Школьный театр - Тюльпаны и звёзды

(Цикл сценариев выделен из сборника <<Тюльпаны и звезды>> для более быстрого поиска
читателями нужной темы).

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ
(сказка)

Действующие лица:
1. Ведущая        
2. Лебёдушка               
3. Заяц        
4. Берёзка
5. Бабочка
6. Гриб-боровик
7. Лиса
8. Ёж
9. Леший
10. Лесник
11. Цветы


Явление 1

Ведущая: Это случилось не за тридевять земель и не в тридесятом царстве, а рядом – в нашем лесу и на нашей реке. На песчаном островке посреди реки лежит, истекая кровью, Лебёдушка. Случайно над островком пролетала красивая пёстрая Бабочка.
Бабочка (всплеснула лапками, сделала круг над Лебёдушкой): Ах, Лебёдушка, что с тобой?
Лебёдушка: Ранил меня человек… Сидела я на гнезде, обогревала своих птенцов-пуховичков. Проголодалась. Решила слетать на речку покормиться. Только долетела до реки – грянул выстрел. Пуля попала мне в крыло… Я закричала от боли и упала на воду. Это меня и спасло от гибели. Я не разбилась…
Бабочка: А как же ты очутилась на этом островке?
Лебёдушка: Превозмогая боль, я доплыла до островка и выбралась на берег. Ох, тяжко мне… Я умираю!..
Бабочка: Не умирай, Лебёдушка, не умирай! Тебя ждут твои птенцы-пуховички! Сейчас я слетаю в лес к своим друзьям, и мы спасём тебя! Слышишь? (Улетает.)

Явление 2

Ведущая: Стоял тёплый летний день. Цветы на лесной поляне вели хоровод вокруг зелёной красавицы – Берёзки: они поздравляли её с днём рождения.
Хоровод: «Во поле берёза стояла». Появляется Бабочка.
Бабочка (взволнованно): Остановитесь! Остановитесь! Надо спасать! Скорее спасать!..
Цветы (хором): Кого спасать?
Берёза: Какая беда может случиться в такой погожий солнечный день?
Бабочка: На острове среди реки лежит раненая Лебёдушка. Злой охотник-браконьер выстрелил в неё и тяжело ранил… Она умирает!..
Цветы (хором): Надо помочь! Надо помочь! Но как? Мы не можем покинуть эту поляну.
Берёза: Надо скорее рассказать обо всём Леснику! Он вызовет по мобильному телефону доктора Айболита. Только они могут спасти Лебёдушку!
Бабочка: Я не могу дальше лететь. Мои крылышки устали… Что же делать? Ах, какая радость – Зайчик бежит!
Вбегает вприпрыжку Заяц.
Заяц: Здравствуй, Берёзка! Я поздравляю тебя с днём рождения! (Протягивает ей цветы.)
Берёза: Спасибо, Зайчик, спасибо, дорогой! Но у нас горе…
Заяц: Что случилось?
Берёза: Охотник-браконьер ранил Лебёдушку. Она, истекая кровью, лежит сейчас на острове посреди реки.
Цветы (хором): Помоги ей, Зайчик!
Заяц: Но я… Не умею плавать!
Бабочка: Не надо никуда плыть! Надо скорее бежать к Леснику, чтобы он по телефону вызвал доктора Айболита!
Заяц: А почему ты сама не летишь?
Бабочка: У меня крылышки маленькие. Я быстро устаю и часто сажусь на цветы передохнуть.
Заяц: Хорошо, я побегу. Я спасу Лебёдушку! (Убегает.)

Явление 3

Ведущая: Бежал, бежал Заяц по лесу и вдруг остановился, задумался.
Заяц: А где же эта избушка Лесника? Может, я не в ту сторону бегу? Надо бы кого-нибудь спросить. А-а, вон Грибок-боровичок растёт. Спрошу-ка я у него. Эй, Грибок-боровичок, ты не знаешь, где Лесник живёт?
Гриб: Знаю! Но скучно мне в лесу одному. Залётная птичка иногда мне свою песенку споёт. Спой и ты мне песенку, тогда скажу!
Заяц: Делать нечего… Придётся спеть. (Поёт.)
Гриб: Спасибо, Зайчик! Хорошую песенку ты мне спел! Лесник вчера грибы здесь собирал и с полным лукошком грибов пошёл вон в ту-у сторону. (Кивает шляпкой.)
Заяц: Спасибо тебе, Боровичок! Побегу я дальше.
Ведущая: Бежит Заяц по лесу изо всех сил, запыхался, а навстречу – рыжая кумушка Лиса.
Лиса: Ты куда это, Косой, так спешишь?
Заяц: Некогда мне! В другой раз поговорим.
Лиса: Нет, постой! (Хватает Зайца за рукав.) Другого раза может и не быть… Я сегодня с утра голодная бегаю по лесу, как раз о тебе подумала. А ты лёгок на помине!
Заяц (в сторону): Эх, устал я… Не убежать мне на этот раз от острых зубов разбойницы Лисы. Говори, чего хочешь, Рыжая?
Лиса: А хочу я, чтобы перед смертью своей ты сплясал мне краковяк.
Заяц (дрожит): Я н-не м-могу п-плясать!
Лиса: Не можешь? Ну тогда я тебя и так съем! (Потирает лапы.) Роскошный будет сегодня у меня обед… Ай! Кто это меня уколол? (Хватается за спину.) Кто мою золотую шубку повредил?..
Ёж (сердито фыркнув): Убирайся, Лиса, в дальние леса, пока я не разорвал твою рыжую шубу в клочья!
Лиса (отворачивается): Ах, какой невежа и грубиян этот Ёж! Ладно, пообедаю я сегодня чем-нибудь другим. Говорят, охотник Лебёдушку подстрелил. Пойду-ка наведаю её. Чао! (Машет лапой и удаляется.)
Заяц (повеселел): Спасибо тебе, Ёжик! А то я уже и с жизнью распрощался!..
Ёж: А я в лесу яблоки-падалицу собирал. Слышу, сорока стрекочет: «Безобр-разие! Безобр-разие! Охотник Лебёдушку подстрелил. Заяц к Леснику за помощью спешит, а его Лиса задер-ржала!» Вот я и поспешил к тебе, Заяц, на выручку! Бежим вместе к Леснику!
Заяц: Бежим! Двоим нам никто не страшен!
Ведущая: Скачет Зайчик по лесной дорожке, а Ежик следом бежит, еле успевает. Вдруг на пути им повстречался старичок Лесовичок с посохом и корзиной лесной земляники. В народе его называют Лешим.
Заяц и Ёж (вместе): Здравствуй, дедушка!
Старик поклонился.
Заяц: Не подскажешь ли ты нам, где Лесник живёт?
Леший: Скажу, если вы отгадаете мои загадки. А не отгадаете – завою, засвищу и вас в кустарник превращу. Ну как, согласны отгадывать мои загадки?
Заяц и Ёж (вздохнули): Согласны, дедушка! Пусть ребята в зале нам помогают.
Леший: Тогда слушайте внимательно. Загадка первая:
Накинута на спинку
Зелёная косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаёшь?..
Зал детей, Заяц и Ёж: Берёзку!
Леший: Гляди-ко – правильно отгадали! Молодцы! Вторая загадка:
Он всюду дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил, -
Длинноклювый пёстрый …
Зал, Заяц и Ёж: Дятел!
Леший: Ишь ты! Верно. Догадливый вы народ! (Гладит зелёную бороду.) Но вот эту загадку вы ни за что не отгадаете!
Ползун ползёт, иголки везёт.
Ёж: Ребята, подскажите – кто это? (Ребята подсказывают.) Дедушка, да это же я – колючий Ежик!
Леший (задумался): Какую же ещё загадку загадать? Чтобы никто не отгадал! Ага, вспомнил!
Прыг-скок трусишка,
Хвост - коротышка,
Уши вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето.
(Обращается в зал.) Кто это, ребята?.. (Ответы из зала.) Правильно: заяц!
Заяц: Верно ты, дедушка Лесовик, нарисовал мой портрет. Я сразу догадался.
Леший: Отгадали вы все мои загадки. Так уж и быть: скажу вам, где живёт Лесник. Скачите прямо по этой дорожке и упрётесь в лесниковую сторожку. Но там злые собаки во дворе.
Заяц: Что же делать, дедушка? Подскажи, пожалуйста!
Леший (ребятам в зал): Как приятно послушать, когда с тобой вежливо разговаривают! А то все кричат: «Леший, леший! Иди к лешему!» А я не такой уж и плохой! (Зайцу и Ежу.) За вашу вежливость я подскажу вам, как вызвать Лесника. Собак не бойтесь: они привязаны. Ты, Заяц, побарабань лапами в окно. Лесник услышит и выйдет. Да торопитесь, а то Лиса быстрее вас до Лебёдушки доберётся.
Ёж: А ты откуда знаешь про Лебёдушку?
Леший: Сорока настрекотала! Торопитесь!..
Расходятся в разные стороны.

Явление 4

Ведущая: Заяц и Ёжик прибежали к избушке Лесника. Собаки залаяли, но Заяц смело подошёл к окну и стал по нему барабанить передними лапами. Лесник вышел и успокоил собак. Заяц и Ёж рассказали ему о раненой Лебёдушке. Лесник срочно вызвал по телефону доктора Айболита. Помощь подоспела вовремя. Лиса бегала по берегу реки, не зная, как добраться до Лебёдушки на островке и в то же время не намочить своей рыжей шубки. Лебёдушку на вертолёте переправили в лечебницу для птиц и зверей. Доктор Айболит сделал ей операцию: вынул пулю из крыла и перебинтовал его.
Пока Лебёдушка находилась в лечебнице доктора Айболита, Лесник и его надёжные помощники - юннаты оберегали лебединое гнездо. Лебедь-отец выводил птенцов-пуховичков покормиться к речке. Заяц и Ёжик рассказывали им вечером сказки. Ведь все птицы и звери в лесу понимают друг друга.
А когда Лебёдушка выздоровела, она прилетела на лесную поляну, где росли Берёзка и Цветы. Там в это время были Заяц, Ёж, Бабочка, Гриб-боровик и Леший.
Все выходят на сцену.
Лебёдушка: Спасибо вам, дорогие друзья! Вы спасли меня и моих детушек. Недаром в народе говорят: «Друзья познаются в беде».
Лесник: В этой истории помогли преодолеть беду дружба и взаимопомощь! Давайте все вместе возьмёмся за руки и споём песню о дружбе.
Все берутся за руки, ведут хоровод в два круга и поют песню Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».

                РЫБКА ЗОЛОТАЯ
                (сказка на экологическую тему)

Действующие лица:
1. Ведущая
2. Волк
3. Заяц
4. Золотая рыбка
5. Природа

Явление 1

Волк с удочкой сидит на берегу реки.
Волк: Ловись, рыбка, большая и маленькая. Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Вбегает Заяц вприпрыжку. На руке – корзиночка. Он громко поёт.
Заяц: Если хочешь быть здоров – закаляйся! Позабудь про докторов, водой холодной обливайся… Ага!
Подкрадывается сзади к волку на цыпочках и закрывает ему глаза.
Волк: Ну, Заяц, погоди! Ты своей песней мне всю рыбу распугал.
Заяц (садится рядом): Хорошо-то как здесь! (Смотрит вверх.) Птицы поют, бабочки порхают, а цветов на лесной поляне – видимо-невидимо! Аж голова кружится от медового запаха. А я вот в лесу земляники набрал. Угощайся! Ух, какая ароматная!
Волк: Отстань, без тебя тошно!
Заяц: Ты чего, Серый, сегодня такой сердитый?
Волк: Будешь и ты сердитым, если тебе по диктанту двойку поставят. Отец у меня, знаешь, какой злой! За каждую двойку такую мне трёпку задаёт, что от меня во все стороны клочья летят.
Заяц: А-а, я понял: ты боишься домой идти, поэтому сидишь здесь и рыбачишь.
Волк: Ты отгадал, но только наполовину. Понимаешь, Косой, я заметил: когда принесу домой рыбки, мать за меня заступается перед отцом и говорит: «Трудно сыну даются науки, но зато он у нас трудолюбивый – рыбки принёс». Отец порычит-порычит на меня и успокаивается. Так я порки избегаю.
Заяц: А-а, теперь я всё понял… Смотри, у тебя клюёт!
Волк: Ух ты, большая рыба, наверное, попалась, никак не вытащу. Помоги!
Тянут вдвоём. Появляется Золотая рыбка. Она делает плавные волнообразные движения вытянутыми вперёд руками. Шаги мелкие.
Волк (чешет затылок): Вот это да! Я такой рыбы сроду не видел. Гляди, и корона золотая на ней… (Обходит Золотую рыбку вокруг.)
Заяц: Да это же Золотая рыбка из сказки Пушкина! Помнишь, «Жили-были старик со старухой у самого синего моря»?
Волк: А как же она к нам в речку-то попала?
Золотая рыбка: Уплыла я из синего моря! Невозможно там стало жить! Люди то радиоактивные отходы сбрасывают в море, то нефтепродукты. Совсем нечем дышать. Киты, дельфины стали болеть, целыми стаями выбрасываются на берег и погибают. А сколько рыбы гибнет – одному морю только известно. А у вас в лесной речке вода чистая, вот я сюда и приплыла издалека, здесь теперь и живу. Отпустите меня на волю, я какой угодно откуп за себя дам…
Заяц: Да зачем нам, Золотая рыбка, твой откуп? Плыви себе с богом!
Волк: Погоди, Заяц! (Обращается к рыбке.) А ты можешь сделать так, чтобы я учился на одни пятерки?
Золотая рыбка: Конечно, могу!
Волк: Вот мои предки обрадуются, когда я стану отличником!
Золотая рыбка: Но предупреждаю: я могу выполнить только три твоих самых заветных желания!
Волк: Ладно, Золотая рыбка, плыви себе подобру-поздорову, пока я добрый… А как ещё понадобишься мне, я приду на это место и позову тебя.
Золотая рыбка «уплывает», удаляясь спиной и делая вытянутыми руками волнообразные движения.

Явление 2

Ведущая: Прошёл месяц. Снова на берегу встретились два друга.
Заяц: Привет, Серый! Ты что, опять двойку получил и решил маме рыбки наловить?
Волк: Нет! (Бьёт себя в грудь.) Я теперь круглый отличник! Все удивляются такой перемене во мне. Понимаешь, Косой, скучно мне стало: одни пятёрки сыпятся ко мне в дневник. Стал я по ночам думать, что бы ещё у Золотой рыбки попросить? И решил я попросить Золотую рыбку, чтобы она меня сделала…
Заяц: Ну?..
Волк: …владыкою лесов и полей в округе!
Заяц (уронил корзинку, попятился и схватился за затылок): Вот это ты даёшь! Мы все и так тебя боимся!
Волк: Да ты не понял меня! Вам не надо меня бояться. Просто я буду сидеть посреди лесной поляны на золотом троне, а все звери и птицы будут нести мне свои дары: белки – орехи, ежи – яблоки, суслики – зерно с полей, овцы – по ягнёночку, кони – по жеребёночку…
Заяц: Ну а если овцы не захотят нести по ягнёночку, а кони – по жеребёночку?..
Волк: Не надо меня доводить до гнева, Косой! В гневе я бываю страшен… Понял?
Идёт на Зайца и поднимает на него когтистые лапы, Заяц отскакивает и говорит, заикаясь.
Заяц: П-понял! К-как не п-понять?
Волк: Ну вот и хорошо! Я люблю догадливых. Давай лучше вместе позовём Золотую рыбку! (Зовут вместе.) Золотая рыбка, а-у-у! Не слышит… Давай ещё раз. Три-четыре: Золотая рыбка, ау!
Золотая рыбка: Я здесь, мой повелитель! Что на этот раз ты пожелаешь?
Волк: Хочу стать владыкою всех лесов и полей в округе!
Золотая рыбка: Будь спокоен, мой повелитель! Иди к своей норе. Сбудется твоё желание.

Явление 3

Ведущая: Прошли два месяца.
Заяц (кланяясь): Серый, вот я тебе грибочков принёс. Солёненьких.
Волк (отвернувшись): Нужны мне твои грибочки! Я зайчатины хочу. И называй меня не просто Серым, а господином Серым. Понял? Эх, необразованность лесная!
Заяц (заикаясь): Я п-по с-старой дружбе! Из-звини, пожалуйста!
Волк: То-то же! Ладно уж! Прощаю по старой дружбе! Скажи мне лучше, что там в лесу звери и птицы про меня говорят?
Заяц: Разное, господин Серый!
Волк: Заладил: Серый да Серый! Ты конкретнее! Да не бойся! Не трону я тебя. И всё лишь из-за старой дружбы! (Хлопает зайца по плечу.) Ты мне стал как брат родной. Вспомни, сколько мультфильмов про нас сняли. Ребята нас любят.
Заяц: Особенно тебя… Ну, если уж по старой дружбе… Тогда я скажу тебе правду. (Отходит на всякий случай.) Костерят тебя, Серый, на чём свет стоит!
Волк (наступает): Что?! Костерят? За что?
Заяц: За тот великий мор, что произошёл по твоей вине.
Волк: Какой ещё мор?
Заяц: А разве ты не видишь, сколько погибших зверей, птиц, пчёл и бабочек валяется по всему лесу? И лес весь пожелтел и раньше времени осыпался.
Волк (махнул лапой): А! Это суслики пришли и говорят: «Пшеница на полях заросла сорняками. Пошли самолёт с ядохимикатами, надо уничтожить сорняки». Мне не жалко, я послал десять самолётов: урожай богаче будет.
Заяц: Что ты наделал, пустая твоя голова! Ведь ядохимикатами надо пользоваться осторожно и в малых дозах. Обманули тебя ленивые суслики.
Волк: Не может быть!
Заяц: А я тебе говорю: обманули! Я за день все поля оббегаю в округе и вижу, как умные хозяева делают. Вырастить хлеб – дело не простое и не быстрое. Они оставляют на всё лето поле вспаханным. Как вырастут сорняки – они их срезают культиваторами. И так раза три - четыре за лето. Зато на следующий год сеют пшеницу по чистому полю. Сорняков на поле нет – и ядохимикаты не нужны.
Волк (задумавшись): Что же делать, Косой?
Заяц (пожал плечами): Не знаю, Серый. Тебе надо было сначала выучиться на агронома, а потом уже становиться владыкою лесов и полей. Скажу тебе по секрету: звери, птицы да и пчёлы, оставшиеся в живых, хотят устроить засаду и убить тебя…
Волк (схватившись за голову): Кто же думал, что так всё получится? (Задрав голову, завыл от тоски.) У-у-у! Косой, ты же мой лучший друг. Не бросай меня в беде! Ну придумай же что-нибудь!
Заяц: А что если попросить Золотую рыбку, чтобы она снова сделала тебя обыкновенным Волком?
Волк: Чтобы отец меня снова порол за двойки?! Нет уж – дудки! Не хочу!
Заяц: Ну пусть она сделает тебя сразу взрослым волком.
Волк: Вечно бегать голодным и злым? День и ночь рыскать по лесу в поисках пропитания?.. Я уже отвык от этого… А что, если…
Заяц: Опять каким-нибудь владыкою захотел стать?
Волк: Ты угадал! Но теперь я хочу, чтобы на меня работали фабрики и заводы! Представляешь, я каждый день буду ходить по лесу в новой рубашке, в импортных джинсах и кроссовках. Да что там ходить – я буду на машине разъезжать! По лесу проложу асфальтированные дороги. Вот жизнь будет райская!
Заяц (печально качает головой): Ты опять глупость собираешься сделать, Серый! Чтобы руководить фабриками и заводами, надо самому выучиться на инженера.
Волк (возмущённо): Вот ещё! Это сколько лет надо учиться, а я сейчас хочу быть владыкою, сегодня. Давай лучше позовём Золотую рыбку.
Заяц: Я не буду звать, зови один. Но помни: это твоя последняя просьба.
Волк: Ау, Золотая рыбка! Ау-у-у!
Золотая рыбка: Здесь я, мой повелитель!
Волк: Не хочу я больше быть владыкою лесов и полей. Хочу стать владыкою заводов и фабрик.
Золотая рыбка (печально): Слушаюсь! (Уплывает.)

Явление 4

Ведущая: Прошёл год.
Заяц (еле плетётся): Апчхи! От этого проклятого дыма все лёгкие уже прокоптились! А-а… а-а… пчхи! (Утирается лапой.) Ах, как раньше хорошо было в лесу: птицы пели, бабочки порхали. А какой воздух был чистый! А сейчас вокруг леса день и ночь дымят заводские трубы. Кругом мусорные свалки. Река отравлена сточными водами, вон рыба кверху брюхом плывёт. Какая уж тут рыбалка! Грибы и ягоды отравлены! Совсем нечего есть! Хоть помирай с голоду.
Появляется Волк. Он пёстро одет, ест «сникерс».
Волк: Здорово, Косой! Ты чего такой печальный? Хочешь – сникерсом угощу?
Заяц: Меня на голодный желудок от сладкого тошнит. А-а-пчхи! И от дыма тоже.
Волк: Потерпите. Мы к прогрессу идём. У нас фабрик и заводов стало больше, чем за границей. Апчхи!
Заяц: Будь здоров! Эх, Серый! Говорил я тебе: выучись сначала на инженера, а потом владыкою заводов становись. Были бы у тебя знания, ты бы построил очистные сооружения, и мы не задыхались бы сейчас от дыма.
Волк: Да, с очистными сооружениями мы, конечно, запоздали. Но наши лесные звери выносливые, всё стерпят. Я в этом уверен.
Заяц (манит Волка): Я пришёл, чтобы сообщить тебе одну ужасную тайну.
Волк (наклоняется): Какую?
Заяц: Сегодня лесные звери собираются подложить в твою машину бомбу.
Волк (отшатывается): Ты в своём уме?
Заяц: Да-да! Мне жаль тебя, как старого друга, но им нечем дышать и нечего есть. Они злы на тебя и на всё готовы.
Волк (хватается за голову): Что же мне делать? Спаси меня, брат!
Заяц: Только мы с тобой знаем, как спасти всех от смерти.
Волк (падает на колени): Подскажи, брат! Век тебя не забуду!
Заяц: Надо позвать Золотую рыбку и попросить её, чтобы снова в лесу был чистый воздух, пели птицы, летали бабочки и благоухали цветы. Вспомни, как раньше было хорошо в лесу!
Волк: Да! И речка была чистая, и рыба в ней водилась… И даже сама Золотая рыбка на удочку мне попалась. Да что там говорить: не жизнь, а рай был в лесу!
Заяц: Давай вернём всем зверям и птицам этот рай!
Волк: Но как? Золотая рыбка уже исполнила три моих желания!
Заяц: Если позовём её все вместе, может, и услышит нас? (Обращается к залу.) Ребята, давайте все вместе крикнем: «Ау, Золотая рыбка, приплыви к нам!» Три-четыре! (Зал зовёт.) Не слышит нас Золотая рыбка или уже не хочет исполнять просьбы. Давайте ещё раз крикнем: «Ау, Золотая рыбка, приплыви к нам!» Три-четыре! (Ребята зовут.)
Кружась, с поникшей головой появляется Золотая рыбка.
Заяц: Что с тобой, Золотая рыбка?
Золотая рыбка: Отравилась отходами заводов и фабрик, которые они сбрасывают в речку. Ох, плохо мне… Умираю…
Волк: Подожди, Золотая рыбка, не умирай! Выполни нашу последнюю просьбу.
Подхватывает Золотую рыбку и поддерживает её.
Заяц: Золотая рыбка, не умирай! Я сейчас сбегаю за доктором Айболитом, он спасёт тебя! (Убегает.)
Ведущая: Нет, не успели доктор Айболит и Заяц придти Золотой рыбке на помощь. Не стало её… (Волк медленно уводит Золотую рыбку.) Может, поэтому до сих пор у нас дымят заводские трубы, отравлены воздух, реки и даже подземные воды. Из земли бьют ядовитые родники…
Запомните эту сказку, ребята! Учитесь хорошо в школе, овладевайте знаниями. И всегда бережно относитесь к нашей природе. Она хрупка и ранима. Многие виды животных и растений навсегда исчезли с лица земли. Сейчас человек считает себя царём природы. Он создал могучую технику для её покорения. Но не надо забывать, что природа – не служанка наша. Она не только кормит, одевает, обувает нас, но врачует и воспитывает. А наша голубая красавица Земля – единственная живая планета в околосолнечном пространстве, а может быть, и во всей Вселенной!

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Появляется Природа в сопровождении Волка, Зайца и Золотой рыбки.
Природа :
          Я – Природа. Я – великий Мастер!
Вечный Мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье
Подарить (в моей всё это власти!)
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката,
Иву над рекой…
И солнцем прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире, что ни год, твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, – береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожишь (зверь – не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и без меня.

                Автор монолога Природы Сергей Викулов.
 
                ПИРАТЫ ИЩУТ СОКРОВИЩЕ
                (массовая детская игра)

Действующие лица:
1         Капитан пиратов (со стеком, за поясом – «финка»)
2         Боцман (с чёрной повязкой на глазу)
3         Матрос (в оборванной одежде)
4         Матрос (с бутылкой из-под рома)
5         Учёный ворон (в очках, с чёрным клювом)
6         Травяная ведьма (волосы распущены, на голове венок из  одуванчиков)
7, 8, 9   Цветы – Лилия, Ландыш, Подснежник
10, 11    Черти – один повыше, другой пониже (с рожками, испачкан-ные, на груди одного надпись «Love»)
12        Дед Лесовик (с корзиночкой)
13, 14    Разбойники лесные (с пистолетами)
15        Корабельный кок (с белым колпаком и фартуком)
16        Обезьянка (в маске)
17        Привратник (с копьём)
18        Царевна-лебедь (в короне и с месяцем под косой)
19        Мальчик – рулевой
20   Дети

Капитан (идёт вдоль ряда детей, похлопывая стеком себя по ноге): Боцман!
Боцман (выбегает и вытягивается): Слушаюсь, сэр!
Капитан: Что это за люди? (Указывает стеком на ребят.)
Боцман: Это пассажиры.
Капитан: Пассажиры? На моём боевом пиратском корабле «Чёрная пантера» появились пассажиры?
Боцман: Э-э! Я не так выразился! Это новая команда. Набрал по вашему приказанию, сэр!
Капитан: Новая команда? Но где же бравый вид у новых пиратов? Сейчас мы проверим, на что они способны. Вот ты! (Дотрагивается до груди мальчика стеком.) В море плавал? (Тот отрицательно качает головой. Капитан идёт дальше.) А ты – водить корабль умеешь? А брал когда-нибудь корабли на абордаж? Нет? А ограбил кого-нибудь? А что ты умеешь?.. Читать? Может, ещё и писать? (Присвистнул.) Читать и писать нам некогда! Нам делом заниматься надо: догонять и грабить купеческие корабли с товарами! Поняли?.. Вот так-то! Боцман!
Боцман: Я здесь, сэр!
Капитан: За борт этих белоручек! На съедение акулам!
Боцман (растерянно разводит руками): Всех?
Капитан: Всех! Свистать всех матросов на палубу!
Боцман (Свистит.   Появляется матрос в оборванной одежде.): Приказано всех бросить в море на съедение акулам! (Хватают мальчика за руки и ноги.) Раз, два, три!
Вбегает матрос с бутылкой в руках.
Матрос: Капитан! Здесь что-то есть! (Трясёт бутылку.) Я её на берегу нашёл! Иду, смотрю, а она на песке лежит. Наверное, думаю, корабль неподалеку в море затонул, а бутылку с ромом на берег волной вынесло.
Боцман и матрос отпускают мальчика, кидаются к бутылке, вырывают её из рук друг друга.
Боцман: Дай бутылку!
Матрос: Я её нашёл!
Капитан: Прекратить! Дайте находку сюда!
Боцман отдаёт ему бутылку. Капитан вынимает пробку и достаёт записку. Разворачивает её, крутит так и эдак, то подносит к глазам, то удаляет.
Капитан (боцману): На, читай! У меня что-то глаза слезятся… (Трёт глаза кулаками.)
Боцман (берёт записку за уголок двумя пальцами): Так я это… того… букв не изучал… Всё как-то некогда было: погони, абордаж, грабёж, пьянство! Не до букв было!
Капитан (к ребятам): Эй, кто умеет читать – поднимите руки! (Все поднимают руки.) Ого! Значит, и вы время зря не тратили. Молодцы! А я вас хотел за борт выкинуть акулам на съедение. Так кто прочтёт, что здесь написано? Ого! Лес рук! Похвально. Вот ты, иди сюда!
Мальчик (подходит): Сэр капитан! Вы записку «вверх ногами» держите!
Капитан: Молчать! Связать его и бросить в трюм!
Боцман и матрос хватают мальчика и обматывают его верёвкой.
Капитан: Кто прочтёт эту записку? Что, пропало желание? Вот вы, мисс, прошу вас!
Девочка (читает): «SOS! SOS! SOS!
Наша бригантина «Санта Мария» потерпела крушение у Берега Слоновой кости. Из команды в живых осталось 10 человек. С помощью оружия мы награбили у туземцев целое состояние. Кто приплывёт за нами и доставит нас в Европу, тому мы отдадим половину сокровищ! Ищите нас вдоль Берега Слоновой кости! Опознавательный знак – «Весёлый Роджер»! Скорее! Порох на исходе. Нас могут съесть туземцы!
Капитан бригантины сэр Роберт Флинт.
Писано 7 числа месяца июля 1591 года».
Капитан (вскричал, потрясая кулаками): Роберт Флинт! Мой верный друг! Мой верный храбрый друг в плену у туземцев! Карамба! Сто чертей! Гром и молнии! Его бригантина была самым быстроходным кораблём среди пиратов! От одного его имени дрожали все толстопузые торгаши! Боцман!
Боцман: Я здесь, сэр!
Капитан: Плывём к Берегу Слоновой кости!
Боцман (растерянно пожимая плечами): Но, сэр! Я не знаю, куда плыть – на север или на юг. Я не знаю, где находится Берег Слоновой кости. Я впервые о нём слышу!..
Капитан: Как! Ты не знаешь, где берег Слоновой кости? Карамба! Сто чертей в бочку! Я тебя самого велю выбросить акулам на съедение! Принеси мне из моей каюты географическую карту!
Боцман: Слушаюсь, сэр! (Бежит, прихрамывая.)
Капитан: Стой! (Боцман останавливается.) Я и забыл, что читать не умею. Придётся обратиться за помощью к этим… твоим бледнолицым пассажирам. (Прохаживается вдоль ряда ребят.) Леди и джентльмены! Кто из вас хорошо знает географию и ответит мне на один лишь вопрос: на какой части суши находится Берег Слоновой кости?
Мальчик (со связанными руками): Я скажу!
Капитан: Говори, смелый и доблестный рыцарь!
Мальчик: Берег Слоновой кости находится на западном побережье Африки, значит, плыть надо на юг. По левому борту корабля на много тысяч миль будет тянуться Африка. И вот где-то на половине пути надо будет в подзорную трубу искать на берегу «Весёлый Роджер».
Капитан (положив руку на плечо мальчика): Молодец, сэр! Будешь моим рулевым! Боцман, развяжи его!
Боцман освобождает мальчика от верёвки.
Капитан: Отдать швартовы! Вперёд! Да, кстати, боцман, ты не скажешь, что такое «Весёлый Роджер»? Как мы может искать то, что не знаем?
Боцман (пожимая плечами): Не знаю, сэр!
Капитан (махнув рукой): А! Ты вечно ничего не знаешь! Не интересный ты человек, боцман, и не годишься мне в помощники! Книг не читаешь, ничего не знаешь, с тобой не о чем говорить! Леди и джентльмены! Кто из вас скажет, что такое «Весёлый Роджер», того я награжу частью сокровища.
Мальчик: Я знаю! Большинство пиратских судов плавало под чёрным флагом с изображением черепа и перекрещенных костей. Среди моряков всех стран этот флаг известен под названием «Весёлый Роджер». Эта грубая шутка намекала на широкий – «весёлый» - оскал черепа. 
Капитан (хлопает себя по лбу): Карамба! Сто чертей в бочку! Как я сам не догадался! Теперь мне понятны слова из песни о моём друге капитане Флинте: «Вьётся по ветру «Весёлый Роджер», люди Флинта песенку поют!» Молодец, малыш! Я достойно награжу тебя за знания! Вот только бы добраться нам до сокровища!
Мальчик: Поплыли! Все за мной! (Все бегут к началу сквера.) Мы у берегов Африки!
Капитан (смотрит в подзорную трубу): А где же обезьяны и слоны? Я вижу какую-то старушку. Она, видно, собирает целебные травы. Эй, бабушка! Ты не скажешь нам, где начинается Берег Слоновой кости?
Травяная ведьма (в руке пучок трав): Какая я тебе бабушка? Я травяная ведьма. Захочу – заманю вас в лес, заморочу и брошу! А захочу – выведу!
Капитан: Простите, мисс ведьма! Вы не скажете, где в Африке находится Берег Слоновой кости?
Травяная ведьма: Я люблю собирать колдовские травы: одни травы от хворобы, другие от дурного глаза, третьи – приворотные травы. А есть ещё разрыв-трава. Эта трава, а вернее цветок разрывает самую сильную любовь. Отгадаете, что это за цветок – помогу, не отгадаете – плывите себе дальше.
Травяная ведьма три раза хлопает в ладоши. Появляется Лилия.

Лилия:         Раскинулась тихая заводь
На нашем с тобою пути,
Где листьям так нравится плавать
И белым …
Ребята: Кувшинка!
Лилия: …кувшинкам цвести. Правильно, ребята, я белая речная лилия или кувшинка, как называют меня в народе. Я и есть разрыв-цветок.
Ведьма (со злостью рвёт пучок травы и бросает на землю): Ну хорошо! Есть у меня в лесу один целебный цветок. (Хлопает в ладоши.)

Ландыш:         Он родился в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
Ребята: Это ландыш!
Ведьма (топает ногами): Ну уж третий мой любимый цветок вы ни за что не отгадаете. (Три раза хлопает в ладоши.)

Подснежник:         Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями разбегаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя и валежник,
И первым появляется в проталине …
Ребята: Подснежник!
Ведьма (схватилась за голову): Ох, ребятушки, я заболела. Вылечить меня может только хорошая хороводная песня. Поводите хоровод, тогда и я вам помогу.
Хоровод «Во поле берёза стояла».
Ведьма (грозит кулаком): Ух, и это знаете! Делать нечего: придётся помочь. Где Берег Слоновой кости находится – я не знаю. Но вы идите к моим двоюродным братьям – чертям. Может, они знают, где этот берег. А черти     во-он там живут!
Все подходят к чертям.
Боцман: Эй, черти полосатые! Не знаете ли вы, где находится Берег Слоновой кости?
Черт (повыше ростом): Кто, кто мы? Черти, да ещё и полосатые? Мой младший брат чумазенький чертёнок, давай его зажарим на сковородке, пусть научится разговаривать вежливо.
Черти хватают Боцмана за руку и начинают его кружить.
Капитан (выступает вперёд): Э-э, многоуважаемые господа Черти! Да оставьте вы в покое этого дармоеда! (Сложив просительно ладони у подбородка.) Не скажите ли вы, где находится Берег Слоновой кости?
Чёрт (повыше ростом): Скажем, если кто-нибудь скажет без запинки скороговорку: «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»!
У кого-то из детей получается.
Чёрт (пониже ростом): Мы не знаем, где находится Берег Слоновой кости, потому что мы неграмотные, как и вы. Но может быть, старик Лесовик знает. Он двести лет на свете прожил. А живёт он вон там.
Все идут к Лесовику.
Капитан: Уважаемый дедушка Лесовик, ты много на свете прожил, не знаешь ли ты, где находится Берег Слоновой кости?
Лесовик (с лукошком, поглаживая бороду): Вот отгадаете, какие я собрал в лесу грибы и ягоды, тогда скажу. (Вынимает из корзины шесть названий грибов, ягод и лекарственных трав. Ребята отгадывают.)
Лесовик: Я живу в лесу, молюся колесу и ничего не знаю о Береге Крокодиловой кости.
Мальчик: Слоновой, дедушка!
Лесовик: Фу ты, запамятовал! Ведь мне уже двести лет. Забывчив стал. За ваши знания о грибах и лекарственных травах я помогу вам. Идите в лес к разбойникам, может, они знают, где надо искать Берег Крокодиловой кости. Они часто собираются в лесу, разжигают на поляне костёр и о чём только не говорят! А я стою за деревьями и слушаю их рассказы.
Мальчик: Дедушка Лесовик, а как нам найти этих разбойников в лесу?
Лесовик: Идите по этой дорожке прямо-прямо, никуда не сворачивая, они на вас сами нападут.
Все идут туда, куда показал Лесовик. Из-за угла школы выбегают два разбойника с пистолетами.
Разбойник: Стой! Кто идёт? Руки вверх!
Капитан: Уважаемые лесные разбойники, мы вас ищем!
Разбойник: Зачем? В тюрьму посадить?
Капитан: Да нет! Мы сами разбойники, только морские, пиратами нас зовут. Разве не видно по нашей одежде?
Разбойник (затыкая пистолет за пояс): Так чем мы вам можем услужить?
Капитан: Видите ли, милые господа разбойнички, мы ищем сокровище! Э-э! То есть, Берег Слоновой кости.
Разбойник: Так сокровище или Берег Слоновой кости?
Капитан: И то и другое.
Разбойник (выхватывая пистолет): Половина сокровищ – наша!
Капитан: Но нам самим обещали только половину, значит, вам достаётся четвёртая часть!
Разбойник: Я сказал – половину, или заберём всё силой! Сейчас узнаем, кто сильнее – вы или мы. (Чертит мелом круг. Разбойник и Капитан на одной ноге стараются вытолкнуть друг друга из круга.)
Разбойник: Ладно, мы согласны на четвёртую часть клада, но мы не знаем, где Берег Слоновой кости.
Капитан: В таком случае вы ничего не получите.
Разбойник: Но мы можем вам помочь. Видите, под деревом Ворон сидит? Это мудрый Ворон. Он много читал, много летал и видел. Идите к нему.
Все идут к Ворону.
Ворон: Кар-р, кар-р! Ко мне гости идут! (Машет крыльями.)
Мальчик (поклонившись): Многоуважаемый профессор Ворон! Здравствуйте! Мы наслышаны о вас. Говорят, вы много читаете, летаете и видите.
Ворон: Совер-р-ршенно вер-рно!
Мальчик: Не скажете ли нам, где находится Берег Слоновой кости?
Ворон (замахал крыльями): Я ч-читал о Береге Слоновой кости. Я даже летал туда! Но вас ждут трудные испытания. Вы готовы их пре-пр-реодолеть?
Все: Готовы!
Ворон: Тогда летите за мной! Вот здесь страна слепых. Слепой должен накормить слепого. Они очень проголодались. Им надо помочь.
Капитан: Пригласите сюда корабельного кока! (Боцман приводит кока.) Накорми этих джентльменов!
Кок: Я им сейчас сметаны дам.
Желающим завязывают глаза, и они ложкой кормят из стаканов друг друга сметаной. Это вызывает смех у детей.
Ворон: Летим дальше! А вот и Мартышка. Мар-ртышка! Покажи нам Берег Слоновой кости!
Мартышка: А вы догоните меня сначала, потом я покажу! Стойте все! Я отбегу, а как скажу: раз, два, три – тогда догоняйте.
Все носятся по стадиону (или площадке), догоняя мартышку.
Мартышка: Ой, запыхалась! За то, что вы меня поймали, я обращаю ваше внимание на эту стену. А дорогу вам эта стена укажет.
На стене мелом начерчена стрела, за углом на стене – опять стрела, которая ведёт до дверей школы. В дверях – привратник с копьём перегородил вход в школу (или столовую летнего лагеря).
Привратник: Пущать не велено, пока не споёте песню и частушки. Наше царство – песенное.
Исполняются песня и частушки.
Привратник: Молодцы! Хорошо спели, потешили мою душу. За это я вам путь-дорожку укажу. Идите прямо, потом налево, а потом опять прямо.
Все идут по коридору школы. В конце коридора – Царевна Лебедь. По-русски низко кланяется, встречая гостей.
Капитан: Ты кто будешь, красавица?
Царевна: Отгадайте! Кто отгадает, из какой сказки я к вам пришла, и кто написал эту сказку, тому я помогу.
Кто-то отгадывает.
Царевна: Верно! А вот кто прочтёт на память отрывок из этой сказки, тот первым и войдёт в моё царство.
Кто-то из детей читает отрывок. Привратник пропускает и остальных. Над раздаточным окном – чёрный флажок с черепом и костями.
Повар: Что ищете, ребята?
Капитан: Мы пришли освободить из плена моего друга отважного капитана Роберта Флинта!
Повар: Нет вашего Флинта! Съели его туземцы. Недавно. Он долго вас ждал.
Капитан: Но у нас записка от него. Вот она…
Повар: А посмотрите получше, когда она была написана!
Капитан: В июле 1591 года. Больше четырёхсот лет назад! Карамба! О горе мне! Я не успел. Совсем на немного опоздал! Но в записке говорится о сокровище. Вы случайно не знаете, где оно зарыто?
Повар: Клад свой отважный капитан Флинт завещал тому, кто исполнит его любимую песню. Знаете эту песню?
Все задумываются.
Капитан: Я знаю, я, кажется, знаю её! Он пел её в кают-компании. Вот она: «Надоело говорить и спорить…» Споём, ребята!
Все выходят на сцену или стоят, обнявшись и покачиваясь, как на волнах, исполняют «Бригантину».
Повар: Молодцы, хорошо поёте! Получите за это ваше сокровище! Вы долго и упорно его искали. (Выдаёт всем по плитке шоколада или стаканчику мороженного.)

Реквизит: костюмы для капитана и боцмана, венок для травяной ведьмы, бумажные венки для цветов с изображениями лилии, ландыша и подснежника, корзиночка с грибами, ягодами, травами и зелёная борода для Лесовика, мел, верёвка, маска обезьянки, корона и месяц для Царевны, копьё для привратника, два стакана со сметаной и две ложки, два платка завязывать глаза, бутылка из-под рома, записка, стек для капитана, самодельные очки из проволоки и чёрный клюв для ворона, два пистолета для лесных разбойников, кинжал и подзорная труба для капитана, свисток для боцмана, флажок «Весёлый Роджер», белый колпак и фартук для корабельного кока, тельняшки для матросов, чертей и боцмана.

БРИГАНТИНА

Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса...

Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас,
На прощанье поднимай бокалы
Золотого терпкого вина.

Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру «Весёлый Роджер»,
Люди Флинта песенку поют.

И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза -
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.

Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса…

(Две последние строки куплетов повторяются.)

              Авторы песни <<Бригантина>>: композитор
              Г.Лепский и поэт П.Коган, песня была написана в 1937 году.

                НА АЛТАРЬ НАУКИ
                (интермедия)
Картина I

Студенческое общежитие, женская комната. Лида читает на кровати учебник по географии.
Рая (смотрится в зеркало, пудрится и напевает):
Чем же я не такая,
Чем чужая другая?
Я хорошая, я пригожая,
Только доля лихая.
(Красит губы.)
Лида: Ты прекратишь петь? Экзамен на носу, а ты и в ус не дуешь! То в кино с мальчиками, то на танцы… А ты оглянись: сколько «хвостов» у тебя сзади!
Рая (оглядывается): Подумаешь – шесть «хвостов»! Вон у Нинки Шаповаловой целых восемь! И то не расстраивается…
Лида поднялась с кровати, подошла к столу, взяла книгу.
Лида: И вообще: в такое напряжённое время ты читаешь какую-то чепуху! «Книга ведьм»… (Переворачивает книгу на другую сторону.) «Чародейство, магия, волшебство». Тебе это надо?
Рая: Очень даже! Это как раз то, что поможет мне отрубить все «хвосты»!
Лида: Каким же образом?
Рая: А очень просто. Только ты никому не говори, ладно? (Обнимает подругу, говорит доверительно.) Понимаешь, как-то мне мама говорила, что моя бабушка была колдуньей! И это повторяется у нас в роду… через поколение.
Лида: Она что: и на метле летала?
Рая: Всё может быть! Мама говорила, что она в основном людей заговорами лечила. Но не в этом дело! Иду я это на днях по улице. Смотрю: книги на лотке продаются. Подошла, и вот эта книга сразу бросилась мне в глаза: «Книга ведьм». Она лежит и словно кричит мне: «Купи меня – я тебе пригожусь!». И тут я вспомнила, что бабушка у меня была колдуньей. Вот я и подумала: «А что, если и мне попробовать?.. Может, получится?» Купила я эту книжицу (трясёт книгой) на последние деньги, за день прочла, даже на лекции не пошла. Понимаешь, магия – это, оказывается, не так уж и сложно! Надо собрать своё биополе в кулак, вот так (сжимает кулаки) и послать его энергию на того, кого ты выбрала. (Делает толчок руками.) При этом надо произнести заклинание и своё желание. Нужно повторить это трижды – и обязательно получится!
Лида: И что же ты думаешь делать с тем наследством, которое подарила тебе бабушка?
Рая: А вот сейчас увидишь! Подай мне вон ту розу из вазы, отойди и не мешай! Правда, у розы надо обломать шипы, но ничего страшного: с шипами любовь крепче будет! Закрой дверь на ключ и никого не впускай! Начали!
Раиса раздевается по пояс, на кровать летит блузка. Она опускается на колени посреди комнаты с «Книгой ведьм» в левой руке и розой – в правой. Читает, сидя на коврике.
Рая: Кумара, них, них, запалам, бада.
Эшехамо, лаваса, шиббода. Кумага.
А-а-а, о-о-о, и-и-и, э-э-э, у-у-у, е-е-е,
Ла, ла, соб! Ли, ли, соб! Лу, лу, соб! Жунжан.
Это заклинание ведьм… (Листает книгу.) Вот, а теперь главное начинается. Заговор называется «Лепестки любви». Итак, начинаем гладить себя лепестками розы по волосам, лбу, ушам, щекам и подбородку. Дальше (читает): «Сомкните веки и поглаживайте их нежно лепестками». Что мы сейчас и проделаем. Дальше (читает): «Произнесите слова: «Я вижу любовь». Я вижу любовь! Вдыхаем аромат цветка. Я вдыхаю любовь! (Поднимает розу над собой.) Любовь в моих руках! (Прижимает цветок к сердцу.) Я чувствую любовь! (Прижимает розу к животу.) Я впитываю любовь! Дай мне зеркало! (Говорит, не сводя глаз с зеркала.) Любовь передо мной (двигает цветком), Любовь позади меня, Любовь рядом со мной, Любовь надо мной, Любовь подо мной, Любовь внутри меня, Любовь исходит от меня, Любовь идёт ко мне!
В дверь осторожно постучали. Раиса кинулась надевать блузку. Лида открыла дверь. В комнату робко вошёл Костя.
Рая: Ну вот, как живой на картинке нарисовался! (Лиде) Я говорила тебе, а ты мне не верила.
Костя переминается с ноги на ногу.
Костя: Девочки, я билеты в кино достал на вечерний сеанс. Может, сходим? (Показывает три билета. Сам смотрит на Раю.)
Рая: Сходим, если ты мне поможешь сделать контрольную по физике.
Костя: Это я мигом! У меня папа физик, и мне передались его способности. Давай свою контрольную! Через час я тебе её принесу. Тебе останется только переписать всё своей рукой.
Рая (подаёт Косте со стола тонкую тетрадь): Умница! Талантливый ты у нас! Настоящий Бином Ньютона!
Костя уходит.
Рая: Вот видишь! А ты не верила. Одного «хвоста», считай, у меня уже нет… Сейчас второй отрубим. Кого бы ещё вызвать?
Лида:  У тебя всё это случайно получилось! Просто произошло совпадение: заговор на любовь и приход Кости.
Рая: Не веришь в мои магические способности? Ладно… (Поднимает руки с цветком.) Давай ещё раз повторим, если ты такая Фома неверующая… (Расстёгивает блузку, опускается на колени на коврик. Повторяет последнюю часть заговора с зеркалом в руке.) Любовь передо мной, Любовь позади меня, Любовь рядом со мной, Любовь надо мной, Любовь подо мной, Любовь внутри меня, Любовь исходит от меня, Любовь идёт ко мне! Я любима! Вадим, приди ко мне!
В дверь постучали. Рая вскочила, застегнула блузку, бросила розу на стол. В дверях появился импозантный юноша в светлом костюме, серебристом галстуке. Раиса пошла к нему навстречу.
Рая: О, Вадик, любовь моя, наконец-то!
Вадим: Здравствуйте, девочки! Я на минутку. Пришёл пригласить вас на танцы. В Доме культуры железнодорожников дискотека. Развеемся? А то от наук мозги уже набекрень поехали. (Делает округлое движение над головой.) Ну как, а?
Лида: Некогда, Вадим, заниматься надо. Через три дня – экзамены.
Раиса подошла к Вадиму и положила ему на плечи руки.
Рая: Не слушай её, Вадим! Обязательно пойдём. Но мне надо немного помочь. Самую малость… Так… пустяк один!
Вадим: Чем я могу быть тебе полезен, моя принцесса?
Рая: Надо выполнить контрольную по географии. Там – ерунда… Надо написать, из чего образовалась наша Земля, когда это было… Какие зверозубые ящеры жили в третичном периоде, а какие летали (машет руками) в четвертичном периоде. Наш профессор по географии любит, чтобы всё было написано с чувством, с толком, с расстановкой… Разбросай по тексту свои соображения. Наш старик это любит и ценит. Ну, как?..
Вадим (жуёт жвачку, переминается с ноги на ногу): Но я учусь на физмате. Нам ваша география – до лампочки!
Рая: Вадик! Ты же талантливый парень! Ну что тебе стоит?..
Вадим: Ну ладно! Посижу вечер в читальном зале и напишу тебе контрольную!..
Рая: Вот умница! (Целует Вадима в щёку.) Ты прямо сейчас иди в читальный зал. Вот тебе тетрадь с вопросами контрольной.
Вадим уходит.
Рая (довольная): Вот ещё один «хвост», считай, уже отрубила! А ты говоришь: магия – пустяк. Это тебе не жвачку жевать! Здесь талант нужен! Ну хочешь, я твоего Алексея вызову, и он мне напишет за три дня курсовую работу?
Лида: Ещё чего! (Отворачивается от Раи, но потом поворачивается и говорит с вызовом.) А что? Давай, вызывай! Я хоть буду знать, по-настоящему любит он меня или нет.
Рая (опускается на коврик, не расстёгивая блузки): Подай мне розу и зеркало. (Произносит заговор.) Любовь передо мной, Любовь позади меня, Любовь рядом со мной, Любовь надо мной, Любовь подо мной, Любовь внутри меня, Любовь исходит от меня, Любовь идёт ко мне! Я любима! Алексей, приди ко мне!
Стук в дверь.
Лида: Открыто, входите!
Рая поднимается и втыкает розу в волосы.
Алексей: Здравствуйте, девушки! Здравствуйте, красавицы! К экзаменам готовитесь? А я, Лидуша, взял два билета в театр. Идём?
Лида (вызывающе глядя на Раю): Идём! Только сейчас переоденусь. (Открывает шифоньер, отыскивает нужное платье.)
Алексей: О, Раечка! Ты сегодня такая красивая с розой в волосах! Она тебе так идёт. Может, и ты пойдёшь с нами в театр?
Рая (вздыхает и отрицательно качает головой): Нет, не могу! Экзамены на носу, а я ещё курсовую работу по истории не сделала. Меня к экзаменам не допустят.
Алексей: Фу, какой пустяк! Недельку посидишь и напишешь свою курсовую работу.
Рая: Если бы мне кто-нибудь помог… Хоть самую малость!..
Алексей: А что там надо?
Рая: Да описать, каким было общество первобытных людей. Где они жили, чем занимались. Всякие там австралопитеки, питекантропы, неандертальцы… Фу ты, господи, язык прямо сломаешь!
Алексей (разводит руками): Я бы помог, но я, к сожалению, учусь в юридическом колледже.
Рая: Тебе и карты в руки! Напиши, какие были у древних законы, как они их соблюдали… Ну ты же умный парень, Алексей!
Алексей: Ну ладно… Попытаюсь… Тебе через сколько дней понадобится эта курсовая?
Рая: Через три дня.
Алексей (чешет затылок): Маловато, конечно, времени, но можно несколько ночей не поспать и курсовая будет готова!
Рая: Молодец! (Бросается целовать Алексея, но между ними с платьем в руках встала Лидия. Рая показывает ей язык.) Вот и третьего «хвоста» уже нет! Съела?

Картина II

Аудитория. На стене плакат: «Тихо! Идут экзамены!» За столами – студенты готовятся отвечать. За кафедрой – профессор географии и два ассистента. Раиса сидит за вторым столом. Она что-то шепчет, то поднимая розу над головой, то прижимая её к сердцу. Профессор из-под очков внимательно смотрит на неё. Раиса броском обеих ладоней посылает «энергию» вперёд.
Профессор: Голубушка, чем это вы там занимаетесь?
Рая (встаёт): Посылаю энергию, профессор!
Профессор: В космос? Вы поддерживаете связь с инопланетянами? Вы полагаете, что они помогут вам на экзамене? (Раиса водит пальцем по столу.) Ну что же вы, голубушка, молчите? Вы знаете ответы на свой билет?
Рая: Знаю…
Профессор: Тогда берите зачётку и выходите отвечать.
Раиса вышла из-за стола, вдруг упала на колени и стала быстро произносить заговор.
Рая: Любовь надо мной, Любовь подо мной, Любовь внутри меня, Любовь исходит от меня, Любовь идёт ко мне! Я любима вами, профессор!
Профессор (поднимаясь): Что-о-о? (Поднял очки на лоб.)
За первым столом встал Костя.
Костя (Рае): А как же я?..
Лида, сидевшая сзади, дёргает Костю за полу пиджака. Костя садится.
Рая (повторяет с чувством): Я любима вами, профессор!
Профессор (садится): Да-а… Вам, голубушка, следовало не в институт поступать, а в Российский орден колдунов! (Поднимает указательный палец.) У вас есть явные способности к магии! А мне, к сожалению, придётся поставить вам по географии «неуд». Давайте вашу зачётку!
Профессор заполняет зачётную книжку, расписывается. Раиса поворачивается и медленно идёт к авансцене, прижимая зачетную книжку к груди. Профессор выходит на середину сцены.
Профессор: Нет, вы только посмотрите, какая убеждённость! Старый трухлявый пень-профессор обязан влюбиться в красивую молоденькую колдунью и поставить ей пятёрку! Ладно: нет знаний! (Машет рукой.) Так ведь святое чувство Любовь (поднимает указательный палец) жертвенным ягнёнком несет на алтарь науки! Вот они, современные юные колдуньи!
Раиса останавливается у другого края сцены.
Раиса (схватившись за голову): Боже мой! Какой позор! Какой провал! (Встряхнула головой.) Ну ничего! В следующий раз я свечу с собой прихвачу. Пламя свечи, как луч света, озарит тёмные мозги профессора, и я добьюсь своего! Надо верить в успех! (Щёлкнула пальцами, стукнула каблучками, положила руки на бёдра и запела.)

Чем же я не такая,
Чем чужая другая?
Я хорошая, я пригожая,
Только доля лихая!..


Рецензии