Обретенный дом колено иуды

                Окончание

                НОВЫЙ ХРАМ

   Самой трагичной была судьба последнего царя Иудейского царства Седекии. Он решил выйти из-под опеки Навуходоносора, чем вызвал у него сильнейший гнев. Ведь именно он назначил его царем вместо предыдущего Иехонии, и даже переменил его имя Матфания на Седекию.
  Иехония был племянником Матфании. Когда Навуходоносор  в первый раз подступил к Иерусалиму, Иехония пребывал на троне всего три месяца. И, очевидно, сознавая, что с таким мощным врагом ему не справиться, вышел ему навстречу вместе с матерью, слугами, князьями, евнухами.
  Однако жеста доброй воли Навуходоносор не оценил и всех отправил в плен, а Храм и Иерусалим разграбил.
  Иехонии тогда было всего восемнадцать лет, и Навуходоносор решил назначить его преемником его дядю. Очевидно, он не сомневался, что Седекия будет благодарен ему за такое, пусть и подчиненное, но возвышение.
  Седекия не намного был старше Иехонии,- всего на три года, и, видимо, долгое время был вполне лояльным подданным. Во всяком случае, он смог продержаться на троне одиннадцать лет.
  Но потом, видимо, почувствовав, что вошел в силу, решил освободиться от кабальной зависимости.
  Увы, это дорого ему обошлось:Навуходоносор повторно отправил войско к Иерусалиму, город окончательно был разорен, сыновей Седекии убили у него на глазах, а самого Седекию ослепили и увели в плен. Там он, судя по всему, и умер, поскольку о его судьбе больше ничего не известно.
  С Иехонией судьба обошлась более милостиво. В тридцать седьмой год переселения "Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного. И говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне. И переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его. И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя, изо дня в день, во все дни жизни его".
  Свою родословную Иехония вел от Соломона, а в более широком смысле - от дома Давида.
  У него было восемь сыновей. Скорее всего, все они родились уже в Вавилоне.
  Было у него также много внуков и правнуков:не меньше трех десятков. Так что в этом плане дом Давида по-прежнему продолжал существовать.
  И именно одному из внуков Иехонии, Зоровавелю, "князю Иудину", персидский царь поручил возвратиться в Иерусалим и построить новый Божий дом. Разумеется, не одному, а подобрав команду, а также собрав у тех, кто оставался в Вавилоне, достаточно средств для строительства Храма.
  С Зоровалем должны были пойти главы семейств колен Иуды и Вениамина, священники и левиты, и непременно при условии, что у них есть списки, подтверждающие их родословные.
  Кроме того,  желание вернуться в Иерусалим выказали люди, которые называли себя "сыновьями рабов Соломона":таких набралось, по одним подсчетам, двести человек, по другим - двести сорок пять.
  "Все общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек. Кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста семь;и при них певцов и певиц двести".
  Естественно позаботился Зоровавель и о транспорте. У отправляющихся в Иерусалим было семьсот тридцать шесть лошадей, двести сорок пять лошаков, четыреста тридцать пять верблюдов, шесть тысяч  семьсот двадцать ослов.
  В путь отправлялись далеко не бедные люди. "По достатку своему они дали в сокровищницу на производство работ шестьдесят одну тысячу драхм золота и пять тысяч мин серебра и сто священнических одежд".
  Плененные Иудеи довольно успешно прижились в Вавилонском плену и не бедствовали. Они служили в армии, работали в царской администрации, арендовали землю и эффективно вели сельское хозяйство. А один из них даже стал банкиром.
  Разумеется, не каждый был готов расстаться с налаженной жизнью, чтобы идти в Иерусалим на пепелище и вновь начинать с нуля, но средства на строительство нового Храма жертвовали охотно.
  И дело было не только в ностальгии, тем более, что молодежь знала о Иерусалиме только со слов стариков. В изгнании Иерусалим и Храм превратились в нечто большее, чем просто город и дом, где обитал Бог. Они стали символом, объединяющим народ в изгнании, духовным символом, который всегда будет питать душу Иудея, где бы он не жил.
  Благодаря родословным, пришедшие с Зоровалем знали, в каких городах жили их предки, и поселились по возможности именно там.
  Основание Храму заложили лишь на второй год по приходе в Иерусалим:надо было обжиться и подготовить все для начала работ.
  Надзирать за работами поставили левитов, а строили Храм, как и во времена Соломона, мастера из Тира и Сидона. "И стали выдавать серебро каменотесам и плотникам, и пищу и питье и масло Сидонянам и Тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яфу, с дозволения им Кира, царя Персидского".
  Когда фундамент Храма был заложен, устроили праздник. "Тогда поставили священников в облачении их с трубами, и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа, по уставу Давида, царя Израилева".
  Строительство Храма, однако, велось совсем не в столь радужных условиях, как было это при закладке фундамента. У Иудеев было много врагов среди местного населения и местных влиятельных лиц. Самаряне тоже хотели участвовать в строительстве, и пришли с такой просьбой к Зоровавелю. Но тот отказал им:"Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу;мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам Кир, царь Персидский".
  Новому царю, Дарию (Кира уже не было в живых), полетел донос от местных князьков. "Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иеруслим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили. Да будет же известно царю, что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб".
  В подтверждение своего предупреждения они предлагали царю поискать "в памятной книге отцов твоих" соответствующие примеры, и тогда он узнает, "что город сей - город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения бывали в нем издавна, за что город сей и опустошен".
  Конечно, после столь устрашающего письма Дарий дал приказ приостановить строительство Храма.
  Тогда и Иудеи написали Дарию письмо, объяснив, каким образом они оказались в Иерусалиме, и тот велел разыскать в архиве распоряжение Кира. А прочтя его, дал указание продолжить строительство Храма.
  Вся эта история заняла достаточно много времени, и лишь на шестом году царствования Дария Божий дом, наконец, был готов, после чего - торжественно освящен.
  "И принесли при освящении сего дома Божия:сто волов, двести овнов, четыреста агнцев, и двенадцать козлов в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых.
  И поставили священников, по отделениям их, и левитов, по чередам их, на службу Божию в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея".
  В последующие годы, уже под надзором "областеначальника в земле Иудейской" Неемии начнется строительство Иерусалимской стены. "И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев",- сообщает Неемия в своей книге. Коротко суть ропота можно уложил в несколько слов:нас нещадно эксплуатируют богатые.
  Многие, чтобы прокормиться, вынуждены были закладывать свои поля, виноградники, дома, под их залог занимать серебро, чтобы платить подати.
  Неемия возмутился, собрал знатных и начальствующих Иудеев и сделал им выговор:"Вы берете лихву с братьев своих".
  Он даже собрал против них большое собрание, на котором продолжал укорять и стыдить их:"Мы выкупали братьев своих Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам?".
  В общем, Неемия велел им все забранное у соплемеников возвратить, и они пообещали сделать так, как он велел. Но поскольку Неемия явно не верил их обещаниям, о велел позвать священников, и велел им дать клятву, что слово свое они сдержат.
  Сам Неемия пишет, что никогда ничего не брал у народа, как другие областеначальники. Правда, и об источнике своих доходов ничего не говорит. За счет чего он жил сам да еще кормил целую ораву людей?
  "Иудеев и начальствующих по сту пятидесяти человек бывало за столом у меня, кроме приходивших к нам из окрестных народов. И вот что было приготовляемо на один день:один бык, шесть отборных овец, и птицы приготовлялись у меня;и в десять дней издерживалось множество всякого вина. И при всем том, хлеба областеначальнического я не требовал, так как тяжелая служба лежала на народе сем".
  Может быть, Неемия оплачивал все эти обеды из своих средств, полученных на службе у царя Артаксеркса, у которого он был виночерпием?
  Жить в Иерусалиме жаждал далеко не каждый. "Начальники народа", конечно, вынуждены были здесь жить. Среди остальных бросали жребийодин из десяти человек должен был оставаться на жительство в городе, остальные  оставались в других городах.
  Естественно, что все потомки Фареса, из рода которого был Давид, остались в Иерусалиме. Их было четыреста шестьдесят восемь человек, и, как замечает Неемия, "люди отличные".
  Новая история началась как продолжение прежней, как ее преемница.
   


Рецензии