Героическое Братство Дружбы Народов

Интервью достопочтенного Тэрасавы – сэнсэя
Для телепрограммы «Дружба народов» ТРК «МИР»

Героическое братство дружбы народов
24 октября 2010 года, г. Алматы, Республика Казахстан.

Уникальные свойства характера казахстанцев

Ведущая Саида Укебаева:
- Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу студию.

Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё! Добрый день! Благодарю за приглашение.

Ведущая Саида Укебаева:
- Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй, вы уже не первый раз посещаете Казахстан. Что во взаимоотношениях разных народов, проживающих в нашей стране, производит на вас самое большое впечатление?
  Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Впервые я посетил Казахстан в 1991 году, всего за несколько месяцев до распада Советского Союза, и получения Казахстаном независимости. Это был уникальный шанс побывать здесь в тот переломный момент когда политическая ситуация во всём мире изменялась очень стремительно. Как странствующего буддистского монаха, много лет путешествующего по миру, меня по приезду в вашу страну, больше всего, впечатлило мощное народное движение за закрытие Семипалатинского ядерного полигона. Весть об этом движение стала одной из главных причин, побудивших меня приехать в Казахстан. Я родился в Японии. Моя Родина была первой страной в истории человечества, испытавшей ужасную трагедию взрывов атомных бомб. Поэтому, я хорошо понимал, сколь много людей пострадали от радиации после ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Это понимание рождало у меня, как буддистского монаха и гражданина Японии, солидарность с казахстанцами. Но по-настоящему главную причину того почему ещё во времена Советского Союза народ Казахстана инициировал мощное антиядерное движение я осознал только когда приехал в вашу страну.

Благодаря тому, что на этой земле всегда жило множество разных народностей, в характере казахстанцев сильно развились основополагающие чувства: человечность, братство и взаимопомощь, а так же забота о будущем всего человечества, почтение к природе и жизни на Земле. В Казахстане всегда сосуществовали множество различных вероучений, этносов, языков. Издревле этот край - необъятная степь в центре Евразии, был открыт всем сторонам света. Поэтому на протяжении нескольких тысячелетий множество различных племён и народов то приходили сюда, то уходили отсюда. Во время этого долгого исторического процесса множество народностей сосуществовали здесь и созидали целостную уникальную духовную традицию, основой которой, как я уже говорил, были человечность и свободолюбие, почтение к природе и забота о жизни на Земле. Это выражалось в солидарности всех людей друг с другом, со всем животным и растительным миром, составляющей первооснову уникального мироощущения, которое объединяет все различные народности, проживающие в Казахстане.   

Ведущая Саида Укебаева:
- Что могли бы позаимствовать у Казахстана другие страны Центральной Азии из его опыта установления межнационального согласия, учитывая его актуальность на фоне недавних трагических событий на юге Кыргызстана?               
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Как странствующий буддистский монах, я так же посещал и Чечню. Отец одного моего чеченского друга рассказывал мне о том, что пережила их семья во время депортации в Казахстан. Он говорил мне, что в то время когда они жили здесь однажды к ним зашли, размещённые по соседству с ними, пленные японские солдаты. Они были очень голодны. Чеченцы поделились с ними последними остатками хлеба и молока, кроме которых, у них самих не было никакой другой еды. Эта история глубоко тронула мое сердце. В ней выразился сам дух гуманизма, царивший в сердце и разуме большинства казахстанцев. Вне зависимости от того откуда они пришли, какой они были национальности и религиозной принадлежности - все они вместе разделяли тяготы жизни и помогали друг другу избежать смерти. Это породило глубинные сострадание, солидарность и братство, ставшие основой Казахстанского общества и первопричиной уникального антиядерного движения, поддержанного всеми народом вашей страны. А после получения независимости Казахстан стал первой страной добровольно отказавшейся от всего ядерного оружия, доставшегося ему после распада СССР. Это продемонстрировало человечность и миролюбие народа Казахстана  и стало прекрасным примером для всего международного сообщества.

Вот уже на протяжении 20 лет в вашей стране осуществляются уникальные социальные преобразования и процесс государство – строительства, основой которых являются вызревшие во время многовековых трудных испытаний истинные чувства миролюбия и сострадания, открытости и толерантности, солидарности и человечности. Сохранение и развитие этих душевных свойств, вселяет веру в будущее Казахстана, и является ключом к избавлению от угрозы религиозных конфликтов и столкновения цивилизаций в Центральной Азии.

Об Ассамблее Народов Казахстана

Ведущая Саида Укебаева:
- Вам недавно довелось побывать на заседании Ассамблеи Народов Казахстана. Что вы думаете по поводу этого общественного института?
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Да, я удостоился чести попасть в число гостей получивших специальное приглашение на заседание Ассамблеи Народов Казахстана во время участия во Всемирном Форуме Духовной Культуры, проходившем 18-20 октября этого года в Астане. Для меня это стало уникальной возможностью увидеть своими глазами всю процедуру заседания Ассамблеи под  председательством Президента Назарбаева. И мне кажется очевидным, что лидер страны и Нации серьезнейшим образом беспокоится о важности гармоничного сосуществования всех народностей проживающих в Казахстане и трепетно заботится о поддержании согласия и сотрудничества для построения единого общества и единого народа Казахстана. Ассамблея является уникальным конституционным и политическим институтом, созданным для достижения этой благородной цели, демонстрирующим волю руководства страны к политическому диалогу.  Я, впервые принял участие в заседании Ассамблеи Народов Казахстана и пришёл к выводу, что она является примером одного из самых уникальных демократических институтов в республиках Центральной Азии.

Ведущая Саида Укебаева:
- А существует что-то подобное в Японии?
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Нет, моя страна довольно моноэтнична и у нас нет такого политического института.

 Великий Шёлковый Путь для Казахстана и Японии

Ведущая Саида Укебаева:
- Какими вам видятся перспективы развития взаимоотношений между Японией и Казахстаном? Что эти две страны могут предложить друг для друга?
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- С культурной точки зрения моя страна – Япония была конечным восточным пунктом Великого Шёлкового Пути, который с древнейших времён связывал её с Казахстаном, расположенным в центре этой исторической трассы, являвшейся феноменальным средством взаимодействия народов в сферах: культуры, религии, торговли, знаний, науки, личных контактов и диалога цивилизаций. Моя родина – это архипелаг очень маленьких островов, расположенный в океане. Наш народ с самого начала своего государство – строительства развивался  культурно и духовно благодаря плодам взаимодействия цивилизаций и народов Великого Шелкового Пути. Это касается всего - и литературы, и технологий, и искусства, и политической системы, образования и науки, искусства и духовных посланий великих святых основателей мировых религий – прежде всего Будды Шакьямуни. Наша маленькая страна стала продуктом развития долгой истории всего Великого Шёлкового Пути. С этой точки зрения между Японией и Казахстаном существует многовековая взаимосвязь. В древности мы воспринимали ваши послания и знания, ваши искусство и духовную культуру на основе которых мы и построили свою страну. Таким образом, мы ваши должники и это обязывает нас поделиться  нашим общим историческим опытом с новым независимым Казахстаном, развивающим самосознание своей Нации для дальнейшего успешного государство – строительства. С самого начала нашей истории нас объединяет очень многое. И теперь, когда закончилась «холодная война» и исчез «железный занавес», нам уже ничто не мешает возобновить нашу многовековую взаимосвязь, для которой нужно наладить множество контактов на всех уровнях: в культуре, образовании, торговле, музыке, искусстве, туризме и студенческом обмене. Нам необходимо взаимодействовать во всех сферах для открытия новой главы Великого Шёлкового Пути в XXI веке.

Саки – мировоззрение глобального пробуждения

Ведущая Саида Укебаева:
- Последователи Учения Будды в Казахстане будут рады тому, что вы посетили нашу страну. Из ваших уст они смогут услышать о том как применять Учение Будды для того чтобы оно приносило пользу в современном мире. Не могли бы вы рассказать для казахстанцев, неискушённых в буддизме, об истории возникновения этой религии и её исторической связи с нашей страной?
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Моя Родина была традиционно буддисткой страной. Великое послание мудрости Будды приходило к нам из Индии через Центральную Азию благодаря буддистским монахам, которые более 20 веков назад странствовали по  Великому Шёлковому Пути из Индии через Центральную Азию в Китай и далее на восток вплоть до Японии. Я, как и они, но уже в XXI веке путешествую по Центральной Азии, создавая новый этап движения странствующих монахов Великого Шёлкового Пути нового времени.
Само же Послание Будды в момент его возникновения, являлось новейшим серьёзным переосмыслением доисторической мудрости, ставшей первоисточником не только буддизма, но и всех мировых религий. Образ жизни странствующих буддистских монахов называется Дхармой Шраманер. Это название происходит от древнего слова «шаман», обозначавшего духовных странников древних кочевых народов. Казахстан испокон веков был главным театром – центральной сценой обширной степной зоны соединявшей дальний восток с западной Европой и Сибирь с южной Индией. Здесь на этом открытом пространстве пересекались дороги всех духовных странников древности, по которым путешествовали первые шаманы. Они были созидателями уникальной духовной кочевой культуры доисторической эпохи, сложившейся ещё до появления оседлых цивилизаций и мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эта духовная культура древности накапливалась духовными странниками Центральной Азии и стала основой огромного общего культурного пространства, раскинувшегося через весь Евразийский простор и покрывшего собой: восточную Европу и Украину, Кавказ и всю Центральную Азию, Сибирь и Монголию, северный Китай и Корею с Японией. Это пространство единой духовной культуры было создано кочевым народом из степей Центральной Азии, который везде называли похожими именами: саки, скифы, скиты, шакьи. Кем же они были?
Они были древнейшими кочевниками, объединившими весь Евразийский континент на основе универсальной духовно-культурной общности. Величайшими империями в истории считаются государственное объединение созданные Александром Великим, Чингисханом и Темирланом, а так же огромные Российская Империя и Советский Союза, под властью которых находились ваша земля в XIX - XX веках. Но гораздо раньше, ещё в доисторические времена, древнейшие кочевники уже распространили своё влияние на обширнейшую территорию. И мы можем назвать этот факт уникальным примером древнейшей формы духовного правления, которая объединила все племена и народы, проживавшие в степном поясе Евразии. Это объединение можно назвать сако-скифским духовным союзом. Он состоял из множества племён и народностей, проживавших автономно, но осознававших себя одним целым. Это самосознание стало первоисточником духовной культуры, прародиной которой были степи Центральной Азии, Алтай и Тянь-Шань, затем она распространилась на Памир, в Гиндукуш, Гималаи и наконец в Индию, где и родился Будда. Его звали Шакьямуни, что означает «Святой всех саков» - потому что он родился в роду саков. Таким образом, Будда олицетворяет все многообразие и богатство духовной культуры, созданной саками - кочевым народом, объединившем все евразийские народности в единый духовный союз открытых и свободных племён, в котором не было императоров или царей, и, вообще, никакого центрального правительства. Но при этом все народы сакского союза жили в одном едином братстве, дух которого был коренной основой мудрости Будды Шакьямуни. С этой точки зрения послание Будды было выражением квинтэссенции мудрости духовной культуры кочевых народов вышедших из степей Центральной Азии.

Для понимания всей многовековой уникальной преемственности духовной культуры Центральной Азии необходимо новое переосмысление духовных корней всего человечества. Не только буддизм, но и все известные мировые и традиционные религии Евразии, включая ислам и христианство, своими корнями уходят в эту древнейшую обще-евразийскую духовную культуру шакьев – саков. До сих пор, живущие на этой земле люди, бережно хранят её наследие, доставшееся им с глубокой древности - они по-прежнему так же открыты всем людям, народам и религиям. Понимая это, я призываю народы Казахстана и всей Центральной Азии заново осознать своё единство. И на основе такой самоидентификации, вновь уже в XXI веке, перед лицом политических вызовов современности, возродить этот исконно присущий вам уникальный дух. И подобно сако-скифам, объединившим все племена от Европы до Дольнего Востока на основе общих идеалов героического братства дружбы народов, привести к осознанию единства цивилизации, народы и религии всего мира. Такое возрождение откроет Новую Эру Глобального Духовного Пробуждения.

Суть Учения Будды

Ведущая Саида Укебаева:
- Расскажите, пожалуйста, об основах Учения Будды.
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Суть учения Будды в том, с каким отношением  мы проживаем каждый день. Это не имеет ничего общего со слепой верой, какими-то философскими измышлениями, теологией или доктриной. Самое главное в том насколько мы максимально приближаем наши будни к духовной практике и руководствуемся в ней мудростью и состраданием Будды. Это выражается в стремление почитать всех и всё что нас окружает. Через такое почтение мы освобождаемся от всех видов дискриминации и от любой розни. Всё взаимопроникновенно и всеобъятно, ничего не может быть отвергнуто. Все и всё целостно,  равно и уникально. Мы почитаем всё как одно целое, ничего не принижая и не исключая. Благодаря такому почтению и состраданию мы живём одной жизнью со всей вселенной. Ведь если углубиться в мудрость и озарение Единственно Просветлённого, то невозможно обнаружить никаких разделений. Всё взаимосвязано и неотделимо друг от друга. Жизнь и смерть, земля и небо не существую друг без друга. Нескончаемый беспредельный космос и вселенная, а так же все живые и не живые существа, живая и не живая природа – всё это вместе является вечной жизнью одного тела, которую мы почитаем во всём и в каждом как самих себя. Такова суть мировоззрения, согласно которому нам следует вести себя в ежедневной жизни.
 
Кушаны – возрождение золотой эры Центральной Азии

Ведущая Саида Укебаева:
- О чём вы сами хотели бы сказать в сегодняшней беседе?
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Когда на заре нашей эры послание Будды пришло из Индии в Центральную Азию, здесь начался воистину золотой век самой мирной духовной цивилизации созданной на основе буддизма. Этот период называется эпохой буддизма Гандхары, которая стал результатом эволюции уникальной конфедерации различных племён и народов, проживавших на территории современных: Алтая, всей Центральной Азии, Афганистана, Пакистана, северной и центральной Индии. Это было первым уникальным политическим объединением всех народов этого огромно региона в одном государстве – Кушанском Царстве, которое создало самую мирную цивилизацию, основанную на высочайших идеалах гуманизма, раскрытых посланием Будды. Кушанская конфедерация была посредником между Римской Империей и Китайской династией Хань. В ней образовалась комбинация цивилизаций: Рима и Персии, Индии и Греции, Центральной Азии и Китая. Она стала центром мировой цивилизации и создала первую глобальную рыночную экономику на основе первой международной валюты, чеканившейся в ней. Это было временем золотой эпохи Великого Шёлкового Пути, которую нам сегодня нужно возродить.

После того как распался Советский Союз и республики Центральной Азии получили независимость в их взаимоотношениях чувствуется недостаток понимания перспектив общего будущего. Необходимо создать новое социальное, культурное, духовное и политическое движение которое сможет возродить идею союза и конфедерации Кушанского Царства. Это позволит вашей стране занять центральное место в международных политических процессах по объединению крупнейших мировых цивилизаций, экономических и культурных центров. Здесь в Центральной Азии вы сможете объединить Индию, Россию, Китай, Запад, а так же Христианский и Исламский, Буддистский и Индуистский миры. Такое возрождение идеи духовного правления конфедерации Кушанского Царства откроет блестящее будущее для всех народов Центральной Азии.            

Уникальная надежда на светлое будущее связанна с тем, какую роль могла бы сыграть Центральная Азия в установлении мира на Земле. Да, Конфедерация Кушанского Царства, создала на заре нашей эры самую мирную цивилизацию в истории человечества, распространявшую своё влияние на всю Центральную Азию, Пакистан, Афганистан, Кашмир и Индию. Но сегодня мы все видим, что этот регион стал самым опасным местом на планете. В Афганистане идет война с терроризмом. Индия и Пакистан, которые являются ядерными державами, никак не могут урегулировать разногласия из-за Кашмира. Этот регион может стать очагом ядерной войны. Как же нам предотвратить эту опасность и вернуть мир? Ответ в идее возрождения Кушанской Конфедерации ради предотвращения ядерной войны в этом регионе. Всем республикам Центральной Азии и в первую очередь Казахстану необходимо взять на себя коллективную инициативу о возрождении миротворческого движения Кушан, что поможет устранить угрозу возможного применения ядерного оружия в Афганистане, Пакистане, Индии, а так же полностью избавиться от ядерного оружия на Земле. Атомную бомбу имеет уже Северная Корея, и велика вероятность того что ей обзаведётся Иран. И кто знает, сколько может ещё появиться новых ядерных держав в ближайшем будущем? К тому же в любой момент Пакистан и Индия могут вовлечься во взаимный обмен ядерными ударами. Таков ужасный сценарий беспросветного будущего для всего мира и предотвращение его является самым срочным делом, в осуществлении которого нельзя терять ни минуты. Я призываю Казахстан и его народ в срочном порядке взять на себя лидерство в активном осуществлении инициативы межгосударственного глобального миротворческого движения за единение стран Центральной и Южной Азии ради освобождения всего мира от ядерного оружия и терроризма.

Ступа – национальный символ мира

Ведущая Саида Укебаева:
- Спасибо. Самыми священными сооружениями буддизма являются ступы. Что вы думаете о возможности постройки Ступы в Казахстане?
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Вот уже 40 лет я веду образ жизни странствующего буддистского монаха. В первые 20 лет моей монашеской жизни я практиковал в Европе. Тогда в ней была велика вероятность ядерной войны между коммунистическим и капиталистическим блоками, разделившими её на два враждебных лагеря. Как буддистский монах я странствовал по Европе и молился за мир, ударяя в барабан. Тогда я организовал и провёл множество маршей мира для того чтобы инициировать массовое народное миротворческое движения, которое окрепло и в конце концов разрушило берлинскую стену. Благодаря этому движению закончилась холодная война и Европа обрела единство. Сегодня там нет опасности ядерной войны. Во время пика этого миротворческого движения в английском городе Милтон-кинс была построена первая Ступа – Пагода Мира в Европе. Она стала символом единства всего миротворческого движения. Позднее была построена Пагода Мира в Лондоне и её объявили центром безъядерной зоны. Я был инициатором и руководителем проектов возведения этих двух ступ.

Сегодня в Центральной Азии, как я уже говорил, так же необходимо инициировать народное межгосударственное миротворческое движение возрождения золотой эпохи Кушан и вновь создать великую духовную цивилизацию мира ради избавления человечества от угрозы ядерного апокалипсиса. Для инициирования такого миротворческого движения я хотел бы обратиться к правительству и народу Казахстана с предложением построить Ступу в вашей стране. Она подобно ступам в Европе, станет символ Нового Мирного Духовного возрождения – ренессанса Движения Кушан. Ведь во времена расцвета Кушанского царства, в буддизме Гандхары, ступы были духовными центрами пацифизма. Опираясь на этот исторический фундамент, я призываю вас поддержать инициативу строительства Ступы на земле Казахстана, как символа нового Евразийского миротворческого движения XXI века.
Ступа является не только буддистским символом. Традиция её возведения исходит от сакских курганов. Недалеко от Алматы в одном из таких курганов было обнаружено полное золотое убранство «сакского принца» - Алтын Адам, ставшее символом Казахстана. Именно сакские курганы Центральной Азии являются прообразами Ступ, в которые закладывались священные реликвии Будды Шакьямуни. Таким образом, между ними существует прямая связь. И будет совершенно уместно построить Ступу в Казахстане, не только как символ возрождения нового миротворческого духовного движения Кушан, но и возрождения  древнейшей духовной традиции саков в XXI века. Ступа в Казахстане может стать национальным символом мира и дружбы народов. Таким будет сегодня моё последнее слово к правительству и народу Казахстана.
 
Надежда для мира на Земле

Ведущая Саида Укебаева:
- Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй, от лица наших телезрителей я хочу поблагодарить вас за  участие в нашей программе и пожелать всего самого наилучшего. В заключении, прошу вас, высказать свои благопожелания нашим телезрителям. 
Достопочтенный Тэрасава-сэнсэй:
- Этот мой визит в Казахстан прошёл замечательно. Я получил прекрасный опыт участия во Всемирном Форуме Духовной Культуры в Астане, который удостоверил меня в том, что с Казахстаном и его народом связана  великая надежда на установление мира на нашей Планете. Я искренне молюсь за то, чтобы великий дух саков воскрес в сердце каждого казахстанца и чтобы вы смогли исполнить свою божественную миссию. Я нисколько не сомневаюсь в том, что вам это по плечу. Всего вам самого наилучшего!

 Ведущая Саида Укебаева:
- Большое спасибо. Светлого вам Пути!


Рецензии