Две матери или инстинкт выживания часть 3

Побыв больше времени в гостях , чем ей выдали родители, она встречает свой приезд на дыбы. Почему ты так долго не возвращалась? Говорит в возмущением мать.мы ведь отпустили тебя на неделю, а ты пробыла две. Как ты могла с нами так поступить? Мама, говорит она, я выхожу замуж . он еврей, как и я! ведь ты всегда мне говорила, что я все делаю не так, а по еврейски, вот теперь меня хоть никто не потыкнет.я одна из них. все принимают меня такую, какая я на самом деле.я очень рада, что наконец, меня любят и я желанна.мне очень легко с ним.  Как ты можешь так решать, ведь ты его не знаешь.отвечает мать. А он знает, что ему не достанеться ничего?восклицает мать. Да, он все знает и не нуждается в вашем доме. Он берет меня в чем я стою. Но ты ведь не любишь его! отвечает мать. Он тебе не подходит. Он не с твоей среды.  да и что будет с нами, спрашивает она. Всю мою жизнь вы решали за меня. Хватит! Я сама хочу делать свои ошибки и сама их исправлять! Вы больше думаете о себе,как вы останетесь одни, а не обо мне. Мне не нужен ваш дом, он меня забирает к себе. Я еду к нему. Он уже начал готовиться к свадьбе. Ему ничего от вас не надо. Он надеется только на себя. Все, что от меня требуется, это приехать, а все остальное он устроит. Мне не легко будет с вами расставаться, но я прошу вас, примите его и вы получите сына и не потеряете дочь. Я вас очень люблю и всегда буду вашей дочерью, говорит она и всегда буду благодарна, за то,что вы сделали для меня. Но отпустите меня, дайте мне свободу, дайте мне теперь решать свою судьбу. Я уже взрослая и вы меня хорошо подготовили к жизни. Я знаю, что я смогу построить вместе с этим человеком, свой дом, в котором я буду полноправной хозяйкой и ты , мама, еще будешь еще гордиться мной. Я нарожу вам внуков и буду приезжать с ними к вам. Вы мои настоящие мама и папа и не на кого другого я вас не заменю. Да, судьба сложилась, что у меня есть еще одна кровная семья. Я их не выбирала. Я этого не хотела, я ведь не виновата. Но была война и винить можно только войну. Я никого не виню. Значит такова моя судьба. Как я не боролась и как вы не обороняли меня, я возвращаюсь к моим корням. Я должна сама нести на себе этот жезл. Вы сделали, все что было в ваших силах, но моя участь, наверное была заранее предрешенна! и я должна принять ее так как она есть и не скрываться от нее. От судьбы не сбежишь. Она все равно тебя догонит и напомнит о себе. Смиритесь, как смирилась я и может теперь ,судьба повернется ко мне с лучшей стороны. Ведь она уже достаточно меня испытывала. И то, что должно случиться, должно случиться. С такими словами, она стала готовиться к отъеду.

.

Отец не был в силах ехать и видеть, как дочь выходит замуж за малознакомого человека. мать была сильной воли женщина и подавив в себе гордость,оценив наконец настоящую ситуацию, уезжает Вильнюс на свадьбу.

Сидя у себя в кабинете, на него нахлынули воспоминания. Он почувствовал  себя опустошенным. Все его старания, к хорошему не привели. Он так ее оберегал! Она такая умница!  Как уютно он чувствовал с ней, когда еще маленьким ребенком  перед сном, он садил ее на колени , читал  книги, рассказывал истории и как, обняв его своими маленькими пухлыми ручками, она прижималась к его щеке внимательно  и с интерессом слушала его. Она была очень любопытна и на ходу улавливала, все что он учил ее. Как повернется теперь судьба? Что их ждет? Опять начинать все сначала? Нет уже больше сил. Дом опустел. Стало тихо и счемящее чувство утраты гложило его. он вдруг начал вспоминать, как в то военное время, когда он с женой пришли удочерить девочку ,он не представлял, что именно этот ребенок будет его судьбой. Жена хотела девочку с голубыми глазаму, что бы больше была похожа на них. но увидев это несчастное   дитя ,худое и обстриженное наголо, он случайно встретился с ее молящими глазами и сразу понял, для чего он пришел .у нее было такое огромное желание спастись, что назвав его папой, он и сам поверил в искреность ее слов.  Эти слова» вы мои папа и мама» вонзились  прямо ему в сердце. И никакие возражения со стороны его жены не помогли. В этой девочке он почувствовал неимоверное чувство благодарности. Эти большие, просящие глаза остались в памяти на всю жизнь.он знал, что поступает правильно, спасая  этого ребенка.

В доме жениха готовились к предстоящей свадьбе. В то время свадьбы делались в доме.специальных поварих набирали, которые умели готовить еврейские блюда.все должно было быть в еврейких традициях. И конечно, как и настоящая еврейская свадьба, не обходилась без хуппы. Хотя, в то советское время, сначала надо было пойти в загс, что бы узаконить отношения. А хуппа не признавалась законом, но не запрещалась. Но произвести еврейский обряд хуппы, было наибольшим уважением к родителям.

В доме жениха готовились к предстоящей свадьбе. В то время свадьбы делались в доме.специальных поварих набирали, которые умели готовить еврейские блюда.все должно было быть в еврейких традициях. И конечно, как и настоящая еврейская свадьба, не обходилась без хуппы. Хотя, в то советское время, сначала надо было пойти в загс, что бы узаконить отношения. А хуппа не признавалась законом, но не запрещалась. Но произвести еврейский обряд хуппы, было наибольшим уважением к родителям.

Моя героиня была согласна на этот обряд. С того момента, как она вошла в дом жениха, она дала себе слово, что теперь она поведет себя как настоящая еврейка.она решила полностью изменить свою жизнь, которая сильно отличалась от ее прежней жизни

Ростя одинственным ребенком, она вдруг попадает в большую семью. В доме, где собиралась жить моя героиня,жил брат жениха с женой и двумя дочерьми, а также старый отец. Каждый имел по комнате. Тогда это считалось «роскошь». Главное иметь отдельную комнату. Наконец у нашей героини был ее угол, где она могла хозяйничать.  Она сдружилась с женой брата и двумя его дочерьми. Ее с радостю приняли в семью.

Наконец, приезжает ее приемная мать, но одна. Все ее с нетерпением ждут. Ведь она должна благословить невесту .она должна вести невесту под хуппу. Так хочет невеста. жених и его семья принимают ее с большими почестями.

Наша героиня счастлива, что приехала мать. Значит она поняла и смирилась с участью. Это придает нашей героине уверенность . но отсуствие отца, печалит ее. как больно, что отец не смог приехать, как он ей сейчас не хватает, с грустью думает она. Но она понимает отца, зная его характер. Он все равно любит меня. Ему надо время свыкнуться с действительностью.успокаивает она себя. Все готово. Надо ехать в синагогу, где состоится обряд хуппы.

К этому времени, уже все евреи города сбежали на это представление. Да еще какое ! они услышали, что две матери будут вести невесту к хуппе! Одна християнка, которая вырастила ее, а другая еврейка, которая ее родила. Это не слыханное дело! Тогда, в конце пятидесятых годов, такое не было возможно. Не разрешалось. Должна была быть одна мать. Как поступит раввин? Кого он решит оставить, а кого нет?

Взявшись под руки, две матери подходят к невесте ,берут ее под руку и ведут под хуппу.

Постоте, восклицает раббин! Кто это женщина, которая стоит около матери невесты? Показывая на мою мать. Это ее биологическая мать, которая ее родила.отвечают хором . А тогда, кто другая женщина, которая стоит возле невесты, спрашивает раббин? Это мать, которая ее воспитывала, также отвечают все хором. Раббин стоит в недоумении, не зная что решить. Он отходит в сторону и призывает своих помощников . они советуются между собой. В зале стоит неимоверный шум. Каждый высказывает свое мнение. Кто говорит, что мать, которая родила должна стоять под хупой, а остальные считают, что та мать, которая воспитала, должна стоять под хуппой. Страсти накаляются до предела. Такого еще не было у них в синагоге. Все ждут с нетерпением решения раббинов. Наконец, поссоветовшись, раббины решают сделать исключение. Так как была война и она всему виновата, а не две эти несчастные женщины, которые каждая искренне видет в этой девушке свою дочь, пусть обе матери идут под хуппу,провозглашает главный раббин. Раздается музыка и под овацию,счастливые матери проходят под купол. Уважая католическую мать, раббин проводит обряд на русском языке, а не на идишь, как требует традиция. Жених разбивает стакан и под звуки музыки и оплодисментов,  все поздравляют молодых. Все окончилось благополучно!

За столом, уже дома, приемная мать, встает и держит тост. Она объявляет во все услышанье: Сталин приказал нам позаботиться о сиротах и просил, что бы мы усыновили детей из детского дома. Так мы с мужем и поступили. Мы очень ее любим и обращаясь к жениху, заявляет: ты хорошо заботься о нашей дочери, а то мы ее заберем назад, говорит она шутя. В комнате раздается смех, который разряжает обстановку. Все мои родные тети и дядя, а также мама, сестра и братья, счастливы.я тогда еще не понимала, всю сущность этого события, но была счастлива вместе со всеми. Только намного позже, когда уже сама выходила замуж, я вдруг поняла, на сколько смела была моя сестра, стойко выстояв все испытания.

Жизнь вошла в свое русло. Моя героиня очень сдружилась со старшей сестрой, советовалась с ней,училась готовить еврейские блюда. Она очень старалась угодить семье ее мужа и хотела быть достойна. В семье мужа, ценили женщину больше за ее умение хозяйничать по кухне, чем ум и другие способности. Приходилось перестраиваться, но она с готовностью взялась за эту работу, зная, что важно для ее мужа. Очень быстро она освоила  уроки жизни. Теперь она с благодарностью вспоминала свою приемную мать, которая научила ее труду. Поэтому она все делала с охотой.

С моей старшей сестрой она сдружилась и всегда советовалась с ней.к братьям относилась с симпатией. А с младшим братом, который был с ней в одном детском доме, связывали ее невидимые нити. Они и похоже были больше всех друг на друга. И мыслили  они одинаково. брат иногда подшучивал над ней, вспоминая эти режущее ухо слова: ты мне больше не мой братик, но чувство восхищения всегда ощущалось в отношении к ней. Она тоже любила его, хотя он был немного угрюм и нелюдим. До конца своей жизни, он, мой брат сохранил он теплые чувства, хотя последние тридцать лет они жили в разных странах.

Через год у нашей героине родился сын. Хороший, крепкий малыш. С гордостью, она едит к родителям показать малыша.она выполняет обещание и навещает родителей. С того времени, ее поездки в Минск будут частыми. Муж сумел найти подход к родителям и с удовольствием бывал у полковника. И они принимали его от всей души.

 

Этого нельзя сказать о ее отношении к родной матери . между ними не произошла химия. Моя героиня не могла кривить душой и не смогла себя пересилить. Она не питала к этой женщине, которую должна была называть мамой ,никаких чувств. даже назвать ее мамой она не могла. Называла ее по имени. Она не смогла простить ей то, что она  из за своего эгоизма,  покалечила ей жизнь тем, что не смогла войти в детскую душу и увидеть, какую психологическую травму она наносит ребенку, не думая о нем , а думая о своем эгоизме. Ребенок не виноват. Нельзя же его душу разрывать на две части. Она поступила бы мудро, если бы оставила ее в покое. Может быть, повзрослев, ребенок сам бы захотел увидеть своих биологических родителей, но не с малого возраста заставлять ребенка решать проблемы взрослых. Эта не заживающая психологическая травма, мешала наладить отношения между ними.

 

Моя мать, так и до конца своей жизни, не смогла понять, почему ее кровная дочь обижена на нее. Ведь она мать.она родила ее, вскормила грудью, воспитывала до четырех лет, она ведь не отдавала ее и не отказывалась от своего дитя. Она не виновата. виновата война! Сколько бы не было детей, это как пальцы на руках. Когда болит один палец, вся рука болит. мама была уверенна, что это приемные родители не хотели ее отпускать и ни разу не задумывалась над тем, что может, быть ее кровная дочь сама не хочет, что бы ее тревожили. Она видела себя дочерью ее приемных родителей и хотела жить той жизнью,что была у нее. В последствии , мама  будет ждать и надеяться, что когда ее дочь станет матерью сама, тогда она поймет, какое чувство потерять ребенка и смириться с этим горем, зная что ребенка забрали без ее ведома и растят чужие люди! Но этого не случилось.она понимала, как должна чувствовать мать, но не поняла, как должен чувствовать ребенок, в такой ситуации.

 

Спустя пятнадцать лет,в начале семидесятых, наша героиня уезжает в Израиль, оставив свою приемную мать, которая к этому времени, взяла на воспитание, еще девочку, свою родственницу. Приемный отец умер несколько лет до отъезда. Приехав в Израиль, она сталкивается с новой проблемой. Проблемой национальности. Но теперь наоборот! Она в паспорте была записана, как белорусска, но что бы дети жили полноправной жизнью, она должна доказать, что ее мать еврейка и теперь она вспоминает про своих родных, которые должны доказать ее причастность к еврейству. Теперь она рада, что она еврейка, но как трудно доказать! После больших мучений, она доказывает свое еврейство и начинает жизнь в Израиле полноправной гражданкой этой страны. Усердно учит она язык, потом устраивается на работу. Всегда экономная и практичная, она с мужем очень скоро добиваются материального благополучия

вскоре приезжает моя старшая сестра с семьей и за ней еду я, уже замужем и с двумя детьми.в Израиле все три сестры воссоединяются заново узнав друг друга и проходя Аллию, с ее трудностями и радостями.  живут дружной семьей. Делятся заботами и радостями. Растят своих детей, строят новую жизнь в новой стране. Наша героиня все это время поддерживает теплую связь со своей приемной матерью. Очень скучает по ней, но понимая, что не сможет воссоединиться с нею, так как в семидесятые годы невозможно выслать визу на постоянное место жительство, людям не еврейского происхождения, смиряется с судьбой. Я и моя старшая сестра, стараемся не  заводить больных разговоров о ее кровной матери, так как знаем, что это плохо отразиться на психике и без того, подорванной судьбой. Конечно, мне с сестрой очень трудно не спрашивать ее , если она думает изредка также о ее биологтческой матери,  ведь она тоже осталась в Союзе, как и ее приемная мать, но что бы сохранить теплые и дружеские отношения между нами, отказываемся от этой идеи.

Так проходит еще семь лет. Я очень скучала по моей матери и нередко во сне видела ее старенькой, немощной старушкой, которой очень трудно без меня. Я видела ее слезливые, полуслепые глаза, всматривающих в прохожих и ища в толпе меня. Я была последним ребенком, подскребышем и конечно, мама переживала, как я устроюсь в жизни,да и я очень жалела ее, так как сколько помню себя, мама была всегда старенькой и больной женщиной. С той поры, как мой любимый отец умирает, я развила в себе страх, перед потерей еще одного родителя. И так, как мама всегда была слаба и стара, то я очень боялась, что она умрет. Мысли, что она может когда то умереть, меня пугали даже, став взрослой девушкой. И когда я покидала страну, уезжая за границу, я почувствовала чувство облегчения, что не увижу своими глазами ее конец.

 Мама осталась жить с ее средним сыном, который всю жизнь не расставался с  ней. Прожив достаточное время за границей и немного устроившись на новом месте,меня стало мучать угрызение совести. Я знала, что  сдесь я смогу облегчить ее старческую жизнь, давя ей любовь и  необходимую помощь.

И я решаю вызвать брата с семьей и мамой  в Израиль. я высылаю им вызов.

Наконец мы воссоединяемся. Радости нет конца. Мой брат по приезде в Израиль попадает с мамой и его семьей в ульпан.  Моя героиня принимает своего брата с радостью и помогает ему устроиться в центре страны. Она помогает ему с жильем и работой. Я и моя  старшая сестра помогаем материально и жизнь становится на свое место. Все должно было быть хорошо, но отношение мой героини со своей родной матерью не налаживаются не смотря, что прошли годы и они не виделись. она старается избегать все контакты с матерью. Только на большие праздники она присуствует в одном помещении с матерью,стараясь игнорировать ее. Она в мире и дружбе с ее братом и сестрами, но не готова простить матери. Мать продолжает спрашивать всех, почему она на нее держит обиду? Уверенная, что обида заключается в том, что мама не забрала ее во время войны, мама продолжает твердить: это все война, я никогда бы ее не оставила, надеясь объяснить свою позицию, мама просит  знакомых и родственников ,объяснить это моей героине. Но ответа на ее вопросы никто не дает.

всю свою оставшую жизнь, мама так и не узнает настоящую правду. Да и мы не могли ей объяснить, потому что думали так как и она.

Только после смерти нашей общей матери, уже сидя «шива» по ней, и как выдумаете где? Да, да, вы поняли правильно!  в доме у нашей героини, у той самой  сестры, которая не простила свою мать и держала в секрете настоящую причину. Находясь неделю в доме нашей героини, я почуствовала невыносимое желание, во что бы то ни стало, покончить с этой неизвестностью и узнать, какая, на самом деле была причина этой  холодности отношений между ними. Беря на себя ответственность, за душевное состояние моей героини, я три первых дня, не переставала наводить  тему  о жизни нашей матери и как бы случайно, выводила разговор, про отношения между ними. Я уже было отчаилась и боясь за ее здоровье сестры и  почти сдалась, как на четвертый день «шивы», она вдруг сама начала рассказывать свою трагическую историю, с начало до конца. И наконец, заговорила об отношениях ее с матерью.  Она не останавляваясь  проговорила до часу ночи. Мы с старшей сестрой, боялись вставить слово и помешать этому выплеску эмоций. Когда она закончила, вся бледная  и дрожащая,объявляет твердым голосом: Прошу вас, не задавайте мне вопросов, я не в состоянии отвечать сейчас. Я все годы старалась запрятать в глубину моей души все, что связано с войной и с моими переживаниями. Я хотела вычеркнуть из памяти мою прошлую жизнь. Я не думала, что придет тот день, что я выплескну это наружу. Но вы меня доконали и я уже больше не имела сил с вами бороться. Теперь вы знаете правду. Мне не важно ,будете ли вы меня судить, я чиста со своей совестью. И не уговаривайте меня. И больше никогда об этом не спрашивайте. Как жаль, что мама не узнала правды, с сожалением думала я.

 

Через три года умирает старшая сестра. Мне и моей моей героине, было трудно свыкнуться с мыслью, что ее не стало. Она была связывающим звеном между нами. Было невыносимо больно видеть, как она умирает преждевременно. Жизнь моей старшей сестры сложилась трагическим образом,с того момента, когда она вышла замуж. Ее муж оказался пьяницей и садистом, который довел ее до могилы своими поступками. А у нее не было сил спастить от него. Эта беспомощность и зависимость погубила ее. Я с сестрой никогда не простили мужу старшей сестры. Никогда наша нога не вступила ногой больше в ее дом, пока ее муж был жив! эту историю, я когда нибудь опишу в другом рассказе отдельно, когда заживут раны потери

.

 Я исполняю желание моей матери и знаю, что она бы очень хотела знать, как поступили бы вы, дорогие читатели на ее месте.  Я  ПОСВЯЩАЮ ЕЙ, посмертно ,этот рассказ. Я пообещала сама себе, что узнаю всю правду и донесу ее на рассуждение всем, кому не безразлична эта история поломанной жизни трех семей: биологической матери, которая родила и потеряла ее на всю жизнь и приемной матери, которая ее воспитала.  а самое главное, моей героине, которая нашла в себе силы пройти все испытания, не побоявшись в конце концов, взять судьбу в свои руки. Перенести все горести трагической судьбы и стать хозяйкой своей дальнейшей  участи.

 

                конец


Рецензии