Батарейка

            
    Я собирался идти в магазин купить кофе и кильки пряного посола.
    - А ты не мог бы заодно в этом супермаркете поменять батарайку на моих часах Casio?
    - Конечно могу, только я попробую сделать это сам, как делал уже не раз. Сейчас открою крышку, достану батарейку, потом куплю такую же за 30 или 40 рублей. И все дела. Вспомни, сколько батареек на разных часах я тебе менял!  Где часы? Давай сюда!
     Casio  никак не хотели открываться. Крышка часов словно приросла и никак не поддавалась тонкому лезвию острейшего ножа для резания бумаги. Вот он крошечный выступ на грани крышки, но стальное лезвие изгибалось и, наконец, сломалось. А крышка ни с места.
    Время шло, я нервничал из-за подобной чепухи.  Достал из ящика письменного стола перочинный ножик и начал им ковырять крышку часов.
   - Ну ты идешь в магазин или нет? спросила жена. - Брось заниматься чепухой. Заплати мастеру 40 рублей и он все тебе сделает.
   Батарейку для часов у мастеров я  менял последний раз лет пять или шесть назад. Не могу вспомнить остался я доволен или нет ценой, но запомнилось, что заплатил не больше пятидесяти рублей.
   В Перекрестке за столиком сидел молодой, худощавый и смуглый часовщик. Он чем-то был занят: под своим столиком  он что-то искал и перекладывал. Я стоял и ждал, когда он обратит на меня внимание.
   - Вам что? - блеснул он на меня недобрым взглядом.
   - Вы батарейку можете заменить в часах?
   Я протянул ему Casio.
  - Если китайская, то 170 рублей, если швейцарская, то 320 рублей, - сказал мастер без намека на любезность.
  Я удивился расценкам. Платить больше десяти долларов за замену крошечной батарейки даже не китайской мне показалось расточительством. И дело тут вовсе не в ее размере. Эти круглые часы в стальном, блестящем корпусе с черным циферблатом  сестра жены  купила, как выразилась "по дешевке"  за 400 рублей. Но было это несколько лет назад. Оля была ими  очень  довольна до тех пор, пока не увидела на руке  старшей сестры, то есть моей жены, часики из желтого металла прямоугольной формы. Если их не рассматривать через лупу, то они очень даже походили на золотые. Смотрелись эффектно, благородно, подчеркивая зажиточность и достаток их владельца.
   На самом же деле Наталия купила их за ничтожные 50 рублей в том самом магазине, где в овощном отделе за эти же самые деньги она чуть раньше купила 1 кг картошки. Увидев через стекло витрины горку импортных часиков с разноцветными ремешками и браслетами, она поразилась их стоимости. На ценнике жирно черным фломастером было выведено  50. Наталия не поверила глазам и уточнила у продавщицы стоимость часов. А когда узнала, что все они на ходу и без брака, то ее рука торопливо потянулась к кошельку. - А в чем дело? Почему они так дешево стоят? - не могла не задать, мучивший ее вопрос. - В магазине пожар был и все горело кругом. Пришлось уценить после форс-мажора. - Да вы берите несколько пар! Где вы за такие деньги купите нормальные часы? Это же халява! Подарите кому-нибудь или отложите себе на смену. Можете купить на каждый день недели целых семь часов и всего-то за 350 рублей!
   Наталия выбрала прямоугольные часы из желтого металла с браслетом.
   - Пожалуй, вот эти возьму. Жадничать не буду. Пусть этой халявой, как вы говорите, воспользуется больше людей!   
  Немного смущаясь Оля предложила поменяться часами, как говорится: Давай махнемся не глядя!
  Наташа долго не раздумывала. Повертела в руках часы сестры: А давай! Бери мои Seiko! 
  Сестрам было не интересно знать, какие из них дороже или дешевле, потому что они догадывались, что все эти Casio  или Seiko привезены из Китая и стоят примерно одинаково.
  - А почему так дорого? спросил я часовщика.
 - Потому что батарейка швейцарская и будет работать два года, а китайская за 170 рублей  -  только год или полгода.
 С боьшим интересом я следил за руками мастера. - Вот, наверное, сейчас попотеет с крышкой! И я чуточку подался вперед, чтобы не прозевать момент вскрывания крышки часов. Но каково же было мое разочарование, когда часовщик приблизил корпус часов к своему правому глазу, вооруженному увеличительным стеклом и быстро поддел крышку скальпелем в каком-то потайном месте. Через считанные секунды крышка часов была снята. - Так вот оно в чем дело! - чуть не вырвалось из меня. - Я бы тоже открыл крышку часов, если бы у меня был скальпель. Лупа дома была, а скальпеля не было.Он и не гнется и не ломается и достаточно острый. От досады я крепко задумался.
 
 Мастер снял крышку с часов, заглянул внутрь, как бы желая убедиться в чем-то и перевел взгляд на меня.
 - Я вижу вы менять батарейку не собираетесь!
 - А вы скидки пенсионерам делаете? У меня есть соцкарта!
 - Нет, не делаем! - буркнул часовщик и захлопнув крышку часов и прижал ее специальным прессом.
 - Ну все, после такой закупорки мне часы самому не открыть, - с тревогой подумал я. - Даже номер батарейки не успел выяснить, чтобы купить похожую. Спросишь его, а он еще деньги запросит за информацию. Крохоборы чертовы! - клокотало внутри меня. Я забрал часы и, не солоно хлебавши, вышел на улицу.
 Я понимал, что все услуги год от года дорожают, а инфляция, можно сказать, свирепствует. Все дорожает. Но должны же быть в этой необузданности роста цен на тарифы и услуги, элементарные рамки приличия? Зарплаты и пенсии не растут же такими темпами, как цены на замену батарейки к часам или набойки на башмаки! Должно быть какое-то объяснение этому рвачеству. Может быть, виновато во всем мировое падение цен на нефть или пошатнувшийся курс доллара, грозящий очередным кризисом? Но часовой мастер это, в конечном счете, не брокер с фондовой биржи, который поднимает и опускает стоимость замены батарейки в часах в зависимости от котировок барреля нефти.
 
  Нет, не похоже на то, чтобы этот парень, торчащий целыми днями за своим маленьким столиком в вестибюле магазина, отслеживал лихорадку валютного и нефтяного рынка и вникал в твердость рубля. Этот парень с южным загаром и хмурым взглядом отслеживал другое - двигавшиеся на него с утра до вечера корзины на колесах, груженые снедью, проезжавшие мимо касс универсама. Он видел людей обеспеченных, тратящих деньги тысячами на еду, от которой уже завтра не оставалось и следа. А он скромно предлагает заменить батарейку, которая будет служить два года. Я пытался оправдать смугляка-часовщика, но возвращаться к нему не хотел. Часовщик был гордый, твердый, неуступчивый и, как мне показалось, не очень довольный своим промыслом, а потому и не любезный. Но что толку гадать о причинах раздутых цен, если я не знал на тот момент их истинной величины.
   
  С улицы позвонил жене и "обрадовал" ее стоимостью замены батарейки. Она переспросила, не поверив: Ты сказал 320? С ума сойти! Это за что? Они из серебра или золота?
  - Нет, говорит, что швейцарские.
  - Знаем мы эти швейцарские...Ну и что думаешь делать? Часы- то мне нужны.
  - Сейчас зайду еще к одному часовщику, рядом с билетной кассой.
  Конечно, неприятно чувствовать свою несостоятельность и ходить от одного часовщика к другому, как на базаре, покупая овощи. Но рынок есть рынок и жалеть сил не следует, если не хочешь остаться в дураках. Все мастера, предоставляющие услуги и зарабатывающие на жизнь случайными заработками, для меня были одинаковы и похожи на одиноких тарантулов, подкарауливающих свою добычу. Когда представится следующий случай, они не знают, а потому надо нападать и грызть, чтобы не остаться голодным.
    Пожилой, худощавый часовщик сидел и что-то рассматривал на своем столике через окуляр. Увидев меня, снял окуляр и вопросительно посмотрел. - Батарейку поменять? - переспросил мастер. Китайская - 150 рублей, а швейцарская - 250. Срок службы у китайской от полугода до года, а у швейцарской все два года. Будем менять?
    Я замешкался. Конечно, 250 это не 320. Но жизненный опыт подсказывал, что меня дурят и здесь и там. Взяв часы, я вышел на улицу и закурил. Ну не научился я легко расставаться с деньгами, догадываясь, что на мне хотят элементарно нажиться, решить какие-то свои проблемы за мой счет. Ну не может этот товар, то бишь услуга, стоить этих денег. И все. Я привык давно жить по формуле: сэкономленные деньги - заработанные деньги. Понравилась мне и сентенция англичан: деньги, потраченные на еду, - это деньги выброшенные на ветер. У нас русских питание имеет важнейшее значение и деньги на него тратятся не жалеючи. В недалеком прошлом, когда характеризовали семью в смысле ее достатка, обеспеченности, то часто говорили: "У них скудное питание! "или наоборот "Они хорошо питаются!". Отсюда и повелось, что толстый, значит сытый, а раз сытый, значит, получает хорошее питание, живет в достатке и довольстве. Лично мне, хотя я и русский по паспорту, но очень импонируют взгляды на еду англичан, как некую физиологическую необходимость и не более. Все мои рассуждения об экономии и питании только подчеркивают, что к своим расходам я отношусь расчетливо, обдуманно, как этому учат в странах Европы, где товар, потому и качественный, а услуга квалифицированная, потому что клиенты с трудом зарабатывают деньги и с не меньшими усилиями расстаются с ними. Оттого один евро и стоит в сорок раз дороже рубля!
    Покурив, я вернулся к часовщику. - Ну, что надумали? - не без ехидства спросил мастер.
    - Да, вставляйте швейцарскую.
    Замена батарейки длилась одну или полторы минуты.
    - А часы у вас хорошие! - сказал часовщик, забирая 250 рублей.
    Рядом с часами на столике лежала разорванная упаковка из-под батарейки. Я положил ее в карман и заспешил домой.
    Мне не терпелось узнать сколько же на самом деле стоит эта батарейка renata SR 626 SW?
    Ответ на компьютере нашел быстро и чуть не упал со стула...30 рублей!
    Вот он бизнес по-русски – 1000 процентов! А что мне делать в другой раз? Ответ вырвался сам: Купить скальпель!   
   
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
 
   



1


Рецензии