Потомки атамана Часть 3 эпизод 15 ВСХВ 1939

                Строительство ВСХВ  1937- 1939

         Строительство и оформление были переданы под контроль НКВД.      
         Плановое открытие осенью 1937 года было перенесено на 1938,
              А когда стало ясно , что это не реально, на 1939.

       На заключительном этапе Михаил Иванович работает главным художником одного из павильонов.            

                Происходят следующие события.
 
   В середине июня 1939, как обычно, поздно вечером состоялось заседание Выставочного комитета. 
На этом заседании присутствовали все директора и их заместители, главные художники и методисты
    всех семидесяти восьми павильонов и производственных комбинатов. Зал был полный.

   В день заседания специальные посыльные НКВД на мотоциклах развозили всем специальные  вызовы
             на это заседание и вручали их под расписку.

   В президиуме сидели Секретари сельскохозяйственного и Организационного отдела ЦК партии
Николаева и Маленков, Президент Сельхоз Академии и два директора Сельскохозяйственных институтов,
директор Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки ( ВСХВ - ВДНХ ) Цыцин, директор Оформительского
управления Вершинин, комендант выставки и некоторые другие ответственные работники.

   Заседание открыл и вел  Председатель выставочного комитета Бенедиктов И.А. - Союзный комиссар земледелия.
   Официальное открытие, после переноса в 1938 году, было назначено на 20 августа.
 
   Оставалось всего 2 месяца, а очень многое не было еще готово, и не один из павильонов не был сдан госкомиссии.

   За несколько дней до заседания по выставке пошли слухи, что будут какие-то срочные мероприятия.

   Все забегали и прочее. В день заседания все работали, как всегда допоздна, а в половине
            десятого секретарь возмущенно обзванивала задерживающихся.

       В зале трудно было найти место, что бы сесть. На трибуне выступал

 Бенедиктов  - Павильону Хлопок срок сдачи павильона истек еще две недели тому          
             назад. Павильон на сегодняшний день совершенно не готов. У них  не
             сделаны многие  стенды и прочее. У Комитета есть предложение по
             этому павильону.... ( обвел зал взглядом ) Директора, главного
             художника и методиста павильона  немедленно снять с работы и отдать
             под суд!

 Голос из зала - Дайте мне слово, Я хочу все объяснить, объяснить в чем причина
             не готовности павильона.

 Бенедиктов  - У вас было достаточно времени для ликвидации причин. Сейчас никакие
              ваши доводы уже не принимаются. Мы не можем сегодняшнее заседание   
              превращать в митинговые разговоры. Вопрос исчерпан.

                Президиум молчаливо соглашается с этим предложением.
 
 Бенедиктов - Следующий павильон - Искусственного осеменения. 
             Директор павильона..., главный  художник  и методист здесь?

 Поднимается М.И - Я и методист здесь, Где директор павильона я не знаю, так
                как он еще в три часа дня ушел из павильона.

  В это время Вершинин говорит Бенедиктову - Товарищ  Бенедиктов, вы знаете, ,
             что профессор Н. - директор павильона очень занят, у него сегодня
             вечером важное заседание.
 
 Бенедиктов  - Этот павильон также должен быть сдан более двух недель назад.
             Укомитета есть предложение - Главного художника и методиста
             немедленно снять с работы и отдать под суд.

 
 Опять встает художник М.И. - Иван Александрович, я категорически требую дать
              мне слово. Что бы судить о том, что справился художник или не
              справился с возложенной на него задачей нужны факты, а у
              Комитета их нет....

     Этот монолог произвел в зале и президиуме легкий шок. Головы членов президиума    вытянулись.

  Николаева  - Товарищ Бенедиктов, Я считаю, что товарищу главному художнику
             надо дать  слово...,послушаем, что он нам скажет.

  Бенедиктов  - Товарищ Главный художник даю вам три минуты.

  М.И.    -  Руководству выставки прекрасно известны изменения произошедшие в
          зиму 1938-1939 года с показом передовых людей сельского хозяйства.
          Несколько часов  назад я получил еще теплые пленки заснятые на местах,
          с новыми передовиками для показа в павильоне. Теперь должны быть
          переделаны все соответствующие панно, картины, фотомонтажи  и прочее..
          Минимальное понимание этого, подскажет вам, какую грандиозную работу
          мы  переделываем.... Как же я мог сдать две недели назад  павильон?..
          С прежними....что-ли..... передовиками?

          Второе - Я имею твердые договора с производственными комбинатами о
          сроках  сооружения и отделки павильона.... Все стенды  должны были
          быть готовы и сданы  мне еще 15 апреля... , а они не готовы еще и
          сегодня !....Некоторые другие павильоны и договора подписавшие позже
          и сроки имевшие позже наших уже имеют все готовое, отделанное. Что,
          за чудеса,...   скажите пожалуйста?  Я оббил все пороги комбинатов,    
          прося, чтобы они  ускорили отделку, а они улыбаются....Я не
          сомневаюсь, что какая  то, особая золотая  ручка,  помогает  им....
          Скажите теперь, как  же я мог сдать  павильон две недели назад , 
          когда я не имею и сегодня  на чем оформлять  и чем оформлять.

     В зале воцарилось гробовое молчание. Все в зале боялись даже пикнуть, понимая, что сейчас решается
                не только судьба М.И.,  но и многих других.

  Из президиума Вершинин -

       - Товарищ  главный художник, почему вы не пришли ко мне ?
    
  М.И. - Павел Петрович, вы наверно запамятовали. Я был у вас не один раз..,
         и вы отделывались от меня говоря, что у всех так. Я подал вам две      
         докладных записки, копии которых с росписью вашего секретаря у меня
         в кармане. Вы на них никак не реагировали.

  Вершинин  смутился .

  Бенедиктов - Товарищ  главный художник,  ваше время истекло.

  Николаева  - Товарищ Бенедиктов, что это все значит?  Мы слышим настоящие
            факты, Я требую  дать главному художнику этого павильона еще            
            время, пусть он продолжает, мы решаем его судьбу и судьбу нашей
            выставки.... тоже.

   М.И. - Спасибо.. Помимо двух названных мною причин, есть ряд не менее
          важных, но которые не дают возможность нормально работать, делать
          свое дело. К примеру - здесь  была реплика, что директор нашего
          павильона отсутствует на заседании по тому, что у него важное
          другое заседание.  Он и ушел в три часа дня, сейчас одиннадцать
          вечера. Какое заседание может продолжаться семь часов?. А разве сдача 
          павильона правительству  менее важное заседание. Я утверждаю, что это
          какое-то важное заседание, только предлог, чтобы не присутствовать
          сегодня здесь и ушел он до того, как вручали повестки на это заседание,
          но посыльный догнал его и вручил ему повестку.
          Комитет предлагает снять меня и методиста с работы и отдать под суд и
          обходит молчанием директора павильона профессора Н.. Он виноват уже
          потому, что я его почти не вижу в павильоне.... вообще.
          Может быть он очень важный и занятый человек. Не мне об этом судить,
          но мне от этого, как главному художнику павильона, не легче. Я по
          сути дела не главный художник, а фактически директор павильона, я
          должен заботиться обо всем, даже  подписывать требования на пропуска
          для прохода на территорию выставки....

 Бенедиктов - Как так! Вы подписываете требования на пропуска ? 

            Товарищ комендант, как же это так?.... Это нарушение!      

 Маленков  сидевший все время молча  -  засмеялся в ладони.

 Комендант, пожимая плечами - А мы полагали, что Ммхаил Иванович директор
                павильона, другого мы не знаем.

 Бенедиктов - Это действительно, возмутительно!!.

 М.И -  Много раз я просил директора павильона сменить кладовщика павильона,
        так как от него никакой пользы - один только вред.. Директор его
        защищает. Я  не знаю почему, а кладовая у него пустая, и я не могу
        добиться, что бы он работал, а не был паразитом. Нахальный юнец-
        комсомолец ничего не делает для павильона, а только, наверно, ходит
        и докладывает директору о чем-то. 

    В зале некоторое оживление, ощущение одобрения, как бы поддержки сказанного.

  Николаева - Товарищ Бенедиктов! Очевидно товарищ главный художник прав.
            Ведь он же обличает вас фактами.....

  Бенедиктов - Товарищ главный художник, сколько  времени вам надо, что бы
            закончить работы в павильоне?

  М.И.  -  Иван Александрович. Нам нужно две недели минимум.

  Бенедиктов - О, нет нет!! У нас нет две недели. Мы можем дать вам только
               пять дней.
 
  М.И. - Ну что же мне делать? Я не могу вам обещать и не хочу вас обманывать.
           Пять дней меня не спасут, я не успею это все сделать, да и никто не
           успеет за пять дней  такую работу сделать. Мы и так работаем по 18
           часов. Отдавайте под суд прямо теперь.

  Николаева  - Товарищ Бенедиктов! Что это за торг? Надо дать товарищу главному
            художнику то, что он просит. Он прав.
 
  Бенедиктов - Мы даем вам десять дней. И Давайте закончим ....

  М.И.   -   Ну чтож, буду продолжать, а вы должны нам помочь, иначе мы не успеем.
         .. . А сейчас, я прошу вас позволить мне уйти в павильон. Там работа
              продолжается всю ночь и мне периодически надо давать указания.

     Как бы получив молчаливое согласие он, как то скромно, но красиво, пошел к выходу. 

                Весь зал провожал его с какой то трепетной благодарностью.

 
    На следующий день в павильон к М.И.  целый день под разными предлогами приходили руководители
павильонов и служб с благодарными словами. Среди них к нему пришел директор соседнего павильона -
        член партии, орденоносец. Сидел, плакал, благодарил за спасение. 

    После этого собрания никого не тронули.  На выставку прибыла комиссия из трех      работников
           ЦК для проверки фактов рассказанных М.И.  Все подтвердилось.

 
           Эпизод - Сдача павильонов, которая была ночью .... ( продолжение следует )

 
              День открытия выставки хорошо известен.
    Сохранилось много снятой кинохроники, которая может быть использована для показа а сериале. 

 
     25 августа 1939 года после открытия выставки  М.И. написал заявление об      увольнении
                и пошел к директору выставки.

   Цицын Н.В. - Что тебе Михаил Иванович?

  М.И. - Я вот заявление принес. Хочу уволиться. 

  Цицин Н.В. - Ты что,  с ума сошел. Все хорошо обошлось, даже прекрасно.
             Твой  павильоны в почете, всем нравится. Тебе выражена от
             Комитета благодарность.  А ты хочешь уйти с выставки. Другие
             художники завидовали бы такому твоему  положению. Теперь ты можешь      
             появляться на выставке раз в неделю, для контроля, а высокий твой
             оклад будет сохраняться  полностью.

   М.И. -  Вы правы, но я хочу уволится, мне надо картины писать, я же живописец,
           а не оформитель. Я уже много месяцев кисти, по настоящему, в руки не  ,
           брал.  Скоро выставка будет , а у меня ничего нет интересного. 
           Отпустите меня. Я теперь вам и не нужен, по настоящему.


Рецензии