Диалог. Мень и Поленов

Приходилось ли вам читать произведения отца Александра Меня? Если да, то вы непременно согласитесь со мной – оказывают они воистину завораживающее действие. Мысль так и скользит от одной строчки к другой, включая в поток своих устремлений и личность самого автора. Кроме пастырского, богословского и проповеднического дара, обладал он и  писательским талантом, основанным на смелости суждения и изложения своего видения описываемого.  Причем был он проповедником не только евангельских тем и христианского учения, но и мировой культуры в целом. Несомненно, разносторонне одарен был этот человек, многого достигший благодаря самообразованию и общению с умнейшими людьми своего времени. Ведь именно он крестил А.И.Солженицына, был духовником Андрея Вознесенского, Александра Галича, Владимира Илюшенко, встречался с Н.Я.Мандельштам, Юлианом Семеновым. А сколько еще пока непознанных лиц осталось за пределами видимых кадров.

В одном из уголков памяти хранилось и все время пульсировало знание, что иллюстрации к Сыну Человеческому, главной (наиболее читаемой и почитаемой) книге о. Александра  были взяты из альбома евангельского цикла «Жизни Христа» кисти художника В. Д. Поленова. Именно с этого  раннего издания и началось мое знакомство с творчеством о. Александра. В подтверждение своих слов хочу привести выдержку из интервью с внуком художника, В.Д. Поленовым, в котором ясно сказано: «Мой экземпляр альбома сейчас отдан на реставрацию. По счастью, еще один каким-то чудом оказался в библиотеке Александра Меня. И вот теперь Фондом Александра Меня издана его книга „Сын человеческий“. Иллюстрациями к ней послужили картины Поленова. Таким образом, впервые в России опубликован, причем в цвете, полный цикл „Жизнь Христа“».

Представьте теперь мое недоумение: открыв вышедшую в прошлом году книгу, увидела в Приложении перечень из 451 иллюстрации, среди которых нет указаний на работы В.Д. Поленова. Художественное оформление книги действительно современное, впечатляющее, заставляющее погрузиться в неспешное чтение. Далее имеется разъяснение, что «оформление текста взято из прижизненного третьего издания («Жизнь с Богом, Брюссель») с небольшими заменами иллюстраций». Хочется задать редакционной коллегии вопрос – почему? К сожалению, нет в моей библиотеке первых изданий этого труда о. Александра. Остались лишь в памяти всполохи о раннем восприятии книги, взятой для прочтения у друзей. Постигло разочарование, обусловленное разрывом звеньев одной цепи.

Приведу всего лишь один фрагмент из письма Поленова родным: « Вообще жизнь Христа меня с давних пор интересует, и вот из этой жизни мне хочется изобразить несколько эпизодов». Думается, что было это не просто увлечение, а целостное, рано сложившееся философское мировоззрение художника. Всем известны его полотна: «Христос и грешница», «На Геннисаретском озере», «Среди учителей». Совершил он и путешествие по Палестине, Сирии и Египту, где впитал в себя разнообразие природы и ее краски, особенности ландшафта и быта населения. В итоге к 1909 году сложился цикл приблизительно из 60 полотен, отражающих ключевые  места из Евангелия. Именно эти творения и считал он главным трудом своей жизни.

Выходит, что благодаря книге о. Александра открылся для меня совершенно иной мир Поленова. Ранее обожала я такие его картины как «Бабушкин сад», « Московский дворик», «Заросший пруд». Не думала, что к давней любви, изображениям  чисто русского пейзажа прибавится интерес к чужим местам и иным сюжетам. Всему свое время…

Прочитав одну из первых редакций книги, не покидало меня на протяжении многих лет ощущение, что ведет автор внутренний диалог с художником. Человеком, задолго до него принявшим в себя учение Христа, прошедшим по местам, связанным с земной жизнью Сына Человеческого. Останавливая свой взгляд на работах Поленова, выделившего самые значимые моменты из Евангелия, возможно, искал о. Александр свое собственное видение тех событий и облекал их в слова. Это был не просто диалог, а скорее единство мировосприятия и мироощущения, основанное на глубокой христианской вере. Любил повторять о. Александр, что "ничего не бывает в этом мире случайного", часто вступал он в интереснейшие по своей сути диалоги. Думается, что именно таким образом состоялась *встреча* двух больших по уму людей.

Весьма необычно для своего времени трактовал Поленов образ Христа. Достаточно вникнуть в его слова, дабы постичь сей факт: «Христос есть настоящий живой человек, или с ы н  ч е л о в е ч е с к и й (акцент мой!), как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности». На его полотнах Христос показан в самой обыденной обстановке, фоном для которой служила восточная природа или постройки. Нет ничего лишнего, отвлекающего внимание от фигуры Спасителя. Не отсюда ли исходят малые истоки книги Меня? Книги, в которой он рассказал нам свою правду о Христе.


Иллюстрация. В.Д.Поленов. У моря Галилейского.


Рецензии
С благодарностью!
Будьте благословенны,

Галина Ефатерова   24.06.2013 20:27     Заявить о нарушении
Галина, спасибо.

Галина Магницкая   26.06.2013 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.