История

                МИФОЛОГИЧЕСКАЯ  ИСТОРИЯ  ДРЕВНЕЙ  ЭЛЛАДЫ


                "  Скитания Энея    "


Согласно греческой традиции, Эней после падения Трои остался в Троаде и впоследствии властвовал над троянскими народами. Позднейшие сказания повествуют о переселении Энея с уцелевшими дарданами за море (в Эпир или Фессалию). «Некоторых смущает, что повсюду рассказывают о могилах Энея и показывают их» .
 

Эней почитался этрусками, известно 58 ваз с его изображением. Возможно, основой этрусской (и, позже, римской) легенды о переселении Энея в Италию является факт переселения туда самих этрусков из Восточного Средиземноморья, где обитали родственные им народы.


Первые следы почитания Энея в Лации зафиксированы в VI веке до н. э. (храм в Лавинии с богатым кенотафом Энея). С ростом могущества Римского государства возникает легенда о том, что именно потомки Энея основали Рим. О странствиях Энея римские авторы рассказывают по-разному. По Вергилию, Эней в сопровождении Ахата, покинул горящую Трою. Он увёл с собой жену Креусу (которая отстала и погибла), сына Юла и на плечах вынес старого отца Анхиса.


Получив ещё в горящей Трое пророчество от призрака Креусы о предназначенной ему великой судьбе и собрав оставшихся в живых троянцев, Эней отплыл с ними на 20 кораблях. Ошибочно интерпретируя туманные пророчества призраков Гектора, Креусы, Полидора, Эней сначала отправляется во Фракию, затем на Крит; поняв свою ошибку, направляется в Гесперию и по дороге на запад попадает в Сицилию.

Одни утверждают, что он поселился близ Олимпа в Македонии, другие — основал Капии около Мантинеи в Аркадии, третьи — прибыл вместе с Элимом в Эгесту в Сицилии, а позже в Лаций . По Кефалону Гергитию и Гегесиппу из Мекиберны, умер во Фракии . Согласно поэту Агафиллу Аркадскому, выдал замуж двух дочерей Кодону и Анфемону в

 Нисе, а позже родил сына Ромула . По Вергилию, сперва отправился во Фракию и основал город Энеаду, но получил неблагоприятные знамения .  Затем основал город Пергамею на Крите, но там начался мор . Получил в подарок от Гелена доспехи Неоптолема ]. Согласно Варрону, были привезены Дарданские боги из Самофракии во Фригию, а затем Энеем в Италию .

Когда корабли Энея подходили к берегам Лация, ненавидевшая его Гера наслала бурю, и флот его был отброшен к Карфагену. Здесь в героя влюбилась Дидона — основательница Карфагена. Гера и Афродита были склонны способствовать союзу Энея и финикийской красавицы, ранее бежавшей из Тира, но Зевс через Меркурия повелел Энею покинуть Карфаген. Влюблённый Эней страдает, так как не может ни остаться с возлюбленной, ни взять её с собой - по предначертанию судьбы в Лации он должен жениться на Лавинии, чтобы новая династия положила в будущем основание Риму.


Эней коварно бросает Дидону, которая, видя его паруса на горизонте, от горя убивает себя. Проклятия, которые посылает вслед беглецу Дидона с погребального костра, символизируют будущую вражду Карфагена и Рима в Пунических войнах. Эней вновь направился к берегам Сицилии. Здесь он устроил погребальные игры на могиле отца, а затем прибыл в Кумы. Чтобы узнать свою судьбу, Эней по совету Кумской Сивиллы спускается в царство мёртвых, и тень Анхиза, пребывающая в Элизиуме, предсказывает великое будущее ему и Римской державе.


Когда Эней вернулся в Лаций, он получил от царя аборигенов Латина землю для постройки города. Латин обещал Энею руку своей дочери Лавинии. Но Лавиния прежде была обещана царю рутулов Турну, который пошёл войной на троянцев и Латина. Эней и Латин заключили союз с Эвандром. В поединке Эней сразил Турна, после чего женился на Лавинии.


В Италии видел Диомеда или Одиссея .   Эней правил три года после смерти Латина, умершего на четвёртый год после падения Трои . Согласно Диодору, через три года после падения Трои стал царём латинян и оставался им три года .


Эней погиб по время войны с Мезенцием  (Вергилий не принимает эту версию). По некоторым источникам, погиб в реке Нумикии, либо вознесён на небо . По Титу Ливию Эней был живым вознесён на небо и стал богом.  Воды Нумикия смыли с Энея все человеческое и сделали его богом Индигетом   .


Рецензии