Мастерская художника

Посмотрев на картину Адриана ван Остаде, мы видим художника в его мастерской. Перед нами процесс рождения произведения искусства. Кругом творческий беспорядок, но это ему не мешает, он полностью сосредоточен на картине. У художника уже есть маленький набросок с натуры, он висит, прикрепленный над мольбертом. Теперь ему надо всё перенести на холст.
Большое помещение залито солнечным светом, проникающим через огромное резное окно. Окно почти от пола до потолка! Свет освещает всё, что есть в доме. Конечно, самое яркое пятно - это сам художник за мольбертом. Свободно сидя на удобном стуле, он сосредоточенно вырисовывает детали на картине тоненькой кисточкой, положив руку, чтобы не дрожала, на большую кисть. Или скорее не кисть, а муштабель - легкую деревянную палочку с шариком на конце, которая чтобы не повредить картину, обёртывалась кусочком материи или кожи. Очень хорошо продумано! Но что он изображает на холсте? Вероятно, какого-то человека на фоне пейзажа. Ведь не даром перед ним деревянный манекен в характерной позе идущего человека. Тоже очень интересно придумано! Зачем брать из головы угловатые и нелепые позы, когда можно использовать для наглядности такого отличного натурщика - всегда молчит, всегда стоит так как надо и не шелохнется (может только упасть, если его плохо поставить!) и никогда не устает! Художнику останется только потом облачить его в соответствующие погоде и его образу жизни одежды, и картина готова!
Давайте пристальнее и более внимательно взглянем на картину. Очень интересный интерьер! Как вы думаете, для чего над художником под потолком натянуто полотно? Рискну высказать мое предположение - это праобраз современной шторы! Вечером потянул за веревочку - и вот - окно уже закрыто! Удобно и быстро!
Какие еще предметы видим мы на картине? В глаза сразу бросается висящий на стене череп, скорее всего коровий. Возникает вопрос - зачем он тут висит, для чего? Есть варианты. 1. для наглядности при изображении животных. 2. как оберег от злых духов. Не стану выбирать, ведь возможно и то, и другое. Но в интерьер он вписывается неплохо.
Очень важный инструмент для художника, с помощью которого он наносит на холст изображение, это конечно кисти. Вон они лежат на полу перед художником в специальном футляре. Это огромные кисти для крупных мазков, а для точного изображения нужны маленькие кисти, которые стоят в стаканчике на столике.
Что необходимо художнику для работы? Конечно же, краски. Вероятно, 400 лет назад можно было приобрести где-нибудь нужные краски, но дешевле и проще было приготовить их самому. Или поручить это помощнику - мальчику-ученику. А вот и он - на заднем плане, старательно готовит краски.

А теперь обратим внимание на другую картину, написанную за 25 лет до первой. Если мы будем сравнивать эти два изображения, то сразу бросается в глаза, что помещение тогда у художника было меньше по размерам раза в два, он сидит не на удобном стуле, а на обыкновенной скамеечке. Небольшое окно пропускает мало света... Но как и в первой картине мы видим характерное уже знакомое нам полотно над потолком, сбоку от окна висит тот же череп. Есть и мальчик-ученик, старательно готовящий краски. Художник всё так же что-то тщательно выписывает на холсте, снова опираясь рукой на муштабель.Правда, манекен еще не создан, и вместо него художник пользуется услугами натурщика, который сидит перед ним.

Сравнив эти две картины, мы наглядно увидели, что мастерство и упорный труд в конце концов позволят обрести известность, почет, и деньги, как достойное вознаграждение, столь необходимые, чтобы иметь возможность создавать в комфортных условиях свои прекрасные произведения.

Художник Адриан ван Остаде

Плэйкаст -


Рецензии