Достоевский и Царица Небесная

      
    Больше всего современным людям не хватает веры.
    Одни религии - истреблены и полузабыты, другие - постылы и немощны.
 
    Зачем нам - документальные рассказы и подробные репортажи с места событий? зачем - точное изложение фальсифицированных данных?
    Любая Притча - неоспоримый источник знания, не претендующий на историческую достоверность.

    Если в деталях притчи нет никакого дьявола, значит, богом здесь - и не пахнет.

    В звучании некоторых слов ( достояние, достопочтимый, достопримечательность, достоверность, ... ) как будто слышится некий окончательный результат, доведенный - до 100 %.
    Этот природный знак, знак "полного совершенства", полученный от предков в виде наследства, каждый, кому только захочется, может почуять в звучании фамилии несравненного  писателя ( мыслителя, сумасшедшего ) Ф. Достоевского.

    Много ли ели предки  писателя ( "есть" означает не только "питаться", но и "быть": "явь - яство",  ) или они достигли идеала в самом способе бытия, "явствуя", а не "яствуя",  - пусть уточнят специалисты по генеалогии и этимологии.
    Всякая фантазия достойна своего исследователя.

   Так или иначе, но Федор ДОСТОЕВСКИЙ в жизни своей соответствовал своей "чрезмерной" фамилии, как будто мистический знак слова незримо управлял им, определяя движения его души, его поведения и повороты его судьбы.

    Важным психологическим мотивом личности писателя была чрезмерная ответственность за судьбу государства Россия, а заодно, и - всего человечества - в целом.  Эта, поистине - царская ноша отягощала его размышлениями о сущности человеческого разума, устремляющегося к своему единству и, одновременно, - в обратную сторону, к борьбе до смертельного финала с любым соперником,  о борьбе человека - с человеком.
    Но между мыслью и действием - большое расстояние.
 
    Острый дефицит благотворной и созидательной энергии личного эгоизма ( как высшей формы этого самого эгоизма ) погружал писателя в пространство вакуума желаний.
Будучи человеком  "совершенным", ощущающим жизнь так, как будто она уже прошла до конца ( или, наоборот,  - только будет "потом" ), как - дух, как - безвременный Будда, Достоевский испытывал недостаток самой жизни.

    В попытке искусственно обострить ситуацию, доведя личные обстоятельства до смертельной грани , Федор Михайлович пускался во все нелегкие, растрачивая имеющиеся денежные средства в игорных домах ...и  сознавая необходимость  дойти до самого "края" в понуждении самого себя к деятельности, исполнению задач  выживания.

     Его божественное предназначение ( писание книг, работа для людей ) должно было быть реализовано  в условиях  убийственного цейтнота, полной невозможности уйти от этой важной и, все же, - постылой задачи.
 
    И - верно, зачем "царю", изначально получившему свой сверхъестественный  ( финальный, тупиковый ) статус, "достоевского",  "царю" - обозревшему весь мир людей "сверху" и  располагавшемуся  на последних этажах страдания собственной мысли , заниматься бумагомаранием, избыточным действием изложения этих мыслей ?

    Не каждый способен ощутить счастье быть мессией.
Цари, как правило, лишены подобных психологических мотивов
своей деятельности. Для царей роль мессии  - немотивированная, рутинная, рабская работа, долг - чести, не более. Так уж повелось: царь - не жрец, царь - царь.

  ...История  женитьбы Ф.Достоевского на Анне Сниткиной - парадоксальна, и выглядит идиотической с точки зрения рационального человека-бога, способного к планомерному управлению над судьбой своей и своими страстями.
     Доведенный до края финансовой пропасти, взяв задаток за ненаписанный роман и прогуляв все свои денежные средства в игорных домах, наш писатель заставил все-таки себя перейти от утопания в мире безмерных страстей к реальной деятельности. Впрочем, для него это было одно и то же.
     В оставшиеся 1-2 недели до срока сдачи материала даже надеяться на счастливое разрешение обстоятельств ему не приходилось. Но энергия добравшегося до долговой ямы мыслителя в этот момент уже готова была к воплощения в Книгу.
                ?
    Самая современная ( для 19-го века ) технология
( стенография ) позволила Достоевскому «совершить невозможное".

    Прожив пару недель вместе со своей новой секретаршей-стенографисткой, с ней не расставаясь ( Достоевский только диктовал,  став одним из первых писателей - "диктаторов" ), пережив со своей помощницей, буквально душа - в душу, всю эпопею своего романа "Игрок", Ф.М.  смоделировал судьбу двух разумных существ, мужчины и женщины, оказавшихся вместе на необитаемом острове.
Как естествоиспытатель и экспериментатор, Достоевский еще раз продемонстрировал, что  мужчина и женщина, это - нерасторжимая пара. Даже, если - выбора нет. Или, наоборот, - благодаря этому. К концу короткого писательского марафона на выживание, Федор и Анна знали друг друга - как облупленные. Вскоре писатель и его фанатка поженились, восполнив свои "половинки" - до единого целого.
     Финансовые обстоятельства жизни были  подправлены, роман - написан и сдан в печать.
   
     ...О, царь человеческий, только пав с небес до нищеты земной, ты находишь силы для продления  утратившей уже всякий смысл собственной жизни! 
     Только в неустанном движении души твоей вверх и - вниз, и снова - вверх, -  наши надежды.    

     Слава тебе, честь и хвала, Царица наша Небесная!
 Неистребимы плоды деяний твоих, во веки - веков.
 Наша надежда - любовь.
 Веруя - живем.


Рецензии
Для всех разумных людей он останется великим писателем. На Ваши рассуждения о сумасшедшем писателе лучше всего сказано в том же Писании: "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду божьему; кто же скажет брату - пустой человек - подлежит верховному судилищу; а кто же скажет "безумный", подлежит геене огненной"./гл.22 от Матфея/. Я надеялась прочесть литературную статью о романе "Игрок".
А оказалось, что писатель не угодил Вам своей фамилией и тем, как он распорядился своей личной жизнью. Ната Асеева.

Ната Асеева   08.11.2011 19:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ната. Я хотел бы вернуться к изучения Вашего творчества.
Вы произвели на меня сильное впечатление. Достоевский угодил мне всем.
Я восхищаюсь Достоевским. А история его женитьбы - пример единения душ ( мужской и женской ). Женщина спасла мужчину - что характерно. Не Достоевский нехорош, а я - в качестве писателя. С уважением, Владимир.

Владимир Середа   08.11.2011 20:34   Заявить о нарушении
Изучайте Достоевского, мои скромные литературные опыты с сугубо женским мироощущением слишком далеки от мастерства. Успехов, Ната.


Ната Асеева   08.11.2011 21:19   Заявить о нарушении
Вот и чудесно. Если мы с Вами останемся на необитаемом острове вдвоем ( как Достоевский с Анной ) верю, что мы поладим. Я верю в то, что борьба полов за свободу - временное наваждение, козни дьявола.
О Достоевском не обязательно говорить в патетическом тоне, великие люди - живые.

Владимир Середа   08.11.2011 21:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.