Дорога домой. Записки из экспедиции

Позади было две недели экспедиции на Эльбрус. Жесткое высокогорное солнце пекло наши загорелые до черноты лица с запёкшейся сукровицей от полопавшейся кожи.

Спуск был резкий, скорее это был не спуск, а бегство в промежутке между заходами бурана. Экспедиция спустилась со скал Ленца к подножию горы за день, оставив позади  злобные снежные заряды и пляшущие молнии. От резкого перепада высоты мы разбухли как подушки, и кожа трескалась как земля в засуху. Но теперь всё уже было позади, и мы возвращались домой, растянувшись усталой вереницей на несколько километров по дороге, идущей вдоль кромки бездонного каньона.

Две недели в зоне недосягаемости телефонов. О существовании людей говорила только морзянка радиолюбителей, которые мужественно тянули акомуляторы и антенны на вершину горы, что бы на день радиолюбителя зарегистрировать передачу с высочайшей вершины Европы.
Солнце палило нещадно. Дорога бесконечной пыльной лентой виляла среди гор. По ней не ездил никто, кроме машины МЧС раз в неделю, и рюкзаки подвезти было некому.  Поэтому они гордо возвышались у нас за плечами, свысока поглядывая на  вспотевшие затылки.

Я догнала одного из радиолюбителей. Тот шёл, тяжело переступая и неся уже практически разряженные, но тяжелые аккомуляторы. На дне каньона серебрилась змейка реки, но тут наверху воды не было ни капли. Кто ходил в горы, тот знает, как безмерно тяжел там каждый грамм дополнительного веса, и хотя продуктов у нас уже давно не было, но рюкзаки с привязанным «железом», были всё равно неподъёмными. Потрескавшиеся до крови губы мужчины красноречиво говорили о том, что он не взял воды, сэкономив на лишни граммы. Закон гор очень жёсток – все, что тебе необходимо, ты должен нести сам, поэтому, он, молча, шёл, не говоря ни слова. Пыль облачками взлетала из-под ботинок при каждом нашем шаге, впереди ещё было более десяти километров.

-Хотите пить?

Этот вопрос дался мне с огромным трудом. В бутылке оставалось несколько глотков горячей от солнца влаги, и более всего мне хотелось сейчас выпить её, не отрываясь, залпом. Эти глотки были припасены на конечный подъём, как гарантия его преодоления. В душе боролись противоречивые чувства: закон выживания утверждал одно, а понимание, что человек может не выдержать без воды, требовал иного.

Глаза спутника смотрели на меня с надеждой и страхом, вдруг ему послышалось. Он, молча, опустил голову в полукивке не отрывая взгляда от моих рук, достававших бутылку из бокового кармана. Наконец он её увидел, маленькую полулитровую пластиковую ёмкость из-под минералки на три четверти уже пустую.

Теперь мы оба смотрели на эту спасительную бутылку. Группа растянулась так, что между идущими было расстояние до двух километров. Рассчитывать на помощь, в случае возникших проблем, никто практически не мог. А воды было так мало. Если вы когда-нибудь испытывали жажду пустыни, то вы поймёте чувства нас обоих. Я протянула ему бутылку и отвела глаза в сторону.

Жадность нехорошее чувство, но оно нахлынуло с такой силой, что я ощущала каждую каплю, что переливалась из горлышка сквозь запёкшиеся губы.
-Спасибо! – он вернул мне ёмкость, отпив ровно половину.
Это было очень мало, практически ничего, но в тот момент каждая капля означала пройденные километры пути под этим палящим солнцем. Я знала, чего ему стоило оторвать губы от горячего горлышка, и была очень благодарна, что он смог это сделать.
-У меня есть ещё энергия в аккумуляторах, хотите сообщить домой, что вы возвращаетесь? – предложение было настолько неожиданным, что я растерялась. Две недели без людей и связи. Дома остались дети, я назвала номер телефона, глядя на своего спутника как на небожителя.
Под этим немилосердным солнцем каждое движение давалось с трудом, но мужчина расчехлил станцию и начал рассыпать мелкую дробь морзянки. Потом всё собрал снова, я разочарованно вздохнула.

-Не беспокойтесь, сейчас станция в Черкесске свяжется с Суворовской, там тоже сейчас на связи наш человек, тот позвонит по проводному и потом так же через Черкесск мне сообщат ответ, мы можем пока идти, я на связи.

Мы, молча, побрели дальше, проклиная поролоновую спинку рюкзаков, которые грели как батареи центрального отопления. Я услышала оживление в наушниках спутника даже не слухом, а каждой клеточкой организма, смотрела ему в глаза и ждала чего-то совершенно невероятного, послания с другой планеты.

-Вас ждут! – только два слова, но, Боже мой, они перевернули душу, вдохнули свежие силы, вернули к жизни.

Теперь я знала, что мы дойдём, даже если пересохнут все реки на свете и солнце повиснет в нескольких сантиметрах от темечка. «Нас ждут! Нас ждут, потому что любят! Ждут, потому что за эти две недели не пришло ни одного известия от экспедиции! Нас ждут, потому что ждут!»
Вы когда-нибудь задумывались о дороге домой? Мы возвращаемся каждый день с работы, приезжаем из командировок. Это происходит так буднично, потому что это не может не произойти. Дорога домой, это то, чем заканчивается любой путь, она предрешена и потому незаметна.  Мы знаем, что нас ждут, потому что обязаны ждать!

Эта дорога была другой, она могла и не завершиться. Эта дорога могла быть занесена снегом на склоне Эльбруса, завалена пургой в палатке, она могла прерваться, разорванная надвое трещиной в леднике. Так много факторов могли прервать эту дорогу домой. И те, кто остались, знали это. Они слушали новости, смотрели в интернете погоду, вглядывались с порога на Эльбрус, пытаясь разглядеть нас, хоть маленькой точкой на белоснежном склоне. Те, кто остались, замерли, услышав чужой голос в телефонной трубке, произносящей имя их матери и облегчённо выдохнули, когда голос произнёс «они возвращаются!».

Это была удивительная дорога домой! Она была незабываема и для тех, кто шёл и для тех, кто ждал. Теперь каждый раз, возвращаясь, я чувствую удивительное послевкусие этой эльбрусской дороги. И я навсегда запомнила, что самая прекрасная дорога – это путь домой, и самое главное, что бы тебя там ждали!


Рецензии
Ну вот видите, есть же настоящие мужики!
Вообще, если следовать моему сложившемуся о Вас мнению, "защитники отечества" (из Вашего рассказа) рядом с Вами долго не держатся. Не сочтите за лесть, так сказать.

Аркадий Уйманов   13.11.2011 21:03     Заявить о нарушении
Вы провидец Аркадий!
Мы кажется коллеги по тренерской работе. Я борцов дзю-до тренировала. А у вас бои без правил?

Любовь Адонина   13.11.2011 21:12   Заявить о нарушении
Пробую по М1. Пока только пробую.
У меня кикбокс и тайский бокс. Сегодня вот ученички из Княгинино приехали, два золота привезли.
Вообще, я сварщик. Тренер лишь по совместительству.

Аркадий Уйманов   13.11.2011 21:20   Заявить о нарушении
Хорошее совместительство. Кто-то же должен мальчиков в мужчин превращать. Удачи вам и в жизни и в творчестве.

Любовь Адонина   13.11.2011 21:52   Заявить о нарушении
Вам тоже удачи и всех благ.

Аркадий Уйманов   13.11.2011 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.