864 год. Изборск. Смерть князя

   Отрывок из романа «Крест Трубора»
               
1.
Хмурая, ненастная осень зарядила обложными дождями. Холодные ветры, дувшие с неблизкого Вендского моря1, откуда лишь два года как пришли по зову князя Гостомысла Словенского2 внук его Рерик с побратимами Трубором и Синавом3, пробирали насквозь любого, кто не укрылся в ту ночь за тёплыми бревенчатыми стенами. 
Тяжко умирал Трубор. В малой гриднице4, срубленной из цельных огромных брёвен, где в долгие зимние вечера собирались за хмельными медами близкие соратники, было сумрачно, тепло и сухо. В одном углу жарко натопленная печь, в другом углу против широкого, потемневшего от времени дубового стола, заставленного свечами, на устроенном ложе, крытом двумя медвежьими шкурами, лежал князь. Уже и жар отошёл, и муки отступили, и жизнь в нём едва теплилась, а пронзительно синих глаз князь не смыкал. Ждал Трубор суженую свою, дочь старого князя Гостомысла княжну Ильмену, за которой тотчас, как привезли его из Чудского бора, послали в Новгород. Княжна и сама должна была вернуться к Мокоши5, когда возлюбленные сговорились сыграть свадьбу наперекор отцу и в тайне от сидевшего у Белоозера Синава, которому она была обещана Гостомыслом6. Покупала княжна в богатом Новгороде с девушками-подружками и слугами свадебные подарки, каких ни в Пскове, ни в малом Изборске не бывало.
Путь от словен к кривичам не близок. Если ты ратник и не при тяжёлом вооружении, то доскачешь не раньше, чем за два дня. А если девица, то и того дольше. Тянул князь, Мару-Морену – Кащееву дочь7, просил подождать, не уводить ни в светлый ирий8, ни в чёрное пекло9. Не знал, куда ему уготован путь, с Ильменой хотел проститься…
Вину за собой чувствовал в том, что, поехав за данью к чуди, жившей по левому низкому берегу Чудского озера, из которого можно попасть по Нарве-реке в море, не надел кольчугу, вот стрела и пробила грудь, горлом пошла кровь. Потом начался огонь10.
Задумал Трубор весной, когда вскроется озеро, плыть на Нарву-реку и выбить из устья данов-варягов, открыть выход в море, соорудив славянскую крепость, свой кром11.
С данами у славян-ругов12, к которым восходили роды Трубора, и его побратимов Рерика и Синава, давние счёты. Много поколёний ругов бились с данами на краю славянских земель у стен Витемира и Рерика13, на славном острове Руяне у стен Арконы14.
Старое предание гласит, что с тысячу лет назад по южным и западным берегам Вендского моря жили только славяне-руги, по восточным берегам селились близкие родичи славян летто15, а по северным – чудь. К востоку от летто на бескрайней равнине жила та же чудь белоглазая16, а меж ними, у Ладоги, Белоозера, Кубены17 и далее к морю Белому, куда заплывает чудо-рыба кит, исконно жили русы – те, чьи предки пришли в незапамятные времена от берегов Студёного моря-океана, пределов которых ныне никто не знал. Были русы старшими среди славян и принимали в свои земли славянских переселенцев и с Дуная-батюшки и с Вендского моря, где шли бесконечные войны.
Волхвы вспоминали о великой суши в степях за Дунаем в те далёкие времена, когда руги успешно отражали военные походы галлов, белгов18 и прочих кельтов, приходивших с юга и запада, сами плавали вдоль берегов до городов на тёплых морях, где жили дальние родичи этруски, где потом утверждался грозный Рим. От той суши или от войн со скифами и сколотами19, постепенно садившимися на землю и становившимися скифами-пахарями или своими же родичами, пробивались гуртами к Вендскому морю чужаки-тюрки, а с ними иранцы-германии, бежавшие от гнёта далёких и могущественных фарсийских князей20.
Измученные скитаниями пришельцы селились возле ругов, пользуясь их добротой и покровительством, умыкали у кельтов женщин, плодились и множились, учились говорить подобно славянам-ругам, однако корёжа слова их данной богами речи до полной неузнаваемости. Так и не заметили руги, как появился подле них новый народ, вначале покорный и смирный, а позже, когда сильно возрос числом – воинственный и агрессивный не в пример угасавшим кельтам. Стали с тех пор называть их руги, а с ними все прочие братья-славяне – «немыми людьми» – немцами, и пошли от них беды и войны от тех и до сих пор…
Когда Трубор ещё не родился, Витемир и Рерик уже были захвачены князем-конунгом данов Готфридом21. Им убит был отец малолетнего Рерика князь Годолюб – глава рода рарогов, правивший в Рерике. А Умила Словенская22, дочь Гостомысла, скрывалась вместе с малолетними детьми и не покорившимися данам родичами в землях сорбов и лужичей23. Там и встретились ещё детьми Трубор, Синав и Рерик, вместе выросли, стали побратимами, позже взяты были в дружину старшего князя Рерика – Годолюбова сына. Давно это было…
Такие вот тяжкие мысли таились в остывающей голове умиравшего Трубора, когда ненадолго уходила из сознания княжна Ильмена – последняя любовь князя…
Имел князь жён и детей в земле лужицкой, там и остались они. И в здешних краях приглянулась ему изборянка Милана – «княжеская забава», как называли её за глаза злые дворовые бабы, стряпавшие, обшивавшие и обстирывавшие княжескую дружину.
Да вот и она, голубушка милая, забилась в уголок гридницы, прижала к себе завернутую в льняную пелёнку дочку-малютку. Назвала Милана малютку Княжаной – никого не послушалась, сама выбрала имя. Хорошо, что девочка, а не мальчик, не то загубят родную кровинушку злые люди нового князя. Пискнула доченька, словно услышала тяжкие мысли отца, и притихла. Плачет горько, неслышно Милана. Знает – не быть ей освящённой волхвами княжьей женою, быть ей в опале. Желанна ныне князю княжна родовитая с Нова-города словенского, да верно и ей за князем не быть…
Был Трубор ещё не стар, в самом расцвете сил, статен и собою хорош. Взяв в жёны Ильмену, желал породнился через неё со словенами, которых кривичи признавали старшими. Ждал Трубор княжну, да видно – не судьба…
Возле князя толпятся близкие воеводы-соратники. Все в великой кручине – не уберегли светлого. Что же будет теперь? Суров, грозен Рерик, севший в Ладоге на главном торговом пути. Вдруг не простит? Кого пришлёт княжить – неведомо, а изборские мужики и того хуже – мечи точат, верёвки вьют, из своих, кривичей, князя желают…
Никак не ожидали засады в землях чуди. Чудь ли это была или даны-варяги – поди узнай, когда их не взяли. Прогнали варягов лет с десять назад. Ан нет, опять забираются в чужие места, где смиренная чудь белоглазая платит дань кривичам. Сами хотят собирать меха, мёды и серебро, увозить для утех покорных и тихих белесых девушек чудских, какие им приглянутся.
А вдруг и не варяги то были. Что если свои, кривичи – сторонники убитого князя Вадима24 или какие-то другие заговорщики?…
Собирался Трубор с верными ратниками, да не успел заставу поставить на путях к морю за краем присматривать, выявлять намеренья данов, свей и прочих врагов из непокорной чуди, норовивших пробраться с недобрыми замыслами в земли кривичей по реке Великой, словен с Волхова и Ильмень-озера, русов с Кубены и Белоозера.
– Княже, ты слышишь нас? – время от времени вопрошал седовласый волхв-кудесник Корнило, сам родом с Руяна, и все следили за гаснувшими глазами Трубора. Они чуть вздрогнули, князь слышал и понимал, но ответить не мог. Иссякли последние силы. Не мог больше князь противиться Маре-Морене, в которую превращалась в его угасавшем сознании княжна Ильмена.
– Идём со мной, – приказала князю Дева Смерти со строгим холодным ликом и страшными тёмно-синими очами, взяла за руку и повела в глубокую, чёрную ночь…
– Преставился… – вздохнул тяжело Корнило, и, наложив сморщенные коричневые пальцы на веки князя, закрыл его опустевшие светлые очи…


*********************************  СНОСКИ ***************************
1. Старинное славянское название Балтийского моря.
2. Новгородский князь, правивший в словенских землях в 850 – 861 гг.
3. Рюрик (Рерик), Трувор (Трубор) и Синеус (Синав) – легендарные князья, призванные из-за моря в помощь словенскому князю Гостомыслу, потерявшему в войнах с норманнами: данами (предками датчан) и свеями (предками шведов) всех своих сыновей.
4. Помещение, где собирались на советы и на пиры князья, воеводы и старшие дружинники.
5. Осенний ведический (языческий) праздник, посвящённый богине Мокошь – покровительнице домашнего очага и семьи. Праздновался славянами 28 октября (жёлтня).
6. Русский драматург А.П. Сумарокова (1717 – 1777) в 1770 г. написал и поставил на оперной сцене трагедию «Синав и Трувор». Сюжет пьесы – трагедия княжны Ильмены, обещанной перед смертью старым князем Гостомыслом в жёны Синаву, но любившей Трувора и убившей себя, узнав о смерти возлюбленного. Узнав о смерти Трувора и Ильмены, Синав умирает от горя. Этот сюжет Сумароков взял из «Синопсиса» («Летопись о начале словенского народа»). Известно, что и Трувор и Синав умирают в один год (864) и вся власть над Северной Русью переходит в руки Рюрика. Это обстоятельство даёт повод некоторым исследователям полагать, что смерть двух князей-соправителей в один год – политический заказ Рюрика. 
7. Славянская, древнерусская богиня смерти (мора), по преданиям дочь (жена) Кащея Бессмертного.
8. Древнерусский ведический рай.
9. Древнерусский ведический ад.
10. Гангрена.
11. Древнерусская крепость, отсюда – кремль.
12. Племенной союз славян Белой (Ликовой) Руси – Ругии. С незапамятных времён владели юго-западным побережьем Балтийского моря и островами.
13. Нынешние немецкие города Висмар и Рерик (родной город Рюрика даже не сменил названия).
14. Центр Ругии, древний город-крепость, выстроенный на вершине меловой горы на острове Руян (ныне Рюген). В русских былинах остров Буян.
15. Предки литовцев и латышей, ближайших родичей славян, позже отнесённые учёными-лингвистами к балтской языковой группе.
16. Племена финской языковой группы, аборигены этих мест. Имели светлую кожу, волосы и светлую радужную оболочку глаз, отчего в старину славяно-русы называли их «чудь белоглазая».
17. Река в современной Вологодской области России.
18. Кельтские племена. Белги жили на юго-западном побережье Северного моря, галлы жили западнее Рейна. Прочие кельты, жили южнее балтийских славян на территории современной Германии, Австрии и Богемии. Были ассимилированы нарождавшимися в битвах со славянами германскими племенами.
19. Скифы, севшие на землю и сменившие кочевое скотоводство на земледелие. Праславяне Восточной Европы.
20. В середине I-го тысячелетия до Н.Э. в Центральную Европу переселялись бежавшие от засухи, охватившей Великую Евразийскую степь кочевники-тюрки, изгнанные из своих кочевий более сильными иранскими племенами (фарсийцами) С тюрками пришли и более развитые иранцы-германии. Очевидно, они и дали имя германцам, появившимся века спустя в результате этногенеза тюрков, кельтов, иранцев и славян.
21. Рерик был захвачен германцами данами в 808 г.
22. Словенская княжна, вторая дочь Гостомысла была выдана замуж за князя Ругов Годолюба, правившего а Рароге (Рерике). Был казнён Готфридом датским в 808 г.
23. Славянские племена. Их потомки сохранились до наших дней. В ГДР имели культурную автономию.
24. После того, как в 850 году северные славянские племена: Словене, Кривичи и Русь, объединившись под началом князя Гостомысла, освободились от норманнского (варяжского) владычества, изгнав захватчиков со своей земли, словенскому князю Гостомыслу, потерявшему в войнах всех своих (четверых) сыновей, почти десять лет удавалось сохранять единство племен, оберегая его от родовой вражды. Но в 861 году князь умер, сделав завещание своему духовнику волхву Бакоте. Дабы избежать междоусобиц, Бакота, созывает совет и заводит разговор о последней воле Гостомысла. По его словам, почивший князь завещал позвать на княжение сына своей средней дочери Умилы. Бакота утверждает, что боги услышали князя и волею своею повелели призвать Рюрика с дружиною в Ладогу. А братьям (побратимам) его – Синеусу и Трувору позволили взять под руку Изборск и Белоозеро. Многие внимают его речам, но есть и те, кто против княжения пришельцев. Один из противников – князь изборский, воевода кривичей Вадим. Он не имеет столь сильной и опытной дружины, как Рюрик, и потому должен бежать из Изборска. Вадим думает, что его время ещё придёт, и он сможет отомстить. Ненависть Вадима настолько сильна, что даже воля богов не может его остановить. Смерть, посланная богами, в конце концов, настигает Вадима…


Рецензии