Сплав на байдарках по Кубине - лето 2011

Вторую половину июля я провёл в байдарочном походе по северным областям России. Вне дома мы находились с вечера 17-ого по раннее утро 31 июля, сам же поход проходил с утра 18-ого по 30-ое число второго месяца лета. Речка, по которой мы сплавлялись на байдарках, называется Кубина и протекает она по Вологодской области. Начали маршрут мы с села под названием Явенга, а окончили путь в городе Харовске.
Явенга – довольно крупная деревня, через которую проходит шоссе, тут же располагается железнодорожная станция. Дома располагались не вдоль одной образующей поселение дороги, а по нескольким направлениям. Если что, в этой деревне есть магазин и не один. Более того, те, кто ходил закупаться, заметили в магазине банкомат (sic!) и терминал для оплаты сотовой связи! До неплохого места сбора байдарок пришлось идти в районе полутора километров. Мы шли от станции в две ходки, что логично вытекало из состава нашей группы. О нём поподробнее.

По сути, в поход поехало три семьи. Руководитель похода гидробиолог Миша Чертопруд поехал со своей дочкой Ликой. Мой давний друг по гидробиологическому кружку и многочисленным походам, а также по волейбольным баталиям в СТАНКИНе – Кирилл Песков поехал со свои младшим двоюродным братом Колей Шатиловым, который окончил 8-ой класс. Также в составе группы была моя мама и моя маленькая сестра. Ну, и ваш покорный слуга, само собой, в роли всевидящего ока и персонажа, вынесенного за пределы повествования…
На всех нас было три лодки – одной и той же фирмы: каркасно-надувного типа. Кирилл с братом ехали в двухместной байдарке. Мама и Чертопруд ехали в 3-местной байдарке, в по середине сидели Лика и моя сестра Надюшка. Я ехал в гордом одиночестве в так называемой «полуторке», то есть одноместной лодке, но с дополнительным местом для вещей. Когда я один сплавляюсь по рекам, я езжу в каяке той же фирмы, он принципиально отличается ото всех остальных моделей тем, что он заметно уже и ниже и у него только одно место для посадки, то есть при том, что я привык растягивать ноги вперёд, места для вещей остаётся совсем немного. А вот «полуторка» точно такой же ширины, что и остальные модели, но просто короче. Мне было очень интересно протестировать эту модель и понять, когда её стоит использовать, а когда, в самом деле, каяк.

Река Кубина оставила довольно странное впечатление. Уже с Явенги она была неплохой ширины, как Ветлуга на большей части нашего похода по ней 2008-ого года, и приличной глубины, но практически на протяжении всего маршрута на ней абсолютно не было заметно течения. Отсутствием течения она напоминала р. Великую в её нижней части, но в том случае причиной такого явления просто были многочисленные плотины, стоящие одна за другой. На Кубине же мы не встречали действующих плотин.

Длина маршрута составила вроде бы точно 200 км, по крайней мере, так говорит справочник. Но число какое-то подозрительно ровное, но чем чёрт не шутит.
Раньше эта речка была очень популярным местом для туристических сплавов, теперь же ездить стало гораздо меньше. Конкурентов мы за весь поход так и не повстречали. С этим связаны и основная проблема сплавов по этой реке – категорическая нехватка мест для стоянок. Это было просто проклятием каким-то! Неплохие места с костровищами, в принципе, попадались, но они были приурочены к проходящим неподалёку дорогам и шоссе. А так большинство стоянок были сделаны нами с нуля, то есть вытоптаны в траве, в том числе крапиве и чертополохе. То есть основной проблемой было не отсутствие ровного места, как такового, а порой отсутствие человеческого выхода на берег и подхода к воде. Остановиться-то можно было и поляне, но тогда за дровами пришлось бы идти неблизко, и кроме того, берега пригодные для жизни (без ивняка и незатопленные), были как правило высокие. И порой вылезти на такой берег было настоящим подвигом. Ноги бывали все в волдырях от крапивы и шипов колючих растений. Апогеем такого выхода из воды стала одна вынужденная стоянка, которая наверху была очень даже приличной, но по пути к ней надо было пройти семь кругов ада. Помимо крапивы надо было балансировать с неподъёмными гермомешками по брёвнам и окунаться по колено в грязь, которая к ному же была просто обжигающе ледяной из-за стекающего по склону ручья! Но всё это, в конце концов, воспринималось довольно по-философски: здоровье на природе как будто становится в несколько раз сильнее и все раны начинают заживать быстрее. Так в этот поход я поехал уже с воспалившимся большим пальцем на правой ноге, помимо этого, когда мы только собирали байдарки в Явенге, ветка какого-то дерева спружинила и попала мне по другому пальцу на правой ноге. Примерно через день он посинел и, раздувшись, увеличился примерно в два раза! Но ничего к концу первой недели похода я благополучно забыл обо всех этих неурядицах: время, проведённое на природе и на свежем воздухе, творит чудеса исцеления.

Временами в этом походе нас напрягала ситуация с гнусом. В этом смысле Кубина очень похожа на речку Ветлугу. Днём было так же много слепней, которые налетали на нас как-то волнами, то их нет совсем, а то, как будто ты нападаешь на целый рой этих тварей, которых можно было убивать сразу по несколько штук за один удар. Под вечер и просто в тени наступал через мошки и мелкого мокреца. А ближе к ночи, часов в одиннадцать на дежурство выходили обычные комары, которых становилось тоже невероятно много.
Впрочем, для полноты картины хорошо было бы узнать, что творится в этих районах в другие летние месяцы, а не только в июле.

С чем нам повезло так это с погодой. Все две недели за исключением двух дней была отличная солнечная погода. Примерно в начале третьего дня зарядил дождь, и мы решили устроить днёвку, хотя во второй половине дня никого дождя не было. Во второй половине похода регулярно после полудня четыре дня подряд на горизонте начинали собираться тучи, и где-то гремел гром, но дождь обходил нас далеко стороной. Дождь наконец настиг нас только во второй половине предпоследнего дня, когда мы были уже недалеко от Харовска. Но тогда мы уже подъезжали к живописному высокому берегу с сосновым лесом. 30-ое число было последним ходовым днём, да и то, только до обеда, который мы устроили уже на железнодорожной платформе. Погода была пасмурная, но дождь так и не начался и не было ощущения, что он может вдруг пойти. Правда, тогда стало уже немного холоднее.

Вообще, это лето, как и прошлое, стало очень засушливым для региона. Во многом, именно этим объяснялся невысокий уровень воды в реке и то, что течения было практически незаметно. При таком невысоком уровне воды мы частенько садились на мель в районах перекатов. Настоящих порогов мы так и не увидели, но это и к лучшему. Периодически на реке встречались симпатичные песчаные пляжи, но до таких пляжей, которые были на Ветлуге или на Пинеге в Архангельской области им всё-таки далеко, так как в отличие от тех рек у Кубины часто была более ярковыраженная долина реки с высокими берегами.
Ко второй половине маршрута река начала принимать очень приличные размеры, превышающие даже Москва-реку в районе Звенигорода и Петрова-Дальнего. Более того, она была не только широкой, но и довольно глубокой. Всё это с избытком искупалось опять-таки полным отсутствием течения!

Необходимо подчеркнуть, что ранее река Кубина использовалась в основном для сплава леса и лишь частично для целей судоходства. Товарно-пассажирское судоходство осуществляется только в нижней части течения реки: в половодье — на 30 километров, в межень — на 4—5 километров от устья. В то же время для нужд лесосплава Кубина эксплуатировалась в течение многих десятилетий и особенно интенсивно в 1930— 1940-е годы. Помимо самой реки, были задействованы до пятнадцати ее притоков.
К концу 1980-х годов объем сплавных работ начал уменьшаться, ограничивался срок сплава. Практиковалась «сдача» реки в августе органам рыбоохраны после проведения мероприятий по очистке реки от отходов сплава древесины. Особенно усилился рыбохозяйственный контроль за использованием реки, когда областную инспекцию рыбоохраны возглавил П. М. Файзов. В этом удалось убедиться в августе 1984 года в ходе проверки результатов очистки реки от так называемых «топляков». Все 250 километров по течению реки от поселка Гремячий и до устья были тщательно обследованы бригадой инспекторов.
Однако же, как нам удалось убедиться в ходе нашего путешествия, дно реки до сих пор усеяно стволами деревьев и оторванной корой. Многочисленные невысокие островки посреди реки также в большинстве своём состояли из древесных отходов.
Также интересным представляется и то, что несколько раз мы проезжали мимо разрушенных барж довольно приличного размера, расположенных на берегу реки. Трудно даже представить, что они могли когда-то проходить по Кубине, но для более полной картины надо лучше представлять её размеры во время половодья.

Также довольно распространённой формой существования Кубины на равнинных участках без высоких берегов была целая серия мелких параллельных протоков довольной небольшой ширины. А между ними тростник, камыш и просто тупиковые участки со стоячей водой.
Интересную метаморфозу претерпевает Кубина перед самым Харовском. Она вдруг превращается в гораздо более узкую реку, не очень глубокую, но с заметным течением. Чем-то она в этих местах напоминает Москва-реку в районе Тучково.

На протяжении нашего пути нам попадалось немало деревень. Так что закупиться провизией можно было без проблем, что мы и сделали по истечению первой недели маршрута в посёлке Гремячий. Однако много деревень попадалось абсолютно пустых и покинутых. Чуть выше одной из последних стоянок, одной из лучших наших стоянок располагалась деревня с домами, выглядевшими, как новые. Но за полдня и утро следующего нас так никто и не посетил, что просто удивительно. Впоследствии от бывших жителей этой деревни мы узнали, что эта деревня сейчас пустует, и в ней практически уже никто не живёт.
Характерной чертой именно этих районов является, пожалуй, практически полное отсутствие животноводства. Только ближе к концу маршрута мы заметили на берегу место водопоя крупного рогатого скота.

В течение нашего похода мы не раз проезжали под очень неплохими и, наверное, обновлёнными канатными мостами. Даже в московской области, на той же Истре их число уменьшается, и многие из них находятся в плачевном состоянии, а здесь – напротив, многие были сработаны на редкость добротно. Ещё очень распространённым типом мостов были понтонные мосты, которые годились и для переправы на другой берег автомобилей. На одном из таких мостов нас поджидали отдыхающие с семьями лесорубы. Они со словами, что им и не такое приходилось поднимать, вытаскивали наши байдарки из воды и переносили их на другую сторону моста, даже не вынимая вещей. Правда, с трёхместной байдаркой на помощь пришлось прийти и третьему человеку, так как она всё-таки оказалась чересчур здоровой для лесоруба и одного из нас!

Из забавных подробностей похода хочется вспомнить, что для освещения, когда уже темнело, мы использовали газовый фонарь – довольно экзотическое устройство, в котором по сути устройство, напоминающее обычную газовую горелку, но работающую на существенно меньшей мощности, раскаляет добела асбестовую сетку. Работать такой фонарь может десятки часов, а даваемый свет всё-таки гораздо более равномерный и естественный по сравнению с диодными фонарями.
В предпоследний дождливый и холодный день мы устроились почитать в палатке, после чего воздух в ней нагрелся, как в бане. Палатку пришлось даже проветривать!

В качестве итога скажу, что поход получился практически идеальным, особенно в смысле непринуждённой атмосферы и взаимоотношений между участниками. Не подвела нас и погода. Единственное, что омрачило радость от такого интересного мероприятия, это запоздалое известие об одном трагическом событии, которое произошло некоторое время назад в Москве. Но об этом я узнал уже в поезде.
Да, и в один из последних дней на одном из перекатов с носа моей байдарки смыло мои замечательные плавки «Arena». Дело было так: я ехал довольно близко к байдарке Кирилла и Коли. На довольно быстром и бурном перекате они вдруг сели на камень. Быстрое течение меня подтащило к ним и, затянув под их лодку, перевернуло меня: всё-таки полуторка – значительно менее устойчивая лодка. А плавки как раз сушились на носу лодки. Ничего опасного в этом перевороте не было, поскольку глубины там было чуть выше колена, но потерянного найти так и не удалось.

Ну, и после относительно безлюдных мест, по которым протекала река Харовск и его окрестности показались нам настоящим сосредоточением жизни. Перед этим районным центром на берегу Кубины проходил этап чемпионата России по мотокроссу, а в самом Харовске праздновали день города. Разительный, так сказать, контраст. Само собой большая часть описанных мест и событий будет проиллюстрирована фотографиями отдельного обзора и у меня в альбоме ВКонтакта.


Рецензии
Река называется не "Кубина", как у автора, а Кубена.

Михаил Колобов 53   22.07.2015 20:13     Заявить о нарушении
Горелка у вас была правильная, а плавки конечно жалко:)
Удачных путешествий.

Ну-Да-Эксперт По Шнуркам   14.08.2017 13:59   Заявить о нарушении