Х-психосоматика - ответы на вопросы-
1. Когда человек заболевает, мы часто говорим: «Ну, это психосоматика». Что на самом деле обозначает это слово? Идет ли речь о преображении психологического конфликта в физические симптомы или же о болезни, вызванной множеством причин, среди которых ведущую роль играют эмоциональные факторы?
Во всех случаях речь идет не о внешних конфликтах, а о внутреннем психическом конфликте. Внешних может быть множество, а внутренний – их общее конечное звено.
Трансформация внутреннего конфликта в телесные симптомы может протекать двумя способами
А) Специфический, или непосредственная трансформация – т.н. конверсия. При этом возникают отдельные телесные проявления (психосоматические симптомы), являющиеся своего рода символическими высказываниями подсознания, отражающими содержание конфликта и отношение к нему. Например, «не могу это видеть» - и отсюда нарушение зрения, «не могу это слышать» - и далее расстройство слуха и т.п. Подобные нарушения называются конверсионными. Ранее, с клинической точки зрения, считалось, что они возникают достаточно редко, лишь у людей с определенными чертами личности. Сегодня картина представляется несколько иначе: в поле зрения медиков попадают лишь ярко выраженные конверсионные расстройства. А в случае микроконверсионных расстройств, когда степень выраженности симптомов не так велика, человек чаще обращается к психологу или народному целителю. Именно с подобными вариантами связаны случая «чудесных» исцелений – поскольку конверсионный симптом может уйти сразу и навсегда.
Б) Неспецифический, истинно психосоматический – самый распространенный вариант. Здесь причиной недуга становятся «замороженные» в теле эмоции, превращающиеся в разрушительную силу. Ранее было принято считать, что таких болезней существует ограниченное количество (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, сахарный диабет, гипертиреоз, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, а также «неврозы органов») Современная же точка зрения заключается в том, что психосоматические факторы участвуют в протекании бОльшей части болезней (по разным оценкам, от 2/3 до 4/5). При этом есть «более» психосоматические болезни (вышеперечисленные) и «менее» психосоматические (органические). Но даже при органических расстройствах психосоматика все равно оказывает значимое влияние на протекание болезни.
2. Другая заезженная теперь формулировка – тело помнит. Что означают эти слова на самом деле? Чем меньше мы осознаем какое-нибудь печальное событие или стресс, тем сильнее становится его воздействие на тело? Память о событии остается в теле и выражается через физические симптомы?
«Тело помнит» – это лишь метафора. На самом деле, «тело помнит» не означает, что помнят мышцы-кости или печенка-селезенка, они неспособны запоминать информацию в психологическом смысле. Поскольку память – прерогатива нервной системы. Помнит мозг, и «телесная память» хранится в мозге, а в теле отражается-воспроизводится по командам мозга.
При этом, если человек не переработал сознательно, а лишь вытеснил на уровне сознания, как бы «спрятал от самого себя» некоторый стресс – подсознание может ему напоминать об этом, воспроизводя телесные симптомы, связанные с неприятным событием. Делает оно это чаще всего для того, чтобы сознание изменило отношение к происшедшему, сделало для себя необходимые выводы, перестало себя обманывать.
3. До какой степени наше прошлое может повлиять на здоровье? Правда ли что качество наших взрослых отношений зависит от качества первых эмоциональных и телесных связей, что именно они влияют на формирование нашей психологии и биологии? К примеру, тяжелый развод родителей, который «портит» жизнь уже взрослого человека…
То, как складываются отношения во взрослом возрасте, несомненно зависит от раннего детского опыта (привязанностей, или бондинга). На это накладывается еще и т.н. сценарий, программа подражания родителям (своего пола) и выбора спутника жизни (похожего или полярно противоположного родителю другого пола). Именно подсознательное следование заложенному в детстве сценарию чаще всего и портит личную жизнь взрослого человека.
4. Почему разные люди, сталкиваясь с травмирующим событием, реагируют по-разному? Один сваливается от относительно легких происшествий (болезней), другой выкарабкивается из тяжелых форм на удивление врачей.
Адаптивные возможности человека существенно зависят от его эмоционального состояния и глубинной мотивации. Чем больше человек желает выздороветь (сознательно и подсознательно), тем с большей вероятностью это происходит (при прочих равных условиях), и он «выкарабкивается» из тяжелых болезней. Равно справедливо и обратное: если подсознание хочет заболеть – оно обязательно «находит» болезнь, или же создает ее.
5. Знакомо ли вам имя Мириям Брусс (Myriam Brousse)? Мы нашли ее историю и метод в французском журнале. Мириям – психотерапевт, основательница Школы клеточной памяти (ecoledememoirecellulaire.fr), автор книги "У тела есть память" (Votre corps a une m;moire) Ее история: серьезно заболев в 30 лет, Мириям Брусс придумала для себя метод лечения и назвала его "клеточная память": пациент рассказывает свою историю психотерапевту, который отслеживает в ней эпизоды печального опыта и записывает их. Затем он возвращается к этим эпизодам, отмечая, какую физическую и эмоциональную реакцию вызывает у пациента воспоминание о них. Освобождая их от сильной эмоциональной нагрузки, терапевт может постепенно восстановить то изначальное событие, которое вызвало, по определению Мириям Брусс, "первую морщинку" на теле. Так, одна из ее пациенток страдала от эмфиземы, и врачи не видели другого решения, кроме операции на легких. Работая с психотерапевтом, она сделала удивительное открытие. Оказалось, приступы удушья были вызваны тем, что ее мать носила корсет на пятом месяце беременности, чтобы скрыть ее. "Пережив зародышевую память пятого месяца, она смогла освободиться благодаря слезам, которые были вызваны этим физическим ощущением", - поясняет Мириям Брусс и делает вывод: "Так происходит процесс исцеления в памяти тела".
Как вы можете это прокомментировать?
С одной стороны, подобные техники работают – но это является общеизвестным. Новым, с объективной точки зрения, является только название
«клеточная память», которое также необходимо воспринимать не буквально, а как метафору. Речь идет о возврате в детство (возрастной регрессии) и осознавании тех травматичных эпизодов раннего эмоционального опыта, которые стали истоками внутреннего конфликта, и даже много лет спустя проявлялись в телесной форме. С этим работает множество методов психотерапии.
Что же касается описанного случая – с медицинской т.зрения там путаница в диагнозе\симптомах.
Свидетельство о публикации №211081501113