Орден Храма барона фон Гунда

REX LUPUS DEUS

Мы восстанем Фениксом из пепла.
Идольским лже-храмам не спастись.
С кличем боевым Christus et Templum!
Фениксом повержен будет Сфинкс.
Пали знамена земного ада,
Их спалит подземный райский огнь.
Громом с Небеси: Christ ist erstanden!
Тамплиерам возгласит Тевтон.

Иерей Роман Бычков.


Возрождение тамплиерской идеологии на территории Священной Римской империи, т.е., в первую очередь, в Германии и Австрии, в XVIII в. было связано, прежде всего, с именем имперского барона Карла Готтгельфа фон Гунда унд Альтенгротткау, основателя «Строгого Послушания». Барон фон Гунд (в русской исторической литературе встречается также написание «Хунд» и даже англизированное «Хант»!) заявлял о себе как о «посвященном тамплиере» и законном преемнике глав продолжавшего существовать (с 1314 г. – в подполье) Ордена рыцарей Храма.

Согласно утверждениям барона фон Гунда, он был, в период своего пребывания в 1743 г. при находившемся в Париже дворе жившего в изгнании во Франции вождя якобитов - претендента на королевский престол Англии, Шотландии и Ирландии – принца Карла (Чарльза) Эдуарда из династии Стюартов (вошедшего в историю под прозвищем «Красавчика Принца Чарли» или «Бонни Чарли» - Bonnie Prince Charlie) -, в присутствии ближайших приближенных претендента – лордов Килмарнока и Клиффорда – посвящен неким «Рыцарем Красного Пера» (Еques a penna rubra) в таинства исконного древнего, основанного в эпоху Крестовых походов бургундским рыцарем Гуго де Пэйном Ордена бедных спутников Христа и Храма Соломонова (pauperes commilitones Christi templique Salomonici), продолжавшего по-прежнему существовать в Шотландии, несмотря на все преследования, которым он подвергался со стороны духовных и светских властей других государств.

Далее, барон фон Гунд утверждал, что высшее тамплиерское руководство («Высшие Неизвестные») назначили его Главой Ордена (Орденсобером, Ordensober) с титулом Великого Магистра в VII орденской провинции (Германии), с поручением учредить там структуры тамплиерского Ордена. В качестве доказательства истинности своего назначения он демонстрировал врученный ему патент Воинского (Войскового) магистра (Геересмейстера, Heeresmeister).

По возвращении от двора претендента из Франции в Германию, барон фон Гунд восстановил там Орден Храма на основе устава (статутов), объявленных им исконно тамплиерскими. Согласно утверждения (а, вполне возможно, и искреннему убеждению) фон Гунда, «Рыцарь Красного Пера», как наиболее авторитетный представитель «Высших Неизвестных», поведал и передал ему все «секреты Ордена», «тайные Статуты», «сокровища тамплиеров», все правила тамплиерской «магии и алхимии» и всю историю Ордена Храма «вплоть до сегодняшнего дня, безо всяких пропусков и ничего не утаив».

Точно установить, кто именно скрывался под маской таинственного «Рыцаря Красного Пера», не удалось по сей день, хотя некоторые историки предполагают, что это мог быть видный якобит, шотландский кавалер Эндрю Рамзай (Рэмси, Ramsay - любопытно, что в 30-40-х гг. XX в. под псевдонимом «Рамзай» скрывался и действовал советский разведчик в Германии и Японии доктор Рихард Зорге). Во всяком случае, его подлинное лицо (как, по мнению некоторых историков, и было задумано бароном фон Гундом) осталось скрытым под покровом тайны, оставив открытой возможность для бесчисленных фантазий и спекуляций.

Создание фон Гундом тамплиерского Ордена Строгого Послушания в 50-х гг. XVIII в. стало прямым выполнением полученного им задания.

Сам барон фон Гунд руководил своим Орденом Храма по образцу древнего Ордена тамплиеров, внеся в практику нового братства некоторые важные понятия и символы, заимствованные им из сферы вассально-сеньориальных отношений эпохи позднего феодализма – например, само понятие «Строгое послушание» (нем.: Strikte Observanz, нередко в соответствующей русскоязычной литературе встречается неправильный, на наш взгляд, перевод «Строгое наблюдение»).

Этот немецкий Орден тамплиеров XVIII в. снискал себе известность среди «профанов» («непосвященных»), прежде всего, благодаря излюбленным бароном фон Гундом внешним эффектам – многочасовым религиозным и светским церемониям (нередко проводившимся в подземельях, заброшенных рудниках и развалинах старинных замков), стилизованным под Средневековье пирам при свете факелов и смоляных плошек (чем увлекались и масоны, именовавшие свои пирушки, как в Евангелиях, «агапами» - «трапезами братской любви»), пышным одеяниям и доспехам, а также (заимствованному, вероятно, у тех же франкмасонов) обычаю давать посвященным в рыцари Ордена Храма новичкам рыцарские титулы и имена. Впрочем, обычай давать неофиту новое имя при инициации (посвящении) издавна практиковался христианским монашеством как Запада, так и Востока (а в Православии монах, принимая «сугубый постриг», или «схиму», получает даже третье имя).

О каких-то оригинальных духовных идеях нового Ордена Храма, выдвинутых Геересмейстером фон Гундом, сведений до нас не дошло. Известно только, что, после первоначальных успехов и притока в ряды его Ордена тамплиеров немалого числа «ищущих Света и Истины» - в 1776 г. в рядах «Строгого послушания» Войскового Магистра фон Гунда числилось, ни много ни мало, 26 владетельных германских государей (в том числе герцог Фердинанд Брауншвейгский – будущий главнокомандующий объединенной австро-прусской армией в войне Первой Коалиции монархических держав старой Европы против революционной Франции, неожиданно отступивший после «канонады при Вальми», что привело к обвинению герцога в измене делу Коалиции, якобы совершенной сановным «тамплиером» в порядке «франкмасонской дисциплины»!), вскоре наступил спад.

После смерти Геересмейстера барона фон Гунда его Орден тамплиеров (возможно, не без влияния вездесущих иезуитов!) очень быстро раскололся на враждующие группировки. В тому же после успешного начала Французской революции и революционных войн, после нашествия французских оккупационных войск на германские государства и установления та  революционных порядков (а также прихода на германские земли, вместе с оккупантами, французских масонских лож «республиканско-атеистического», а затем – «наполеоновского» образца) такой «пережиток Средневековья» (достаточно подробно описанный в романе известного советского писателя и - по совместительству - сексота А.К. Виноградова «Братья Тургеневы») лишился всякой опоры и оказался явно «не ко двору».

Возвращаясь к загадочной фигуре  «Рыцаря Красного Пера», заметим, что мнение, согласно которому под его маской скрывался кавалер Рамзай, не является единственным. Хотя его истинное имя официально не было сообщено фон Гунду, последний, встречавшийся с «Eques a penna rubra» лично и уверенный, что именно сей таинственный рыцарь и был верховным Великим Магистром всего Ордена Храма, постепенно пришел к убеждению, что эта таинственная фигура в действительности была старшим сыном претендента (в скором времени ставшим претендентом) на престол Англии и Шотландии Карлом Эдуардом Стюартом. Об этом принце совершенно точно известно, что он планировал, в качестве Великого магистра тамплиеров, утвердиться в Шотландии, но потерпел неудачу. Возможно, последний законный наследник династии Стюартов, рьяный католик, скончавшийся в изгнании в Риме, под сенью папского престола святого Петра, в 1788 г., до последнего вздоха мечтал об основании новой «державы храмовников» на древней, овеянной тамплиерскими традициями шотландской земле...Впрочем... Кто его знает?

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии