Сказание о киббуце

               
   Первый раз я побывал в крупном киббуце «Дан» что на севере Израиля ещё в 1990 году. Нас, молодых репатриантов, привезли туда на экскурсию в рамках программы знакомства с родной землёй. Потом мы с супругой неоднократно выезжали на киббуцное лоно природы с целью отдыха и развлечений. Посещали киббуцы и в связи с разного рода мероприятиями, связанными с выборами, семинарами и прочими официальными событиями. Много раз в великолепных киббуцных спортивных комплексах, по былым понятиям дворцах спорта, я смотрел международные встречи по баскетболу.
 
   На доисторической родине я 30 лет проработал конструктором на Минском тракторном заводе. Испытания новых моделей тракторов «Беларусь» проводились во всех почвенно-климатических зонах СССР. А их в мою бытность насчитывалось 32. Так что по делам служебным объездил почти весь сельскохозяйственный Союз. За долгие годы хорошо познал систему советских колхозов.

Причём не только со стороны пропагандистского фасада. Неплохо знал её изнутри тоже. Потому было очень любопытно сравнить эти два, вроде бы родственных, способа ведения сельского хозяйства. Особо интриговал сам феномен столетнего существования подобного сельскохозяйственного сообщества коллективного труда, не имеющего аналогов в мировой практике.

    В Израиле за 21 год многое из жизни киббуцной я увидел собственными глазами. Ещё больше прочитал о ней, и узнал при общении с киббуцниками и людьми, когда-то ими бывшими. Были и другие источники информации. В общем, материала накопилось порядочно, и в этой статье попытаюсь поделиться своими умозаключениями об этом уникальном явлении, зародившемся на Земле Обетованной задолго до появления государства Израиль.

   Начну с небольшой исторической справки. Прежде всего, о самом поняции «киббуц»
 по-русски (община, сообщество). Вот как оно формулируется в киббуцном уставе в моём переводе. "Это добровольное объединение людей с целью поселения на земле и организации жизни на основе совместного труда, коллективной собственности и коллективного потребления".

Именно в киббуце без каких-либо революционных катаклизмов на практике был реализован, принцип коммунизма: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Особых политических передряг здесь не было. Это правда. Но пота и крови киббуцники пролили порядочно, превращая заброшенную ранее землю в цветущий сад.
   
 Еврейские сельскохозяйственные объединения, основанные на принципах коллективного владения имуществом и коммунальной организации жизни, стали возникать в Палестине задолго до создания государства Израиль. Волна погромов, прокатившаяся по России в первые годы XX века, заставила многих евреев покинуть страну. Как и в девяностые годы большинство отправилось в Америку.

Ну а те, кому были близки идеи сионизма, перебрались на Землю Обетованную. Вот именно эти энтузиасты и стали организаторами первых киббуцев. У них не было ничего, кроме желания трудиться и выжить. При этом  они хорошо понимали, что выжить могут только объединившись. Эта точка зрения преобладала в среде переселенцев. А привязанность к земле они считали залогом возрождения еврейского государства.
   
    Первый киббуц под названием «Дгания» был основан в 1909 году на южном берегу озера Кинерет (Тивериадское озеро). Его создателями явилась группа молодых российских евреев, энтузиастов заселения Эрец-Исраэль. Почин подхватили. К началу первой мировой войны в Палестине насчитывалось уже около тридцати подобных сельскохозяйственных поселений.

Теперь их в Израиле 270. Первые киббуцы, несмотря на каторжный труд его членов, были бедны как современные им синагогальные мыши. Соответственно, таковыми же были и удовлетворяемые потребности киббуцников. В то время основной принцип киббуцной жизни несколько отличался от коммунистического девиза. Он звучал примерно так: «От каждого по способностям, каждому – по возможностям киббуца». Теперь, спустя сто лет возможности эти стали не то чтобы безграничными, но достигли уровня чрезвычайно высокого.
 
Работникам киббуцев зарплата не положена. Вместо этого здесь полностью удовлетворяются потребности в еде, одежде, жилье, образовании, в том числе высшем. Способная молодёжь учится в университетах. Иногда даже за границей. Обучение, естественно, за счёт киббуца. Не обладая личной собственностью и имуществом, киббуцник, тем не менее, обеспечен до конца своих дней всем необходимым на очень приличном материальном уровне.

Зачастую на более высоком, чем многие горожане. Получают члены киббуцев много вплоть до финансирования расходов на свадьбу и свадебное заграничное путешествие. Но не всё. К примеру, личных автомобилей до недавнего времени у них не было. Пользуются общественным транспортом или берут машину в киббуцном гараже. Что касается внутрикиббуцного транспорта, то это велосипед. У пожилых людей – трёхколёсный с электроприводом.

   В конце года часть денежных доходов переводится в фонд выплаты киббуцников. Само собой, всем – поровну. Это личные деньги, которые каждый член киббуца тратит по своему усмотрению. Внутри киббуца деньги хождения не имеют. Но магазины есть. В них можно приобрести различные товары повседневного спроса, так сказать, на безденежной основе. Стоимость покупок заносится в память кассовых аппаратов. В конце месяца её списывают с личного счёта покупателя.

   До семидесятых годов прошлого столетия киббуцы занимались исключительно сельским хозяйством. Однако насыщение израильского рынка сельскохозяйственной продукцией и возникшая по этой причине жёсткая конкуренция вынудила их перейти на несельскохозяйственное производство.

В последние 30 лет в киббуцах появились заводы по производству машин, высокоточного оборудования и промышленных роботов. Здесь стали производить электронную продукцию, телевизоры, аппараты связи, пластмассовые изделия, мебель. Теперь киббуц – это многоотраслевое хозяйство, в котором сельхозпроизводство приносит не более четверти всех доходов.
   
Многие киббуцы освоили сферу услуг, открывая у себя отличные рестораны, действующие по уик-эндам. Создали торговые комплексы, детские игровые площадки, плавательные бассейны, центры туризма, отдыха и развлечений. Здесь проводятся различные симпозиумы и конференции. В том числе и международные.

Есть киббуцы, предоставляющие весьма оригинальный сервис. Они приглашают к себе на уборку урожая различных фруктов и ягод. Всё что собрал за плату значительно ниже рыночной можно съесть на месте или увезти домой. Мы с женой не раз отдыхали подобным образом, наслаждаясь одновременно природой и её дарами.

До недавнего времени основополагающий киббуцный принцип по отношению к работе, предполагавший безусловный отказ от наёмного труда, гласил так: «Делай всё сам!». Ныне киббуцники имеют право по той или иной причине отказаться от не устраивающей их работы. Они также могут работать за пределами киббуца. Не существует больше никаких ограничений на использование труда наёмных рабочих, в том числе иностранных. В настоящее время в киббуцах такие работники составляют до 60% от общей рабочей силы.

    Прежде в киббуцах строго соблюдался принцип полной периодической ротации. Периодически менялись как руководящий состав, так и рядовые работники. Сейчас ротация на рабочих местах почти полностью упразднена. Что касается руководства, то раз в три-четыре года проводятся общие собрания (высший орган киббуца), где избирается секретариат во главе с председателем. Они и управляют хозяйством в период между собраниями.

Ответственные по отраслям специалисты с высшим образованием не выбираются, а назначаются секретариатом. Руководящие должности не дают их обладателям никаких льгот и привилегий. Немало киббуцев до сих пор основные проблемы решают на общих собраниях. Но в основном демократия осуществляется сейчас посредством деятельности представительных органов и внутрикибуцного голосования.
 
В киббуцах с момента их возникновения строго соблюдался принцип абсолютного равенства. С течением времени произошла плавная эволюция этого понятия. Теперь всеобщая уравниловка практически полностью упразднена. Киббуцы, конечно, и сейчас стараются избежать неравенства в таких сферах, как питание, медицина и образование.

Но контроль над главными источниками имущественного неравенства, как, например, получение дохода за сдаваемые в наём городские квартиры, наследство и т.д. сведен до минимума. Подавляющее большинство киббуцев являются сугубо светскими поселениями. Но имеются и религиозные, где строго соблюдают иудейские обряды и традиции.

Все киббуцы, где мне довелось побывать, выглядят примерно одинаково. Это многокольцевое поселение, ядро которого образуют сооружения административного и общественно–культурного центра. Здесь располагается ресторан, киноконцертный зал, с прекрасной акустикой и самым современным оборудованием. Тут же находится спортивный комплекс. Так сказать, деревенский дворец спорта.

 В былые советские времена он мог бы украсить любой областной центр необъятного Союза. В зале отличная арена с высокими трибунами, электронным табло и прочая техника, позволяющая проводить различные соревнования вплоть до международных. В комплексе имеется, плавательный бассейн, сауны, тренажёрный зал и всё прочее, необходимое для занятий спортом, полноценного отдыха и развлечений.

Общественно-культурный центр окружает жилая зона. Аккуратные типовые одноэтажные домики на одну или две семьи. В домах полный бытовой комфорт. Кругом зелёные ухоженные газоны. Аллеи, обсаженные деревьями и декоративными кустарниками. Много цветов. Далее за довольно широким кольцом зелёных насаждений располагаются теплицы, животноводческие и птицеводческие фермы.
   
Есть киббуцы, где разводят не совсем обычных животных. Таких, как страусы или даже крокодилы. А в киббуце «Дан», что на севере Израиля, и вовсе производят нечто уникальное – чёрную осетровую икру. Нет-нет, не искусственную, как в былые времена в СССР, когда партия и правительство решили побаловать свой народ, подсунув ему суррогат, а самую что ни на есть натуральную.

Израильская компания «Кавиар-Галиль» поставляет сегодня осетровую икру в США и Европу. Но что самое удивительное – и в Россию, которую часто называют мировым центром осетровых рыб. К слову сказать, именно репатриантам из России обязан Израиль созданием особой отрасли рыбного хозяйства – разведению осетров и получению осетровой икры. В середине девяностых в киббуце Дан, специализирующемся на разведении различных сортов рыб, решили выращивать форель и осетров.
 
Исходный материал – оплодотворенную икру осетров и мальков – привезли из  Астрахани. Используя современные методы ихтиологии и разведения рыб, учёные и производственники смогли  создать такой объем, что Израиль стал экспортером осетровой икры. Она поставляется на экспорт под маркой «Галилейская икра». Одному из сортов израильской икры «Карат» недавно международная экспертная комиссия присвоила звание продукта высшего качества.
   
В 2010 году Компания «Кавиар-Галиль» впервые продала за рубеж свою икру, получив за год прибыль около $5млн. Эта сумма составляет более трети вложенных в исследования и производство  средств. Килограмм чёрной икры на мировом рынке нынче стоит $400. Так что года через два затраты окупятся, и компания начнёт получать чистую прибыль.

И ещё одна особенность. На Каспии осетр только в 13-15 летнем возрасте начинает «метать икру». Израильским ихтиологам удалось сократить период полового созревания осетров на 3-4 года. Израильтяне очень вовремя вышли на мировой рынок. Дело в том, что с 2007 года в России на 10 лет введён запрет на добычу и продажу черной икры. А, как известно, в бассейне Каспийского моря добывается 90% всей черной икры в мире.

Но вернусь к описанию киббуцев. Рядом с фермами находятся площадки для тракторов, комбайнов и прочей сельхозтехники. Тут же размещены промышленные предприятия. К ним почти вплотную примыкают поля и прочие сельскохозяйственные угодья. За свою трудовую деятельность на МТЗ я повидал бесчисленное количество хлебных полей, рисовых и хлопковых плантаций и прочих возделываемых земель. Однако таких ровных, ухоженных, без единого сорняка полей, как в киббуцах, на былой своей родине видеть мне не доводилось.

За сто лет своего существования киббуцы добились впечатляющих успехов. Здесь научились получать наивысшие в мире урожаи хлопка, корнеплодов, цитрусовых. Кстати о хлопке. Его завёз в Израиль репатриант из США Сэм Гамбург в 1953 году. Культура прижилась. И теперь израильские хлопководы достигают фантастических урожаев – до 70 ц/га. В Узбекистане в моё время не всегда удавалось снимать более 20 ц/га.

Кибуцные селекционеры совместно с учёными-генетиками и биологами научились выращивать кабачки в форме блюдца, чёрный арбуз, красный банан, зелёный и коричневый хлопок и прочую экзотику, которая пользуется большим спросом на международном рынке. Киббуцники смогли обратить недостатки нашего климата в достоинства. Так, например, сорт помидора «Дезерт свит» орошается морской водой, что придаёт ему пикантный сладковатый вкус.

Но особо поразительны достижения киббуцев в области молочного животноводства. Однажды мне довелось побывать на киббуцной молочной ферме. То, что я там увидел, выглядело подлинной фантастикой. Поначалу показалось, что попал в НИИ или научную лабораторию. Стерильная чистота. Все в синих халатах. Кондиционеры. Никакого постороннего запаха. Кругом компьютеры, автоматика, молокопроводы.

Красавицы коровы за стеклянными перегородками выглядели как музейные экспонаты. Их ноги украшены браслетами-педометрами. Это устройство позволяет идентифицировать животное. Снимать показатели деятельности основных его органов. В том числе количество шагов, сделанных за день.

По этим данным отслеживается состояние здоровья коровы. С помощью браслета ведется подсчёт надоев, учёт расхода кормов и пр. Вся эта информация передаются на главный компьютер, где производится её обработка и постоянный анализ.

 Животноводство – это предмет гордости не только киббуцев, но всего сельского хозяйства страны. Коровы израильско-гольштинской породы по среднегодовым надоям обошли знаменитых «голландок» и дают при 3,3 процентной жирности до 12 тысяч литров молока в год. В среднем по 30 литров в день. Это мировой рекорд.

А вот немного статистики. Общая площадь культивируемых земель в Израиле составляет всего 450тыс. га. В том числе 250 тыс. га орошаемых. В сельском хозяйстве занято около 5,5% населения страны. При этом каждый занятый в сельскохозяйственном производстве в состоянии прокормить 95 соотечественников. Для сравнения: в США этот показатель равен 79, в России - 15, в Китае - 4. Сегодня Израиль обеспечивает себя продуктами питания на 95 %.

Остальные пять приходятся на импорт некоторых зерновых и масличных культур, мясо, кофе, какао и сахар. В свою очередь Израиль поставляет во многие страны Европы, Азии, Африки, в США и Канаду овощи, картофель, дыни, цитрусовые, саженцы, декоративные растения, семена и другую сельхозпродукцию, в том числе, до полутора миллиардов цветов.

Земля в Израиле находится в государственной собственности. Киббуцы за относительно невысокую плату получают от государства землю в аренду и разрешение на заселение. Срок аренды – до 49 лет с возможностью продления. Первоначально для обеспечения прожиточного минимума хозяйствам выделяется участок из расчёта в среднем по три гектара на семью. С начала 90-х годов на один киббуц приходится в среднем от 500 до 1000 га.

В девяностые годы с началом большой алии из СССР киббуцы сыграли важную роль в программе по приёму и первичной «абсорбции» репатриантов. Здесь вновь прибывшие с первого дня получали бесплатное жильё, питание, медицинские и социальные услуги. Их обучали ивриту. Порой предлагалась посильная работа.

Сто лет существуют киббуцы на Земле обетованной. Не все мечты и надежды пионеров киббуцного движения удалось реализовать. Суровая реальность внесла свои коррективы. Многое на поверку времени оказалось утопией. По мере роста благосостояния страны и социального развития израильского общества привлекательность киббуцев в значительной мере поблекла.

Они по большому счёту не стали островками счастья и всеобщего равенства. Тем не менее неплохо живут до сих пор. Киббуцы выживают экономически и социально. И сегодня тысячи израильтян живут и трудятся там, не испытывая ни малейшего дискомфорта. Я неоднократно беседовал с коренными киббуцниками. Многие из них, особенно народ немолодой, не спешат променять эту размеренную с устоявшимися традициями жизнь на шумные соблазны больших городов.

Что касается киббуцного населения, то народ мне показался здесь на редкость доброжелательным и в массе своей интеллигентным. Вообще, это место не для индивидуалистов. В киббуце могут прижиться только люди общительные, коммуникабельные, способные не только ладить с соседями, но и получать удовольствие от коллективной жизни.

Именно по этой причине не так просто стать членом киббуца. Существует довольно жёсткий возрастной ценз. Сюда принимают людей не старше сорока. Преимущественно семейных. Претендентам необходимо выдержать предварительный тест на совместимость характеров. Затем в течение двух-трёх лет они проходят, так называемый, испытательный срок. И только после этого можно надеяться на положительное решение общего собрания.
 
В Израиле существует ещё два вида сельскохозяйственных поселений. Это мошавы и частные фермы. В мошавах сбыт и снабжение осуществляется на кооперативной основе. Однако в отличие от киббуцев фермы и средства производства являются частной собственностью членов мошава. Баланс личной инициативы и совместной экономической деятельности достигается здесь на основе индивидуального ведения хозяйства параллельно с кооперацией в сфере связей со смежными отраслями экономики.
 
Частные некооперативные фермы, представляющие в основном арабский сектор израильского населения, являются собственностью одной семьи, где она же и трудится. Иногда с привлечением наёмных работников. Здесь сбыт, снабжение и прочие экономические связи – исключительно результат частой инициативы. Такие фермы по степени интенсивности производства и уровню производительности труда существенно уступаю мошавам и тем более киббуцам.
 
Киббуцы и мошавы доминируют в израильском сельском хозяйстве. На их долю приходится около 80% производимой в стране аграрной продукции. Они обрабатывают примерно 70% пахотных земель. Конкурируя между собой, эти две составные части кооперативного сектора одновременно и взаимодействуют друг с другом на основе сложившегося в стране внутриотраслевого разделения труда.

В киббуцах сосредоточены крупные по израильским масштабам земельные участки. Наибольшее развитие получило здесь полеводство (злаковые и технические культуры), молочное и мясное животноводство. В мошавах культивируются трудоёмкие культуры (цитрусовые, овощи, бананы, бахчевые, цветы). В горных районах развито птицеводство.

На этом, пожалуй, я и закончу. Добавлю только, что всё изложенное выше, как говорят в Израиле, является информацией на кончике вилки. Она ни в коей мере не претендует на объективное исследование или глубокий анализ такого уникального явления, как еврейский киббуц. Это всего лишь моё видение проблемы и плоды праздных наблюдений.


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.