На тропе из романа

Как только Куне вышла на крыльцо,старуха-знахарка повесила ей на плечи свой мешок:
–Иди за мной,–буркнула она еле слышно и двинулась вперед.
Они шли долго.Плечи Куне ныли под тяжестью старухиного мешка.Что она туда положила?Камни?Идем,идем…куда она меня ведет?Дом нужно прибрать,постелить гостье… Вечером нужно приготовить русскому чай… как я вернусь домой?… Сколько эта фрау будет у нас?А если вздумает увезти русского в Россию?Кто будет его лечить?Как я буду без него?Море вынесло его для меня,для моего счастья…
Невозможно тащить этот мешок… и как скажешь?Она старая,а я молодая и мне тяжело…как же она такую тяжесть-то носит?
Куне шла,обливаясь потом,задыхаясь от усталости,а старуха шагала впереди как ни в чем ни бывало,даже прибавила ходу–да так,что Куне уже не могла успеть за ней и начала отставать.
–Ирма!Постой! Да подожди же!–та шла,не оглядываясь.
–Подожди,я больше не могу,–ноги подкосились и Куне,споткнувшись о камень,упала на колени прямо в мокрую грязь,–постой же!Помоги мне!
Старуха как будто ждала этих слов.Тут же остановилась в отдалении,повернулась к ней:
–Что это с тобой?Ты даже встать не можешь?
–Ирма,ноша так тяжела,что я просто задыхаюсь,–Куне,не в силах подняться,уперлась руками в грязь,чтобы не упасть лицом.
–Неужели?В моем мешке сушеные травы да корешки,деревянные ложки да плошки…
–Я не знаю,но мне оттянуло все плечи… можно мне снять твой мешок…отдохнуть…вон там на камень присядем…
–Нет,нам нужно спешить.Поднимайся и иди за мной.–Она протянула Куне свою палку.
–Возьми...–Развернулась и снова двинулась вперед.
Опираясь на палку старухи,Куне встала и поплелась за ней.
Наконец они вышли к хижине,одиноко стоявшей на вершине утеса.Было слышно,как море со злым шипением набегало на камни,разбивалось и отступало восвояси,перекатывая грохочущие валуны и скрежещущую гальку.Ветер неистово рвал одежду,стараясь сбросить в море идущих по узкой тропе женщин.Куне цеплялась руками за редкие кусты,ноги проскальзывали по гладким мокрым камням.
Эта старуха решила избавиться от меня…Что я ей сделала плохого?…Почему она так со мной?
В этот момент ветка,за которую она ухватилась,хрустнула,нога соскользнула…у Куне не было сил сопротивляться падению,не было сил  позвать на помощь… В отчаянии она вцепилась в торчавшие из земли камни,распластавшись на тропе…Замерла,боясь шелохнуться,зажмурила глаза–образ русского моряка смотрел на нее иконой из старого сундука.Микаэль-любовь моя!
–Господи,спаси!–беззвучно прошептали пересохшие губы.
Открыв глаза,она увидела перед собой руку…На миг ей показалось,что это рука любимого,но сухие жилистые пальцы схватили ее за запястье и потянули вверх.Старуха помогла Куне встать,дала опереться на свое  жилистое сутулое плечо,обхватив за талию:
–Двигай,двигай ногами,–услышала Куне ее скрипучий шепот над самым ухом…
Наконец,они зашли в дом.Знахарка усадила обессилевшую женщину на лавку,а сама пошла к очагу.Куне провалилась в черноту…

Тишина.Едва различим плеск волны,стук калитки–глухой и далекий.Тепло.Куне открыла глаза: мерцающий огонек масляной лампы выхватывал из темноты спокойное лицо Ирмы и сжатые в замок руки,лежащие на столе.
–Проснулась?Вставай,я жду тебя пить чай.
Куне вспомнила обломившуюся ветку,протянутую руку,тяжелый мешок за плечами,которые тут же заныли…Нужно бы умыться,я же вся в грязи…
–Где можно умыться,Ирма?–Куне было неловко,что она не справилась с поклажей.
–Иди к столу,я тебя уже умыла,–сказала Ирма с улыбкой.
Куне посмотрела на свои руки–чистые,платье–сухое,ноги обуты в мягкие каньги из оленей шкуры.
–Что произошло?Я ничего не понимаю…
–Разве?–Ирма пристально посмотрела…казалось–в самую душу.Налила чай,подвинула Куне:
–Разве ты ничего не поняла?
Куне знала,что от старухи ничего не скрыть,ей ведомы самые потаенные мысли и желания…Устыдившись своего лукавства,она опустила голову.Но слез не было.В висках застучало:«Что она от меня хочет?»
–Разве ты не поняла,что я от тебя хочу?–снова повторила старуха.
–Нет.Нет,я не понимаю…Что я сделала не так?В чем я виновата?
–Хорошо.Я тебе помогу.–Ирма отхлебнула чай,приглашая озадаченную женщину последовать ее примеру.
–Пей–это хороший чай,он успокоит и даст тебе силы…и ума,–добавила она с усмешкой.
Куна начала пить чай–вкусный,ароматный…повеяло яблочным садом.Она молчала и ждала:что ей скажет Ирма.
–Как тебе показался мой мешок?
–Тяжелый.Как ты его носишь?
Ирма кивнула на стоящий у ее ног мешок.
–Этот?
–Да,–Куне узнала заплечный мешок знахарки.–Да,этот.
–На,–старуха протянула поклажу,–попробуй,подними.
Куне взяла мешок,ее рука дернулась вверх,потому что он оказался легким.
–Ты накидала камни,чтобы мне было тяжело!Но…зачем?
–Нет.Ты несла этот мешок!
Куне ничего не понимала.
–Но почему мне было так тяжело?
–Потому что это мой мешок…мой!–Ирма выдержала паузу,–а несла его ты.
–Да,твой.Ты попросила помочь…
–Да…помочь…Видишь ли,когда человек взваливает на себя чужое,часто оно оказывается ему не по силам.Я ведь говорила тебе,что моряк с тобой не останется,он не твой…Сонищко приехала к нему,они друг для друга–все,они живут друг другом.Если ты встанешь междуними,это будет большой грех.
Ты еще встретишь своего человека,Куне.Твоя жизнь изменится,если ты отпустишь моряка и будешь за ним просто ухаживать,лечить…для жизни…и для Сонищко…Она скоро уедет–девочка дома…только поэтому она уедет…
–Ирма,я его люблю!Ты не представляешь,как я его люблю…я только о нем и мечтаю…
–Нет,ты любишь не его,а тот образ,что в твоем сундуке…
–Что?–испугалась Куне.–Как ты знаешь про сундук?
–Я много чего знаю…и поэтому говорю тебе:продолжай любить тот образ и придет к тебе другой человек.Любовь придет.
Куне чувствовала, что старуха права, но была еще не в силах отказаться от любви–такой желанной,такой близкой. Она прятала глаза, глядя на свое отражение в чае.Ирма видела ее смятение: «Началось твое восхождение девочка!Восхождение твоего духа!»


Рецензии