Ария незваного гостя

Мучительные и долгие раздумья по поводу того, кого пригласить на званый ужин, пока еще не очень  актуальны для России. В Англии же званый ужин – непременный атрибут как личного, так и семейного процветания. Следовательно, сама эта тема не нова для английской литературы (вспомним хотя бы Мюриел Спарк с ее знаменитым «Симпозиумом»). Она позволяет не только столкнуть лицом к лицу определенных людей в определенной обстановке, но и верно разыграть карты где тузами и королями служат все семь библейских грехов. Обязательно и наличие тайн, которые каждый из героев во что бы то ни стало пытается скрыть от всех остальных. В первую очередь, от своих «драгоценных» вторых половин.
В связи с тем, что, согласно этикету, на званом ужине должно быть четное количество гостей, последним непременно должен оказаться некто, кто осознанно или бессознательно спровоцирует героев открыть свои карты. На всеобщее, и главным образом читательское, обозрение.
Анна Дэвис в своем «званом ужине» так и сделала. «восемь – лучше, чем шесть, - заключает Алекс, главный герой романа. Тем не менее, он уже точно знает, что симметрия будет нарушена девятым, неожиданно прибывшим гостем, которого, к большому сожалению хозяев ужина, не возможно ни выставить за порог, ни скрыть от посторонних глаз. Но этого незваного гостя, в принципе, можно не брать в расчет. Можно сделать вид, что его нет. Игнорировать. Скажем. Как неудачную картину на стене. Или как домашнее животное, затаившееся в углу в ожидании окончания суматохи. Или еще лучше, как не совсем здоровое дитя, выходки которого продиктованы болезнью, а значит, заранее прощены всеми присутствующими. Как-никак, ужин – лишь приманка для нужного человека, дабы Алекс смог самостоятельно, без вложения денег жены тильды, развернуться  в бизнесе, и тем самым почувствовать, наконец, себя настоящим мужчиной, добытчиком и защитником домашнего очага. Многочисленные ранние попытки встать на собственные финансовые ноги истощили Алекса во всех отношениях. По мнению его супруги, именно это стало причиной его мужского бессилия, а, следовательно, невозможности зачать долгожданного ребенка.

Но так ли это на самом деле? Вопрос, отнюдь, не праздный, поскольку все, что касается этой семьи и праведных взаимоотношений внутри нее, можно поставить под сомнение с появлением Клэрри…

Каждый диалог, каждая реплика героев вызывает у читателя сомнения в искренности, вследствие того, что читатель  наблюдает за происходящим в доме Тильды и Алекса двумя парами глаз: авторскими – нейтральными, и глазами Клэрри, которая будучи не от мира сего, так сказать, творческой натурой, видит мир в иных ракурсах и красках, чем все остальные. В какой-то момент, благодаря ее воображению, присутствующие на ужине становится не восемь, а пятнадцать: на страницах романа попеременно фигурируют то реальные имена гостей, то их прозвища: Сетка, Пластилин, Вояка, Круэлла, Кость, Глянец. Есть прозвище и для Тильды – Бутылка. Возникает закономерный вопрос: почему же в списке прозвищ не фигурирует Алекс?

Вопросов при чтении «Званого ужина», по законам жанра, где все тайны должны быть аккуратсно вскрыты, возникает множество. Оттого и интерес к подобным произведениям – сродни интересу к детективам. В какой-то степени эти жанры близки, поскольку никто не знает, какова цена каждой тайны героев. А что если?.. Но это уже воображение читателя. Совпадет оно с сюжетной линией повествования романа, можно узнать, лишь дочитав историю до конца.

©Елена Karpos-Дедюхина
http://www.goodreads.com/review/show/199301639

«Книжная Витрина», 2005


Рецензии