Судьба

*1.   В деревне Сельцово живет семья: мать, семь детей и отец. Глава семьи часто выпивает, все деньги, естественно, не отдает. Мама, еще не старая по годам, но выглядит в два раза старше. Работает с зари до глубокой темноты. В последнее время сильно пошатнулось здоровье. Дети предоставлены сами себе. Старший девять лет: готовит, стирает, моет, смотрит за остальными и учится в школе. Когда учится, то малыши сами копошатся что-то уберут, что-то помоют, почистят, подметут. Стараются изо всех силенок помочь старшей сестренке.
     В доме всегда чисто и приготовлено покушать. Мать приходит и доделывает то, что не смогли, не справились дети. Ложится спать со слезами за свою тяжелую судьбинушку. Отец все это переносит, смотрит проще: "День прошел-и ладно!"
     Старшая закончила восемь классов и начала проситься в город, "учиться на профессию". Родители, естественно, были против. Дочь слезно умоляла, обещала устроиться на работу и помогать деньгами.
     С горем пополам уговорила. Братья и сестры по дому справлялись уже сами и на отъезд сестры никак не среагировали.
 
2.   Последнюю ночь перед отъездом не спала. Сидела и смотрела на спящих. Утром, с первыми лучами солнца вышла из дома с фанерным чемоданчиком. В нем лежало ситцевое платьишко, запасные панталоны, кофточка и туфли-лодочки. Кусок хлеба, две лукавицы и четыре картофелины в мундирах, литр молока.
     На улице было тепло, чирикали птички, стрекотали кузнечики. Шла босиком, боялась испортить тапочки по росе. Соседи выгоняли на пастбище коров, овец, коз. Здоровались с ней и стояли, смотрели в след. "Счастливая! Вырвалась на свободу . Теперь заживет в городе!... "Кто-то крестил ее в след. Были и завистники: "Детей куча, а смогла отправить в город, учиться дальше. А я не могу свое дитя дальше учить-не на что, да и он или она-не хотят сами."
     Молодая , стройная , симпатичная ,коса по пояс , 17 летняя девчушка быстро дошла до станции . Взяла билет , села в вагон и ... .

3.   Город встретил шумно. Везде люди, люди, люди, машины, крик, шум, гвалт. У кого не спросит- "где училище" - молчат, не знают. Странно: в деревне у кого, что не спроси-покажут, расскажут,проводят, а в городе-не знают.
     Еле нашла училище, поступила, получила общежитие. Училась на штукатура-маляра.
    Однажды девчата утащили меня на танцы. Встали у колонны и смотрели на танцующих. Подошли трое ребят. Среди них один сильно выделялся высокий, красивый, кучерявый, голубоглазый, одет в яркую рубашку с пальмами.
   - О-о-о! Ребята! Это моя девушка! Я женюсь на ней!
Парни посмотрели на него и засмеялись:
   - А может она не пойдет за тебя?
   - Куда она денется? Пойдет!
Я ничего не успела ответить, как он подхватил меня за талию и увлек на середину танцплощадки. До окончания танцев не отпустил ни на сантиметр от себя. В перерывах держал за руку и все время смотрел в мои удивленные глаза.
     Проводил до общежития и сказал:
    - Раиса! Выходи за меня замуж!
    - А если откажу?
    - Не откажешь! Я все равно никому не дам с тобой встречаться. Ты будешь только моей!
    - Но мне на днях только 18 исполнится.
    - Вот и хорошо "Значит я первый!"

4.  Прошло двенадцать лет. У нас два сына и дочь. Мне 31, а мужу 35 лет. Получили комнату в семейном общежитии, потом квартиру трехкомнатную. У нас комната с балконом, у дочки-изолированная, а у ребят-проходная. Потихоньку обжились, приоделись, обставили новой мебелью.
     Муж загулял.
     Предательство, измена-не для меня. Да и сам не горел желанием остаться.
     - Сегодня зайду с работы, заберу вещи, деньги на детей буду давать.

5.  С того черного дня прошло больше пяти лет. Звонок в дверь не испугал-т.к. соседки часто захаживали. Открываю, а он с цветами, тортом и арбузом стоит на площадке.
     - Тебе чего?
     - Соскучился. Пусти с детьми повидаться.
     - Они в школе. Заходи, коль пришел.
Прошли на кухню.
     - Раиса. Прости меня. Я хочу вернуться в семью. Не могу без тебя и без детей.
     - Поздно. Ты помнишь, что сказал: "Я полюбил другую, а тебя терпел ради детей. Буду помогать,...". А теперь: "Прости!"?
     - Ну, Рая...
    - Уходи! И забери свои гостинцы.
Встала, открыла дверь и жду когда он выйдет. Вернулась на кухню и заревела. Заревела от бессилия, от мало проведенных сладких ночей, от того-что тяжело было поднимать одной ребятишек. Хорошо, что они друг-другу помогали! А особенно старший. Он и в школу проводит и в садик отведет, и заберет, кушать приготовит, простирнет немного. Да и учился на 4-5 .
     Увидела на столе торт, на нем сторублевая бумажка, рядом большой арбуз. Открыла окно и выкинула все вниз, с четвертого этажа. Все упало как раз ему под ноги. Поднял голову, посмотрел, угнулся и ушел.
     Соседка видела все это, подошла к нему, поговорила и бегом ко мне.
     - Райка! Дура! Что ты натворила? Он исправился, одумался, тебе тяжело одной!
     - Не могу. Не прощу.
И разревелись в голос. Голосили долго. Вспоминали и хорошее и плохое. Пришел со школы старший. Во дворе кумушки ему доложили:
     - Папка приходил, а мать-дура, выгнала.
     - Мам, это он приходил?
     - Да.
     - Увижу-убью! Поняла?

6. Старший вырос. Служил на Севере, познакомился, женился-да там и остался. Об отце ни разу не заговорил. Дожил до сорока двух лет-умер, рак.
     Средний женился, Через год развелся, застал с другом. Женился второй раз. Прожили шесть лет. Два сына. Жили со свекровью. Денег сколько не принеси-все мало. Потихоньку стала задерживаться, якобы ночевать у подружек, приносить подарки... . Разошлись.
     Сын запил. Кодировала. Снова сорвался. Чуть коньки не отбросил. Снова кодировала . Сейчас ему 48 лет. Второй год пьет. Работает от случая к случаю. Денег не дает , а в холодильник ныряет. Сам-же подработав покупает водку, икорку, сырок дорогой , нарезку и прячет в своей комнате, в гардеробе под вещами. Закрывается, пьет , закусывает . В безденежные дни харчуется у мамы-пенсионерки.

7. Дочь. Ей 45. Еи одного дня не работала. После школы гуляла, дома не ночевала. Родила, потом сошлись с отцом ребенка. Он с работы и к сыну, а она-гулять, пить, курить. Естественно-ушел. Малыш был обузой. ЖИЛА В КВАРТИРЕ С МАТЕРЬЮ, НО ЕЕ НЕ ПОДПУСКАЛА К ВНУКУ. Закроет комнату на ключ и уходит. Ребенок орет: страшно, пить, кушать, в туалет хочет.
      Загуляла и загуляла сильно. Ребенка кормила раз в день. Меню почти на месяц было одно: вареная свекла с подсолнечным маслом или винегрет, вода из под крана. У двухгодовалого ребенка начался понос с кровью. Бабушка умоляла, стояла на коленях:
     - Позволь я за внучком пригляжу. Я не работаю. Отдай его мне, а сама иди, гуляй .
     - Не подходи!
Рая то и дело вызывала врача детского, представителя из детской комнаты милиции, из органов опеки-решение одно:
     - Не за что ее лишать родительских прав. Ребенок останется с матерью.
Проводили с ней беседу и уходили. После "гостей" дочь бесновалась: орала, била посуду, кидалась драться.
     На улице соседки тайно подкармливали уже трех - четырехлетнего мальчика. Бабушке строго-настрого запрещено приближаться. Дочь в ванной или смотается куда-бабушка сует то бутерброд, то супчик, то кусочек мяса, ... . Внук глотает не прожевывая, давится, запивает сладким чаем или припасенным бабушкой соком.
     - Бабуля я кушать хочу. Ты только маме не говори, что я у тебя беру. Ладно? А то она бить больно будет.

Зима. Февраль. На улице  -28 . Рая стоит на кухне и смотрит в окно. Дочь куда-то ушла с утра и до сих пор нету. Уже шесть вечера, темно, мороз крепчает. Внучек одет легко, заморозит. Вдруг ей почудился плачь ребенка и мольба о помощи:
     - Бабуля! Мне холодно. Я кушать хочу и спать.
Рая быстро оделась и пошла. Пошла  почему-то к почте. Это 20 минут ходьбы. Темно, холод собачий. Ее ноги принесли к большому грузовику, к КАМАЗу. Внук стоял у огромного колеса и не шевелился. Сосульки свисали с носика, слезинки заледенели, одежда стояла колом, не гнулась. Описанный, мокрый и голодный,обледеневший стоял столбиком у этого чудовищно огромного колеса. Дочь была в теплой кабине. Секс и выпивка для нее дороже и важнее сына. Рая начала кричать, стучать по машине. Открылась дверь:
     - Ты что орешь? Что надо?
     - ..........................
     - Мой ребенок. Что хочу , то и делаю ...
Бабушка схватила внука и быстро пошла домой. У малыша ножки не двигались. Ей пришлось нести его на руках. Дома растерла, накормила горячим, дала лекарство и уложила в свою кровать. Всю ночь не отходила. Температура подскочила быстро. Скорая. Укол, лекарство.
     Под утро появилась мамаша. Пьяненькая, довольная. Пошла в свою комнату и легла спать . Начала говорить о внуке, а та:
    - Уйди! Надоела. Ну взяла его и взяла, что еще надо?

8. После этого случая прошло совсем немного времени. Точнее около полутора лет. Дочь с внучком где-то были больше двух недель. У нее все сердце изболелось. Наконец-то появились. Мальчик сам по себе худенький, а сейчас стал прозрачным. Ручки, ножки,... в чем  только душа держится. Она завела его в комнату:
    - Ложись спать!
    - Я кушать хочу.
    - Спать сказала. Жрать потом будешь.
    - Ну мам. Я писать хочу.
    - Спать!
Начала бить, Крик  слезы, рев.
    - Лариска! Что же ты творишь? Открой дверь! Дай дитю в туалет сходить. Дай я покормлю его.
    - Уйди! А то выйду-прибью!
Через несколько минут - тишина. Дверь закрыта изнутри на ключ. Слышно тихое скуление малыша .
    - Внучек. Подойди тихонечко, ключик поверни. Только тихо, не разбуди ее.
Он открыл дверь. Сходил в туалет. Быстро запихнул в себя бутерброд с супом, запил чаем и снова повернул ключ. Уснул. Спал почти сутки. Проснулась и снова умотала. Несколько дней не появлялась и снова умотала. Несколько дней не появлялась.
    - Где вы были? Что делали?
    - Мы были в гостях. Только я все время сидел в углу на стуле. Я, бабушка, засыпал и падал . Описывался, но мне нельзя было никуда ходить и играть. Когда дядя даст хлебушка или еще чего-то, то я поем и сплю. Прям в уголке, возле стула.
    - А мама что делала?
    - Танцевала, кушала и спала.
    - Много людей было?
    - Да, бабуля, много. Там дяди и тети, и мама голые плясали, потом пили, ели, спали и опять плясали.
    - А ты?
    - А я смотрел.
У нее перехватило дыхание, подскочило давление, дикая боль пронзила в груди. Вернулась блудная дочь.
    - Как тебе не стыдно? Ты что творишь с ребенком? Оставь его мне, а сама иди шляйся.
Дочь схватила топор и кинулась на мать. Бог помиловал старушку-не задела. На драку прибежала соседка, еще одна. Долбили в дверь. С топором в руках открыла:
    - Что надо? Чего сбежались?
Те начали успокаивать и стыдить. А с нее как с гуся вода. Хлопнула дверью, ушла.
     Раю отпоили лекарствами, как смогли-успокоили. Малыша еле вытащили из-под кровати. Бледный, трясущийся не мог выговорить ни звука. Прижался к бабашке и трясся в беззвучном плаче. Стоял и писал от испуга.

9. Ребенку исполнилось семь лет. Перешла жить к какому-то мужику. Перешла жить к какому-то мужику. Тот полюбил мальчика. Всегда защищал от нападок матери. Одевал, обувал, покупал игрушки, собрал в школу. Она изредка обращала внимание на сына, Ревновала к нему сожителя. Требовала золото, вещи (до первой дырочки и выбрасывала), ежегодно меняла весь гардероб. Даже норковую шубку не могла носить два года подряд.
     Прошло четыре года. Пацан озлобился на мать. К отчиму относился хорошо. К бабушке изредка, тайно забегал. Что у них случилось-незнаю, но он сбежал из дома. Искали с милицией целую неделю. Жил в подвале одного из домов. Друзья подкармливали, попрошайничал.
     На следующий год, на лето забрала на дачу. Как всегда полно гостей, свои заботы, не до сына. Сбежал в город. Пешком через лес пошел к бабушке. Заблудился. Четверо суток блуждал. Отчим сбился с ног, поднял друзей. Мать отдыхала.
    - Жрать захочет, прийдет.

10. Отчим проводил в армию, посылал посылки, переводы. Бабушка тоже посылала гостинчики: сервелат, копчености, шоколадные конфеты, сгущенку, денежки. Вернулся . Стал жить у матери с отчимом. К бабушке заходил крайне редко.
     Однажды пришел, вероятно не без "советов" матери и сказал:
    - Крестный (это средний сын, что живет с ней) живет в отдельной комнате, ты тоже, а я где? Где моя комната?
    - Твоя с матерью проходная .
    - Ба, переходи в проходную сама, а мне твою с балконом освободи.
    - Как это?
    Я с женщиной жить буду, друзья в гости приходить будут...
    - Пока я жива, это моя комната. А гостей-к матери веди. У меня часто сердце прихватывает, давление, астма душит. Мне нужен балкон и покой.
    - Я здесь прописан и имею право!
    - Женишься, с женой пущу. А сегодня-одна, завтра-другая,для этого снимай жилье или веди к матери. Там четырехкомнатная квартира, отец все время на работе, мать одна дома.
    - Нет. Я здесь прописан, сюда буду водить. Я хочу встречаться сенщинами. Ну, не в подвал же ее вести? Или в подъезде?
     Здесь вошел крестный из своей комнаты и выгнал наглого племянника и крестника в одном лице.
После трехмесячного молчания снова пришел:
    - Раз не хочешь освобождать комнату, я поставлю здесь стенку , дверь - сделаю закрытой эту комнату, врежу замок.
     Рая была в шоке. Сын снова был дома и все слышал. Пришел в бешенство и опять выгнал, После этого молчал почти четыре месяца. Зашел, взял свою кофту и снова тишина. Прошел почти год. С каждым визитом твердит одно и то-же:
    - Мне нужна отдельная комната с замком.

11. За те два с лишним года, что пришел из армии бабушке потрепал нервы, но ни копейки не дал в уплату за жилье, в котором прописан. В каждый визит "подчищал " холоджильник: колбаску, сырок, котлетки,... . А какой пьет чай?! На бокал в 250 грамм кладет восемь чайных ложек сахара и шесть-восемь бутербродов, но не с маслом. Встает из-за стола, а "спасибо" всегда забывает сказать.
     Ни он, ни дочь ни разу не спросили:
    - Жива ли ты?
    - Может помочь чем?
    - Может лекарства купить?
Да и сын не дает ни копейки. Пьет. В комнате занимается гурманством, а потом "делает ревизию" по кастрюлям и холодильнику.
     У Раи пенсия 10 тысяч: три с половиной-квартплата, телефон, две-ежемесячно на лекарства. На оставшиеся пять-четыре с половиной нужно прокормить себя, сына и нет-нет забегающего всегда голодного внука.


Рецензии