил просьбу. Как же изумлен был распорядитель пира тем, что самое лучшее вино подали под конец праздника! Он даже попенял жениху: "Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе" (2:10). Видно, такого небывалого вкуса оказалось То вино, что даже опытный распорядитель застолья не выдержал — как можно прятать Такое от людей? Но это было невольное Чудо, и догадаться о нем не смог даже бывалый виночерпий. С тех пор и поныне брачующиеся христиане всего мира пригубляют по традиции чару красного вина, где растворена та самая капля Священной Крови, отданной Им впервые здесь, на Браке в Кане Галилейской.
     Далее дорога поведет нас по равнине, где есть ответвление, ведущее к Горе Фавор, но сюда мы придем на обратном пути, после посещения Галилейского моря и реки Иордан, почти в самом конце нашего странствования. А сейчас, слева от дороги, мы увидим остатки кратера потухшего вулкана Карней-Хиттим. Эту красивейшую вершину многие исследователи склонны считать местом, где Иисус произнес Нагорную Проповедь. Место стоит отдельного посещения. А маршрут ведет нас дальше, мы сворачиваем рядом с поселком Мицпа влево на дорогу, к селению Карней-Хиттим, откуда при желании даже пешим путем туристы могут добраться до священного места друзов Вели-Неби-Шуэйб с
саркофагом Итро, тестя Моисея. А наши паломники следуют своим путем — мы спускаемся по дороге с горы, и вот уже открывается вид легендарного Генисаретского моря (по-местному — озеро Кинерет). По серпантину трассы, после многих поворотов, спускаемся к городу Тверия, основанному Иродом Антипой в I в. н. э. и названному в честь римского императора Тиберия, который покровительствовал ему. Въезжаем на великолепную дорогу, которая протянулась в северном направлении вдоль Генисаретского озера, и попадаем в Тавгу (Табху), одно из самых почитаемых христианами мест во всей Галилее. Здесь проходила вся Евангельская история, были призваны Апостолы и звучали многие Его проповеди. Здесь Христос накормил 5 тысяч голодных людей двумя рыбами и пятью хлебами. Теперь над этим легендарным местом стоит церковь Умножения Хлебов. На полу Храма видна мозаика с персидскими мотивами, сохранившаяся от большой византийской церкви, находившейся здесь до V века н. э. А на самом берегу озера стоит небольшая, но очень красивая францисканская церковь Петра, посвященная Святому  Апостолу, которого Иисус назвал камнем, на коем возведена будет вся христианская Церковь. (Петр — в переводе камень). Внутри церкви вам покажут камень, который называется "Стол Иисуса" — здесь по преданию происходила раздача хлебов и рыбы. Стоит отдохнуть здесь и осмотреться, вид на
озеро и окрестности с окружного балкона просто неописуемый. И, пожалуй, можно попытаться произвести здесь мысленный эксперимент: церковь стоит на каменной скале, нависая прямо над водою легендарного моря, и вот на этой именно скале происходило то, невиданное доселе, действо — раздача и Преумножение хлебов. Мысленно "уберем" с этой скалы нынешнюю церковь Петра, и останемся, как тогда, две тысячи лет назад, среди голых камней, ступенчато опускающихся в море, стихийно облепленных людьми, собравшимися на встречу с Ним. Попробуем (а здесь, в подлинном месте События, это кажется более возможным, чем где бы то ни было), попробуем представить их изумленные, порой недоуменные лица и взгляды. Мужчины, женщины, дети, старики — они все из потомственных рыбарей, люди небогатые, привыкшие день и ночь, порою не смыкая глаз, добывать себе пропитание, латать рыбацкие снасти, чинить старые лодки, и, не ожидая погоды у моря, век за веком заниматься древнейшим местным промыслом — уловлением рыбы. А потом эту рыбу, если был хороший улов и хватило не только на пропитание семьи, обменивать в других местах на съестные припасы, которых здесь
нет. Ибо здесь — только вода, лодки, сети и порою бьющиеся в их ячейках серебряные рыбьи тела. А хлеб, вино, масло — это все в других, отдаленных от моря селеньях. И так невыносимо тяжел труд сеющих зерна, возделывающих масличные культуры, и труд самих этих рыбарей, так велика земная цена политой потом пищи, что некогда людям думать о чем-то еще, свыше их вечных забот. Им нет времени и представить себе
саму возможность Блага, сходящего невесть откуда, поднять глаза, оглядеться в мире и вдруг решиться хоть как-то изменить вековечные представления о жизни. Да, они слышали о каком-то чудаке, предлагающем не думать о хлебе насущном, жить как лилии речные, как птицы небесные, но ведь это чудак, фантазер, не более того. Правда, люди о Нем говорят только хорошее, а некоторые даже ставят Его выше самого Иоанна Крестителя, величайшего из пророков! А кое-кто из исцеленных Им, поговаривают, считает, что это Сам Мессия! А есть, говорят, даже такие, кто считает Его Сыном Божиим, да что там Сыном — Самим Богом! Ну, это уже ни в какие представления не укладывается! - Бог Единый непостигаем, Он царит на небе и требует лишь строгого соблюдения Закона, подписанного Моисеем на скрижалях Завета. Как можно бродячего чудака, даже очень умного, поднимать на такую высоту? Но, впрочем, послушать стоит, вон люди уже собираются на камнях, пойдем и мы...
     Попробуем представить себе удивленные лица этих простых людей, когда они увидели неброско одетого человека и услышали то, что ничего нового и особо "умного" Он им не принес. Нет, Он не отменил отцовых заповедей, Он пришел только продолжить их. Око за око, зуб за зуб? Нет, так мы только уничтожим друг друга. Побивать врагов своих? Нет, ведь и они побьют нас, и кто тогда останется в живых? Но возлюбить ближнего своего как самого себя — это хоть и трудный, но все же более спасительный путь. Ладно, это еще можно попытаться принять, из числа ближних тоже ведь неплохие люди встречаются. Но вот что Он говорит дальше, это же уму непостижимо — Он просит, умоляет возлюбить — кого? — врага своего! Возлюбить как самого себя, и молить Бога за него как за самого себя!.. Люди взволнованы, в их взглядах возникает недоумение, готовое перерасти в возмущенный ропот и проклятия. Но что-то не дает им бросить эти проклятия в открытое лицо странного, одетого так же просто, как и они сами, Человека. Что именно не дает?
А вот эта простота и открытость, с которой Он обращается к ним, и не просто призывает их к личной жертвенности каждого (ибо только жертвенностью друг за друга, брат за брата спасется мир), но и Сам, первый предлагает им Себя — в жертву! Да, такого они еще не видели и не слышали ни от кого из пророков. Он предлагает им Себя, Свою Кровь
и Плоть, и говорит, что только ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь имеет жизнь вечную. Но зачем им посулы какой-то вечной жизни, когда здесь, в их теперешней жизни так не хватает земного яства, из-за которого все ссоры, все войны, вся обида и горечь мира? Зачем им вечная жизнь, которая, может быть, подобна земной, и, стало быть, также
мука, только вечная?.. И Он — единственный из всех — не осуждает этих отчаявшихся,
изможденных людей. Он понимает их и просто (как все и всегда у Него) делает следующее: вот тут, на этой скале, на одном из этих камней преломляет хлеб, рыбу и раздает многим тысячам. И они — насыщаются. И у них еще — остается 12 коробов! Откуда? Наверное, эти люди не задумывались в тот миг о таинстве чудесного преумножения хлеба, они были просто благодарны Ему, и они поверили Ему — вот что было главным в тот день, в тот час! Не верили никому из сулящих прежде, а Ему — пове-
рили. Закон соблюдали, Бога боялись, а верить пророкам до конца и любить их, пожалуй, все-таки не могли. Ибо верить просто словам до конца невозможно. Но вот Слову, ставшему Плотью, а теперь — и хлебом, невозможно не поверить. То, что именно Его Плоть, Его жертва Собою утолила их, они, возможно, не поняли еще, как должно, в Тот
самый день, но здесь произошло большее, нежели просто понимание, произошел таинственный и священный акт высшего осознания истинности происходящего — возник и укрепился, отныне и навсегда, акт Веры — истинной христианской Веры...
     Отсюда, от этой скалы, на которой возвышается церковь Святого Петра, совсем недалеко Гора Блаженств, место Нагорной Проповеди. Окрестные селения были свидетелями Его проповедей и чудесных исцелений, здесь все дышит подлинностью.
В этих окрестностях были совершены главные Его Деяния, описанные в Евангелиях.   
     Двигаясь вдоль озера, мы посетим Мигдал, родину Святой Марии Магдалины, а затем
попадем в Ярденит — место Крещения Иоанном Иисуса Христа на реке Иордан. Но прежде чем окунуться в иорданские струи, посетим Капернаум. Это место нельзя не посетить христианскому паломнику. Капернауму в Новом Завете отводится важнейшая роль: сюда Христос переселился с учениками из Назарета, уйдя от "ученых" земляков, осудивших Его, хотевших свергнуть Его со скалы. Некоторые из исследователей
считают даже, что Капернаум — настоящая Его родина. Основываются они, возможно, на том факте, что ни в каком ином городе не совершил Иисус столько исцелений и чудес. Это действительно подтверждается Евангелием - Капернаум чаще других мест
встречается в Священном тексте, но делать исторические выводы из этого факта мы не станем, ибо в том же Писании сказано, что Назарет — родина Святого Семейства.
     Посетить Капернаум стоит и для того, чтобы увидеть впечатляющие археологические находки. В 1926 году здесь раскопали синагогу, построенную в греко-римском стиле. Руины ее столь внушительны, что равным ей не найти во всей Галилее. Богатейшие восточные орнаменты: гранаты, цветы, виноградные гроздья...
     К югу от синагоги можно увидеть сохранившиеся с VII века остатки мозаичного пола, они остались от дома, где, по преданию, жил Апостол Петр.
     В окрестных садах вы сможете осмотреть маслодавильные прессы античных времен, выставленные специально для обозрения. Побродим по улочкам, садам этого исторического места, и все же возвратимся от Капернаума на дорогу, ведущую нас к Иордану. Здесь пророк Иоканаанн, посланный в мир "Приготовить путь Господу", т. е. освятить Его Святым Крещением, еще задолго до Явления Иисуса к людям крестил в
струях Иордана местных жителей, и тут в один из дней состоялось Богоявление Его, что впечатляюще изображено на знаменитой картине "Явление Христа народу" художника Иванова. "И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него" (Мф 3:16). Так был приуготовлен и выпрямлен Путь Господу, и осиянный Духом Святым, Он вышел в мир, вышел из этих иорданских струй. Здесь теперь сооружена купальня, где поныне принимают Крещение христиане всего мира. Здесь накануне Богоявления совершается освящение воды. Сюда, в монастырь Святого Иоанна Предтечи, прибывает патриарх и шествует со свитою в Храм. Там совершается Богослужение Часов. После этого шествие во главе с Патриархом движется по иорданской долине к реке. Во главе процессии несут белого голубя, символ Духа Святого, сошедшего на Христа во время Крещения. У реки шествие останавливается в ожидании погружения в воду Святого Креста. Выпускают голубя и он, блеща белыми крыльями, взмывает над водою ввысь. Под пение праздничного тропаря Патриарх трижды погружает в воду Крест. Сразу после освящения верующие черпают святую воду из Иордана — кто набирает в баночки, кто в большие бидоны, что называется "про запас". Согласно Евангелию, именно после Крещения Иоанном Христос вышел в мир — так через Рождение и Крещение Святой водою пришло на землю Царство Небесное...
     Патриарх "мажет" водою, кропит веткой, обмакнутой в Святые воды, всех желающих причаститься в этот день. А в будние дни здесь тоже немало народу. Приезжают католики, арабы, эфиопы, христиане разных конфессий. Автобусы выстраиваются на стоянке, а колонны людей движутся к купальне. Многие заранее приготовили белые одежды для коллективного крещения, и вот они по ступенькам сходят в воду один за другим. Священники на разных языках, под чтение и пение молитв, совершают здесь первейшее из христианских таинств — таинство Крещения. В ларьках, магазинчиках вокруг купальни можно купить памятные сувениры, запечатанные бутылки с иорданской водой, кресты,
иконки, открытки — хватило бы средств. Здесь, под раскидистыми кронами деревьев, можно отдохнуть на берегу водоема, перекусить в кафе, погулять вдоль легендарной евангельской реки — такое не каждый день случается...
     И все-таки, передохнув, мы продолжаем наш путь, который уже близится к завершению. Путь получился извилистый, часто кружной, ибо последовательно, событие за событием, как это описано в Евангелиях, нам повторить не удалось бы просто физически — переплетение трасс и маршрутов по холмам и долинам исключают такую возможность, тем более в сжатые сроки. Многие достопримечательности не были нами
охвачены, да мы и не стремились к этому в нашей книге, нам важны пути (да и то лишь самые главные) христианского паломника. И мы, кажется, прошли их, почти все наиболее важные места, посетили перед возвращением в Святой Град Иерусалим на встречу Благодатного Огня и празднование Пасхи.
     И лишь одно важнейшее событие евангельской истории нами пока упущено. Это — Преображение, которое состоялось во всей полноте и силе Его на горе Фавор. Вот туда мы с вами сейчас и отправимся. Гора эта значительно выделяется среди соседних холмов,
хорошо видна с любой окрестной трассы и, вероятно, не случайно была когда-то избрана Им. Сюда, незадолго до Страстей Господних Он пришел с тремя учениками — Петром, Иаковом, Иоанном и преобразился перед ними. Помните, в самом начале Его Деяний они все сомневались: "Ты ли это, Равви?" Тогда Он был в простом, земном Своем облике, и не
верилось им, что такой простой человек — Сын Божий. Но вот приблизились Сроки, и Он взошел с ними на гору Фавор...
     Сейчас на горе стоит несколько христианских храмов, в их числе остатки бенедиктинского монастыря, разрушенного в 1187 году Саладином вместе с другими церквями на Фаворе. Лишь в 1631 г. францисканцы вновь поселились на горе, в отстроенной ими церкви и монастыре. Виднеются руины арабской крепости, разрушенной в свою очередь мамлюками во главе с султаном Бейбарсом в 1263 г. На месте базилики
крестоносцев возвышается церковь, освященная в 1924 году, в глубинах и криптах которой сохранились жертвенные алтари ханаанских времен. Место привлекало к себе всех — и христиан, и мусульман, и древние языческие народы.
     А греко-православная церковь Святого Илии сохранила обе апсиды и мозаичный пол, который когда-то принадлежал древней церкви крестоносцев.
     Сюда, на Храм  Преображения Господня каждое утро сходит облако.
Считают, что как оно однажды, две тысячи лет назад, сошло сюда утром и покрыло троих беседующих между собой — Христа, Илию, Моисея, так сходит и поныне. Сюда перед
праздником Преображения прибывает множество народа. Особенно шумно и весело, по своей незапамятной традиции, ведут себя арабы-христиане. Они празднуют Преображение всеми семьями с песнями, танцами, шашлыками. Потом, ближе к вечеру, в Храме начинается ночная Литургия. Во время причащения верующие поют псалмы. А потом, на праздничной утрени митрополит возглашает собравшимся: «Мир вам!».
     На середине Храма совершается праздничная Лития. Митрополит возглашает: «Сохрани обитель и мир от хлада, огня, потопа…» Потом благословляет: «Мир всем!»
И тогда совершается крестный ход вокруг Храма.
     Храм, по преданию, стоит на том самом месте, где стоял Он с учениками, где устрашились они, когда сошло облако и глас был с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте". Вот камень на том месте, где когда-то стоял Он.
«И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались... Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса».
(Мф 17:2—8). Здесь Христос предстал пред ними уже в полной Своей силе и славе, и те же ученики теперь увидели Его уже иным, Преображенным, и еще более укрепилась в них Вера и стремление следовать Ему...
     Но что означает для нас с вами факт евангельского Преображения?
Я уточняю еще раз — не столько для них, Его учеников, которые вместе с Ним поднимались и росли, то есть незаметно для себя Преображались. И длился этот процесс их внутреннего Преображения вплоть до сошествия на них Духа Святого, после Его Воскресения. Тогда они уже приобрели свою окончательную, отлитую в столетиях форму духа и плоти — апостольскую форму. Для них Преображение несло свой определенный знак и смысл, точнее — промысел, о чем исчерпывающе сказано в Писании. Но что Событие это означает для нас, для тех, кто за Христом идет сквозь века Ему вослед? Мне представляется, что Преображение не только один из величайших христианских праздников, но для нас, скорбных и слабых творений Его, это важнейший промыслитель-
ный акт земного бытия. Ведь если окинуть взглядом все важнейшие христианские события, уместившиеся от Рождества до Воскресения и сошествия Духа Святого, предстанет перед нами цепочка Божественной закономерности и горнего промысла. В самом деле, Его Рождество никоим образом от нас не зависело и не зависит, как и Благовещение, предшествовавшее Ему. А последовавшие за Рождеством великие события —  Крещение, Вознесение, как, безусловно, и самый великий православный праздник Воскресение Христово, — это все нетварные, Божественные следствия Явления в мир Спасителя. И век от века, год за годом, нескончаемой и неизменной чередой
круговратятся они в сиянии славы своей, подобно звездной Божественной сфере. И мы, празднуя каждое из этих великих событий, всякий раз причащаемся Духу и Славе Его. Но что зависит от нас самих, что мы можем свершить такое, чтобы хоть на толику переменить, усилить славу и значение каждого из этих событий? Думается, главная наша задача и христианский долг — свято соблюдать все эти великие даты, празднуя их в соответствии с Преданием и Традицией. То же самое, безусловно, относится и к празднику Преображения Господня. Но вот тут, именно и только в этом событии нам, дольним и темным созданиям, предоставляется некое дополнительное духовное поле для осознания деяний всей своей жизни. Здесь перед нами в полную силу встает вопрос духовного и нравственного совершенствования, этот взыскующий нашего подвига день напоминает нам всякий раз — а что ты сам сделал для своего просияния из персти земной, из необожженной сырой глины в отформованный, по примеру и подобию Его, Божественный сосуд? То есть тут нам дается символическая подсказка — сосуд скудельный, явленный миру в изначальной своей убогости, но уже несущий в себе все возможности для совершенствования и Преображения, должен исполниться истинного предназначения и просиять всеми своими гранями — как изнутри, так и снаружи. Исполниться так, дабы сияние это было результатом каждодневной работы Духа по стяжанию Божественной Благодати, и чтобы свет, исходящий от преображенного сосуда, был не просто отблеском солнца, но отражением и живым взаимодействием, взаимным перетеканием дольнего и горнего сияний, каковым был свет на Фаворе. Чтобы луч, сверкнувший на гранях сосуда, был не просто высверком гончарного мастерства и лакировки, но, будучи отблеском Царства Небесного, исходил изо всей плоти и сути своей... Почему испугались ученики, бывшие с Ним в тот день на Фаворе? Почему
они закрылись руками и пали на лица свои? Не только Гласа с небес устрашились в тот час, причина была глубже и пронзительнее — Свет, исходивший от Него, был им еще не по силам. Они были не готовы к приятию горнего Света, эти земные, духовно еще не закаленные, не сформированные, как должно, для подвига истинного бытия, люди — первые Его ученики, будущие Апостолы. Здесь, на горе Фавор, без лишних слов
и поучений Он преподал им урок всей жизни земной. Ведь не просто "за компанию" взял Он их с Собою на эту гору (а Гора в церковной, иконописной традиции — то же небо),
и не для пущего их изумления показал им Себя в Силе и Славе, беседующим с Моисеем и Илией, но крылся в этом деянии великий провиденциальный смысл — если жаждете всей
душою, всем существом своим Царствия Небесного, толику которого увидели теперь, труждайтесь духовно, старайтесь во всем быть подобными Мне, вершите земные деяния в постоянном ожидании будущего века, в состоянии "Райского прозябения". Только так, только из подвига всей жизни земной может когда-то свершиться для вас Чудо Преображения, которое по сути своей, будет уже не чудом, но результатом вашего живого подвижничества. В Евангелии недаром присутствует момент скрытого осуждения учеников, которым явно «понравилось» виденное на Фаворе, и они, кажется, готовы были, позабыв о земных делах и товарищах, тут же и остаться, и жить вечно: «Сказал Петр Иисусу: Наставник! Хорошо нам здесь быть, сделаем  три кущи, одну Тебе, одну
Моисею, и одну Илии, — не зная, что говорил» (Лк 9:33). А Господь знал, что делал, и Он увел их за Собою с Горы, и приуготовил им трудные, земные пути, на которых они воистину стяжали Духа Святого и, Преображенные, достигли Царствия Небесного. Гора Фавор — это урок не только Его ученикам, но и указание всем нам, идущим вослед, на трудный земной путь, требующий от самого человека доброй воли, любви и силы для того, чтобы прийти к концу его хотя бы на малую толику, хотя бы на самую чуточку лучше, преображенней внутренним светом, нежели когда-то вышли и направились по этому пути. Нередко, даже слишком нередко жизнь настолько уродует нас, искривляет наши пути, что мы к их концу становимся не лучше, а даже хуже, чем вышли когда-то, более согбенные и угнетенные тяжкой поклажей быта, часто ненужной и попросту вредоносной. Но нам дан спасительный, указующий знак, и словно сигнальный
огонь, каждый год в августе вспыхивает для нас на Фаворе, вот здесь, где мы сейчас стоим, Святой, Преображенский Свет. Так будем же помнить всегда, даже спустившись с горы, - этот свет сияет для нас, и в наших, в человеческих силах преобразить свою жизнь, сделать ее прозрачной для Благодати и Стяжания Духа Святого.
     Именно в таком, возвышенном состоянии духа, накануне Пасхи, мы и возвратимся к Святому Граду Иерусалиму. Ибо за время нашего странствия подошли сроки и уже началась Страстная неделя. Хорошо бы успеть в Великий Четверг или Пятницу побывать еще раз в русском Горненском монастыре. Место под Иерусалимом, где он расположен, называется Эйн-Керем, что значит "Источник в винограднике". Здесь действительно есть источник, недалеко от которого, по преданию, родился Иоанн Креститель. Здесь, у этого
родника, произошла встреча Девы Марии с матерью Иоанна и ее, Богородицы, родственницей, — Святой Елизаветой. Набрав воды из источника, поднимитесь по горной дороге до Русского Монастыря, где монахини живут не в больших келейных корпусах, а в уютных, разбросанных по лесистым склонам отдельных домиках. Это чудесное место, воистину благодатное. Вам расскажут здесь историю Монастыря, узнаете про сегодняш-
ние его трудные будни и, быть может, получите благословение на встречу Благодатного Огня у Гроба Господня. Это серьезное испытание: с вечера Великой Пятницы необходимо прийти в Храм Гроба Господня, если хотите быть свидетелями и соучастниками События, и всю ночь до полудня Великой Субботы, теснясь среди голых камней Храма и паломников всего мира, бодрствовать. А если учесть, что все предыдущие недели были временем Великого Поста, то испытание двойное — как духовное, так и физическое. Но вы прибыли сюда издалека, с другого континента, и встретить сошествие несотворенного Огня — это Событие, которое освятит (и осветит) всю вашу дальнейшую жизнь.
     Благослови вас Господь!


Рецензии
Всё же литературное описание путешествия ярче самого путешествия. И в этом состоит чудо нашего сознания. Слова для нас всё.
Вместе с автором мы бродим и по местам событий, и по истории, и по тексту Евангелий, и ожидаем праздники александрийской пасхалии.
Да что там история - "мы сами набрав воды из источника" узнаем что-то светлое и доброе, что нас ожидает в жизни.

Ярослав Ильин   27.03.2017 00:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Ярослав, за внимание к моим вещам и в прозе, и в стихах. Судить о них не мне, а читателям. Затем и выставляю на сервере. Всего Вам доброго, заходите в гости!

Вячеслав Киктенко   27.03.2017 02:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.