Потомки атамана Часть 3 эпизод 15 ВСХВ 1939
Строительство и оформление были переданы под контроль НКВД.
Плановое открытие осенью 1937 года было перенесено на 1938,
А когда стало ясно , что это не реально, на 1939.
На заключительном этапе Михаил Иванович работает главным художником одного из павильонов.
Происходят следующие события.
В середине июня 1939, как обычно, поздно вечером состоялось заседание Выставочного комитета.
На этом заседании присутствовали все директора и их заместители, главные художники и методисты
всех семидесяти восьми павильонов и производственных комбинатов. Зал был полный.
В день заседания специальные посыльные НКВД на мотоциклах развозили всем специальные вызовы
на это заседание и вручали их под расписку.
В президиуме сидели Секретари сельскохозяйственного и Организационного отдела ЦК партии
Николаева и Маленков, Президент Сельхоз Академии и два директора Сельскохозяйственных институтов,
директор Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки ( ВСХВ - ВДНХ ) Цыцин, директор Оформительского
управления Вершинин, комендант выставки и некоторые другие ответственные работники.
Заседание открыл и вел Председатель выставочного комитета Бенедиктов И.А. - Союзный комиссар земледелия.
Официальное открытие, после переноса в 1938 году, было назначено на 20 августа.
Оставалось всего 2 месяца, а очень многое не было еще готово, и не один из павильонов не был сдан госкомиссии.
За несколько дней до заседания по выставке пошли слухи, что будут какие-то срочные мероприятия.
Все забегали и прочее. В день заседания все работали, как всегда допоздна, а в половине
десятого секретарь возмущенно обзванивала задерживающихся.
В зале трудно было найти место, что бы сесть. На трибуне выступал
Бенедиктов - Павильону Хлопок срок сдачи павильона истек еще две недели тому
назад. Павильон на сегодняшний день совершенно не готов. У них не
сделаны многие стенды и прочее. У Комитета есть предложение по
этому павильону.... ( обвел зал взглядом ) Директора, главного
художника и методиста павильона немедленно снять с работы и отдать
под суд!
Голос из зала - Дайте мне слово, Я хочу все объяснить, объяснить в чем причина
не готовности павильона.
Бенедиктов - У вас было достаточно времени для ликвидации причин. Сейчас никакие
ваши доводы уже не принимаются. Мы не можем сегодняшнее заседание
превращать в митинговые разговоры. Вопрос исчерпан.
Президиум молчаливо соглашается с этим предложением.
Бенедиктов - Следующий павильон - Искусственного осеменения.
Директор павильона..., главный художник и методист здесь?
Поднимается М.И - Я и методист здесь, Где директор павильона я не знаю, так
как он еще в три часа дня ушел из павильона.
В это время Вершинин говорит Бенедиктову - Товарищ Бенедиктов, вы знаете, ,
что профессор Н. - директор павильона очень занят, у него сегодня
вечером важное заседание.
Бенедиктов - Этот павильон также должен быть сдан более двух недель назад.
Укомитета есть предложение - Главного художника и методиста
немедленно снять с работы и отдать под суд.
Опять встает художник М.И. - Иван Александрович, я категорически требую дать
мне слово. Что бы судить о том, что справился художник или не
справился с возложенной на него задачей нужны факты, а у
Комитета их нет....
Этот монолог произвел в зале и президиуме легкий шок. Головы членов президиума вытянулись.
Николаева - Товарищ Бенедиктов, Я считаю, что товарищу главному художнику
надо дать слово...,послушаем, что он нам скажет.
Бенедиктов - Товарищ Главный художник даю вам три минуты.
М.И. - Руководству выставки прекрасно известны изменения произошедшие в
зиму 1938-1939 года с показом передовых людей сельского хозяйства.
Несколько часов назад я получил еще теплые пленки заснятые на местах,
с новыми передовиками для показа в павильоне. Теперь должны быть
переделаны все соответствующие панно, картины, фотомонтажи и прочее..
Минимальное понимание этого, подскажет вам, какую грандиозную работу
мы переделываем.... Как же я мог сдать две недели назад павильон?..
С прежними....что-ли..... передовиками?
Второе - Я имею твердые договора с производственными комбинатами о
сроках сооружения и отделки павильона.... Все стенды должны были
быть готовы и сданы мне еще 15 апреля... , а они не готовы еще и
сегодня !....Некоторые другие павильоны и договора подписавшие позже
и сроки имевшие позже наших уже имеют все готовое, отделанное. Что,
за чудеса,... скажите пожалуйста? Я оббил все пороги комбинатов,
прося, чтобы они ускорили отделку, а они улыбаются....Я не
сомневаюсь, что какая то, особая золотая ручка, помогает им....
Скажите теперь, как же я мог сдать павильон две недели назад ,
когда я не имею и сегодня на чем оформлять и чем оформлять.
В зале воцарилось гробовое молчание. Все в зале боялись даже пикнуть, понимая, что сейчас решается
не только судьба М.И., но и многих других.
Из президиума Вершинин -
- Товарищ главный художник, почему вы не пришли ко мне ?
М.И. - Павел Петрович, вы наверно запамятовали. Я был у вас не один раз..,
и вы отделывались от меня говоря, что у всех так. Я подал вам две
докладных записки, копии которых с росписью вашего секретаря у меня
в кармане. Вы на них никак не реагировали.
Вершинин смутился .
Бенедиктов - Товарищ главный художник, ваше время истекло.
Николаева - Товарищ Бенедиктов, что это все значит? Мы слышим настоящие
факты, Я требую дать главному художнику этого павильона еще
время, пусть он продолжает, мы решаем его судьбу и судьбу нашей
выставки.... тоже.
М.И. - Спасибо.. Помимо двух названных мною причин, есть ряд не менее
важных, но которые не дают возможность нормально работать, делать
свое дело. К примеру - здесь была реплика, что директор нашего
павильона отсутствует на заседании по тому, что у него важное
другое заседание. Он и ушел в три часа дня, сейчас одиннадцать
вечера. Какое заседание может продолжаться семь часов?. А разве сдача
павильона правительству менее важное заседание. Я утверждаю, что это
какое-то важное заседание, только предлог, чтобы не присутствовать
сегодня здесь и ушел он до того, как вручали повестки на это заседание,
но посыльный догнал его и вручил ему повестку.
Комитет предлагает снять меня и методиста с работы и отдать под суд и
обходит молчанием директора павильона профессора Н.. Он виноват уже
потому, что я его почти не вижу в павильоне.... вообще.
Может быть он очень важный и занятый человек. Не мне об этом судить,
но мне от этого, как главному художнику павильона, не легче. Я по
сути дела не главный художник, а фактически директор павильона, я
должен заботиться обо всем, даже подписывать требования на пропуска
для прохода на территорию выставки....
Бенедиктов - Как так! Вы подписываете требования на пропуска ?
Товарищ комендант, как же это так?.... Это нарушение!
Маленков сидевший все время молча - засмеялся в ладони.
Комендант, пожимая плечами - А мы полагали, что Ммхаил Иванович директор
павильона, другого мы не знаем.
Бенедиктов - Это действительно, возмутительно!!.
М.И - Много раз я просил директора павильона сменить кладовщика павильона,
так как от него никакой пользы - один только вред.. Директор его
защищает. Я не знаю почему, а кладовая у него пустая, и я не могу
добиться, что бы он работал, а не был паразитом. Нахальный юнец-
комсомолец ничего не делает для павильона, а только, наверно, ходит
и докладывает директору о чем-то.
В зале некоторое оживление, ощущение одобрения, как бы поддержки сказанного.
Николаева - Товарищ Бенедиктов! Очевидно товарищ главный художник прав.
Ведь он же обличает вас фактами.....
Бенедиктов - Товарищ главный художник, сколько времени вам надо, что бы
закончить работы в павильоне?
М.И. - Иван Александрович. Нам нужно две недели минимум.
Бенедиктов - О, нет нет!! У нас нет две недели. Мы можем дать вам только
пять дней.
М.И. - Ну что же мне делать? Я не могу вам обещать и не хочу вас обманывать.
Пять дней меня не спасут, я не успею это все сделать, да и никто не
успеет за пять дней такую работу сделать. Мы и так работаем по 18
часов. Отдавайте под суд прямо теперь.
Николаева - Товарищ Бенедиктов! Что это за торг? Надо дать товарищу главному
художнику то, что он просит. Он прав.
Бенедиктов - Мы даем вам десять дней. И Давайте закончим ....
М.И. - Ну чтож, буду продолжать, а вы должны нам помочь, иначе мы не успеем.
.. . А сейчас, я прошу вас позволить мне уйти в павильон. Там работа
продолжается всю ночь и мне периодически надо давать указания.
Как бы получив молчаливое согласие он, как то скромно, но красиво, пошел к выходу.
Весь зал провожал его с какой то трепетной благодарностью.
На следующий день в павильон к М.И. целый день под разными предлогами приходили руководители
павильонов и служб с благодарными словами. Среди них к нему пришел директор соседнего павильона -
член партии, орденоносец. Сидел, плакал, благодарил за спасение.
После этого собрания никого не тронули. На выставку прибыла комиссия из трех работников
ЦК для проверки фактов рассказанных М.И. Все подтвердилось.
Эпизод - Сдача павильонов, которая была ночью .... ( продолжение следует )
День открытия выставки хорошо известен.
Сохранилось много снятой кинохроники, которая может быть использована для показа а сериале.
25 августа 1939 года после открытия выставки М.И. написал заявление об увольнении
и пошел к директору выставки.
Цицын Н.В. - Что тебе Михаил Иванович?
М.И. - Я вот заявление принес. Хочу уволиться.
Цицин Н.В. - Ты что, с ума сошел. Все хорошо обошлось, даже прекрасно.
Твой павильоны в почете, всем нравится. Тебе выражена от
Комитета благодарность. А ты хочешь уйти с выставки. Другие
художники завидовали бы такому твоему положению. Теперь ты можешь
появляться на выставке раз в неделю, для контроля, а высокий твой
оклад будет сохраняться полностью.
М.И. - Вы правы, но я хочу уволится, мне надо картины писать, я же живописец,
а не оформитель. Я уже много месяцев кисти, по настоящему, в руки не ,
брал. Скоро выставка будет , а у меня ничего нет интересного.
Отпустите меня. Я теперь вам и не нужен, по настоящему.
Свидетельство о публикации №211081300142