Коверный

   Микаел Георгиевич Манвелян
                Коверный
                Перевод с армянского языка
                Александром Оганесовичем Манвеляном

  В приемной врача сидело восемь человек.Все с нетерпением ждали своей очереди.Все они старались чем-нибудь заняться, чтобы время прошло незаметно.Один рассматривал картинки из какой-то еженедельной газеты, другой - картинки со стен.Двое же мужчин, сидящих друг возле друга, рассказывали о своей болезни. Каждый из них старался чем-нибудь заняться.
  Если бы все они не были так заняты собой, наверно, их внимание сосредоточилось на господине, сидящем у стены, который вошел, не обращая ни на кого внимания, подошел к стоящему в углу стулу, взяв со стола одну из книг, открыв ее, замер.
  Это был сорокалетний, может моложе, но состарившийся раньше времени человек. Он, продолжительно, смотрел... держал книгу, но не читал, потому что свыше четверти часа не перелистывал, смотря на ту же строчку, а может и на ту же букву.
  Иногда он нервно дергал рукой, будто хотел отогнать назойливых мух. В его глазах была то ли хандра, то ли усталость; с вечно приподнятым вверх правым углом губ, он иногда издавал какие-то странные звуки.
  Когда очередь дошла до него, он быстро, нервно встал, но не спешил, пока доктор не повторил второй раз: " Следующий!"
                * * *
  Доктор, обратившись к нему, с обычным:"Чем может он быть полезен?" Он же, с минуту, молчал, казалось, хотел выдавить из себя, сказать что-нибудь, но, будто разучившись говорить, он издал непонятный звук, который скорее был похож на свинячий визг, нежели нормальный.
  - Не знаю... не знаю что сказать,- он нервно повторил несколько раз и снова замолчал.
  - Я не болен,- продолжал он,- у меня нигде не болит...
  - Наверно, плохо спите? - прервал доктор.
  - Кто вам сказал? - испуганно спросил он.
  - Это не трудно догадаться. Подробнее расскажите, я вас слушаю.
  - Я здоров, совершенно здоров, хорошо ем, пью...но не сплю... больше месяца, как не сплю, понимаете? Совсем...более месяца, как ложусь и встаю без сна. Мне кажется, что я вот-вот усну, но ложусь и, чем больше стараюсь уснуть, тем дальше сбегает сон с глаз и, кажется, что вот усну... наконец усну... Сердце начинает стучать ритмичнее, мозг перестает так ураганить в черепе и перепрыгивать с одной мысли на другую, от радости готов кричать... В эти минуты, не знаю, сплю действительно или нет... несколько минут с трудом остаюсь в таком состоянии и с нетерпением жду, что впаду в забытье, как появляется оно... оно...
  Он, дрожа, приподнялся с места.
  - Оно, чудовище, этот скелет, который, в тысячу раз, хуже бессонницы... Я готов никогда, никогда не спать, только бы не слышать его голоса, его ужасного голоса... оно приходит, часами сидит у изголовья и рассказывает, рассказывает... и заставляет меня его слушать...
  - Кто? - прервал доктор.
  - Не знаю, я не вижу его лица... Я только слышу его голос, его нежный, мелодичный голос... который монотонно, подобно скрипу мельницы, непрерывно рассказывает... что... не знаю. Я его не понимаю... часами сидит и рассказывает... рассказывает и заставляет меня слушать. Я, больше не надеясь уснуть, кричу, не хочу слушать, закрываю уши, но он без конца, настырно, рассказывает. Я вскакиваю с места, начинаю безнадежно биться о стенки... он же медленно встает и. продолжая рассказывать, тихо-тихо исчезает... Я боюсь ложиться, лишь бы не слушать его... четыре дня не ложился... Доктор... доктор, я сойду с ума. Спасите меня... спасите... я больше не в состоянии перенести этих мучений... увольте.
  Он, безнадежно, взялся за голову.
  С минуту, больной и доктор молчали.
  - Почему столько времени к врачу не обращались?
  - Обращался.
  - Можете принести ими прописанные рецепты?
  Он достал из кармана кипу измятых рецептов и разбросал их перед доктором.
  - Не помогают... все испробовал. Однажды... чуть было... но спасли... злой умысел смешал с лекарством.
  Несколько минут доктор рассматривал рецепты...
  - Вам нужен покой... ваши нервы очень напряжены, вам нужна спокойная жизнь, питание, путешествия, хорошая веселая компания друзей. И, всему в добавок, может, странно показаться, но я многим, своим, больным советую, посетить цирк. Там выступает один клоун, который заставляет людей от души смеяться... здоровым смехом... Мои пациенты подтверждают, как благотворно влияет на них этот смех. Я сам, слушая его, получаю огромное удовольствие и, трижды в неделю, хожу, чтобы послушать особенно его. В высшей степени остроумный и многоумный человек. Такие клоуны - редкость: воистину заставляют от души смеяться.
  Какая-то горькая улыбка заиграла на его лице.
  - Вы попробуйте.
  Он, тихо, встал, положив деньги на стол. Бо"льшая досада заиграла на его лице... Он, молча, побрел к двери.
  - Подождите!
  Он уже хотел открыть дверь, но опустив руку, молча обернулся. С секунду, посмотрев на доктора, прошептал: " Этот клоун - я ".


Рецензии
Клоун-это уже "диагноз".
Клоуны то же бывают разными.
В цирке,в нашем городе,при гастролях разных групп ,это различие резко бросается на глаза.
Клоун обязан смешить.А как этого добиться?
Наверное,нужно таким родиться.

Махирбек Низамович Еминов   17.08.2011 14:11     Заявить о нарушении