Рим. Второй день. Капитолий

“Хотя исход у всех – летальный,
и не бывает исключений,
однако этот путь фатальный
прекрасен массой приключений.”
       И. Губерман


По поводу Капитолия у нас были разные мнемо- ассоциации. Включая и эту:
“Как-то вечером патриции
Собрались у Капитолия
Новостями поделиться и
Выпить малость алкоголия.” (В.Высоцкий)

Вот тут патриции и собирались. Мы стоим у подножья капитолийской лестницы.Что-то изменилось, конечно. Лестница Микеланджело Кардоната (1536) – та, что от нас справа, она-то и ведет к Капитолию. Лестница Арачели (1348) – та, что слева, ведет в церковь Санта – Мария ин Арачели,

Микеланджело вообще любил проектировать лестницы. И Леонардо – тоже. И Женя любит лестницы, правда, не проектировать, а так, вообще. Ради одной леонардовской мы ездили в замок Шамбор во Франции. Там она в виде двух закрученных спиралей. Когда  мы решились стать домиковладельцами, встал вопрос: с лестницей или без. Женино представление о комфорте непременно включало лестницу, а моё – раскраску стен. В результате пришли к компромиссу – синяя лестница. За то теперь мы фотографируем на ней гостей, получается эффектно.

Чувствую, моя ассоциативность выходит из берегов. Взберемся уже по микеланджеловской лестнице на капитолийский холм!
По дороге встретим двух львов-сторожей по обе стороны лестницы. Очень милые кисы египетского происхождения, привезённые из храма богини Исиды.
На холме же слева незнакомый монах.

 
По наряду и мрачности вида подумали было, что Савонарола, но отмели. Всё-таки Савонарола во Флоренции, и вряд ли поставили б памятник тому, кого осудили и сожгли.
Впрочем, не стали заморачиваться, вокруг столько всего! Как подарков на новогодней ёлке! А дома уж прочитала, что этого любителя плаща и капюшона зовут Кола ди Риенцо (Кола – это Коля, поскольку полное имя Николо). В 1347 году, развернув красный флаг (правда, не шучу), он повёл народ на Сенат (то есть сюда), захватил власть и стал диктатором. Но не надолго. У сына прачки и трактирщика, ценителя античности и Петрарки  не было чувства меры, много себе позволял, и быстро был свергнут. Правда, через несколько лет снова пришёл к власти, но правил только два месяца. Захотев сбежать с заднего крыльца Дворца сенаторов, он оделся торговцем углём и испачкал себе сажей лицо, но забыл снять драгоценности, и был убит толпой на том месте, где нынче мы видим этот памятник.  «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать».

Следующие герои этой лестницы были найдены при раскопках руин театра Помпея. Сыновья Леды и Зевса, говорят даже, что они вылупились из яйца, поскольку для интимного контакта с красавицей Зевс выбрал образ лебедя. Братья всегда были вместе, так что когда один умер, второй попросил у папочки смерти, но тот предложил другой вариант – отдать брату половину своего бессмертия, так что братья день – на Олимпе, день – в царстве мёртвых.

Кастор и Поллукс, покровители лошадей, на Форуме был посвящённый им храм Диоскуров (диоскуры- сыновья Зевса). Накаченные атлеты, но без агрессии во внешнем виде, так спокойно и радушно встречают нас, стоя по обе стороны входа на площадь.

Ещё несколько ступенищ, и мы на площади. Первое слово, приходящее в голову, когда вспоминаю своё ощущение, - гармоничность. Если ещё немного подумать: соразмерность, уют (несмотря на то, что это – Сенат, Капитолий, то бишь, центр политической власти, ан вишь как!). Красивый пропорциональный, нарядный дворец. Классическая конная скульптура. Загадочный геометрический рисунок на площади. Короче, присели мы там на ступеньках Палаццо деи Консерватории, слушаем, как Володя читает нам из своего английского путеводителя по Риму и напеваем: «Римская империя времени упадка…»
 

Теперь про дворец. Мы уже поняли, что здесь, как и в Иерусалиме, в каждом здании, если копнуть, найдется фундамент более древний, а под ним – ещё и ещё. Вот и Дворец сенаторов, который, собственно, средневековый, с обновлённым ренессансным микеланджеловским фасадом, а стоит на фундаменте Табулария, бывшего архива Римской республики/империи.

    Не знаю, что себе думал Микеланджело, когда нарисовал этот гигантский геометрический цветок, вписанный в окружность, на площади. Увидеть его целиком можно только с какой-нибудь верхотуры. Интересно, насколько нова для тех времен идея вот так украсить площадь? Мне-то вообще из подобного в голову приходит только совсем современная площадь в Винчи с выложенными на ней фигурами из рисунков Леонардо Но там автор, хоть и современный, рассчитывал на взгляд с высоты человеческого роста. Так на что рассчитывал Микеланджело? Кто знает – расскажите!

Всё-таки, прежде, чем перейду к бронзовому герою на коне, расскажу моим московским подругам о том портрете, который мы с удивлением, но и с радостью  обнаружили на фасаде римского Сената. Забыла сказать, сейчас здесь мэрия.

На парадной лестнице римской мэрии висел огромный плакат «Свободу Гиладу Шалиту»

Четыре года назад израильского солдата Гилада Шалита похитили хамасники. По каким-то дурацким политическим бюрократическим законам он не считается военнопленным, которым, скажем, положена помощь Красного Креста. Израильский солдат, французский гражданин – тем не менее пятый год в плену!!! А сволочи – политики получают свои зарплаты и дрыхнут спокойно. Бедный несчастный ребёнок! Бедные его родители!
   Очень уважаю римлян, выразивших своё отношение. В один из дней (мы к тому времени уже были дома) на Колизее погасли огни в знак сочувствия Гиладу. Хотя ему это не помогло. Воз поныне там.

     Теперь о скульптуре Марка Аврелия, центральной фигуре площади, притягивающей взгляд магнетическим образом. Контур её узнаваем почти как Давид Микеланджело. Включает воспоминания о детских учебниках истории, где его изображали и в виде памятника, и на римских монетах. Со скульптурой этой нам очень повезло. То есть, не нам четверым, а всем нам – человечеству. Когда с неофитским пылом обхристианившиеся итальянцы начали уничтожать все произведения «языческого» искусства, они подумали, что эта скульптура изображает первого христианского императора – Константина. Ха-ха-ха. Это оказался Марк Аврелий. Видимо, раньше он стоял на площади Колонны. Но здесь-то – лучше!
………
  Так сидим мы с детьми на площади, глазеем вокруг, вздыхаем по Гиладу, читаем путеводитель, может, даже потребляем что-нибудь из сумки Муми-мамы,  и тут прибегает наш неутомимый Джо-Женя. Он уж и всю площадь обежал, и на Форуме побывал, и принял единственно верное решение. «Сейчас», - говорит, «когда вы поднялись по лестнице, надо вам с нее спуститься, чтоб пойти в церковь Санта – Мария ин Арачели, затем вновь подняться на Капитолий, чтоб пройти пару шагов и бросить взгляд на Форум». Вот такой добрый Женя. Уверяет, что его разведка донесла, что с площади ну никак нельзя войти в эту Санту-Марию. «Может, вы не хотите?» Как не хотеть, там фрески Пинтуриккио, и церковь интересная – шестой век!

Должна заметить, что англиканский священник Бордмен, чьей книге «История Рима» я обязана большей частью своих скромных познаний о Риме, предлагает лестницу Арачели «оставить для альпинистов». И вот по такой лестнице мы взобрались! 124 ступени. Мы сделали это!
Очень понравились фрески. Особенно одна с ангелами, играющими на дудочке  и скрипке. Оборачиваясь на минувшие века, видишь там только коварство, войны, предательство. Откуда же такие вдохновенные лица? Нежные, невинные, трогательные в своей чистоте. Конечно, если наше время кто-то в будущем будет изучать по выпускам новостей, то подумают тоже, что мы живем только в насилии, убийствах и взятках. Получается, что в любые времена записывается и запоминается только агрессия?
Возле ангелов отдыхаешь глазами, дыхание даже становится ровнее…


Для сохранения интриги, про Форум и римскую пиццу - завтра.


Рецензии